О национализме и патриотизме

Речь на годичном празднике Русского Народного Союза имени Архангела Михаила

Воинство Святого Георгия 
0
816
Время на чтение 9 минут

Ниже мы помещаем Речь одного из самых известных русских архипастырей, митрополита (тогда еще архиепископа) Антония (Храповицкого) (1863-1936), сказанную на годичном празднике Русского Народного Союза имени Архангела Михаила 8 ноября (по ст. ст.) за панихидой по убиенным крамольниками патриотам.

Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний поддерживал тесные связи со многими правыми деятелями и монархическими союзами. 22 апреля 1906 года он был избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых (13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета), а также стал первым архиереем - членом Русского собрания. Именно в Волынской епархии, при благожелательной поддержке правящего архиерея возникла самая многочисленная монархическая организация - знаменитый Почаевский Отдел Союза Русского Народа (около 1,5 млн. чел.), который возглавил архимандрит Виталий (Максименко). При помощи Почаевского Отдела создавались народные кооперативы, Народный банк. А сам владыка был избран почетным председателем отдела. Нередко он выступал с докладами в Русском Собрании, которые становились известны всей России. Это снискало ему в либеральных и революционных кругах репутацию черносотенца. Принимал он участие и в ряде монархических форумов.

Речь «О национализме и патриотизме» впервые напечатана: Волынские епархиальные ведомости. 1909. N51/52.- С. 1015-1022 (ч. неофиц.); Голос Истины. -1909.- N 49-50.- С. 723-727.

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Публикуется по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 220-225) подготовил доктор исторических наук, профессор Александр Дмитриевич Каплин. Курсив в тексте - авторский. Ссылка перенесена составителем в предисловие. Цитаты и сокращения оставлены без изменений.

 + + +

Архангел Михаил прп.Андрея РублеваЗаканчивая заупокойную молитву об убиенных собратьях наших по любви к родине и приступая к началу молебного пения нашему небесному покровителю святому Архистратигу Михаилу, сосредоточим свою мысль на значении этого события в жизни нашего народного союза.

Народный дух, или национализм, у других современных племен Европы является преобладающим началом их общественной и государственной жизни, или, выражаясь по-мирскому, их политической аксиомой, на которую стараются опираться все влиятельные политические партии. У нас, напротив, это начало должно завоевать себе право на признание, потому что противоположная ему космополитическая подражательность уже издавна овладела умами русского общества и оторвала его от народа, так что самое кажущееся возвращение наших либеральных партий к началам национальным явилось у нас тоже в подражание народностям западным.

Совсем иным духом проникнуты те наши народные союзы, которые возникли на подлинных исторических основах жизни народной, союзы консервативные, патриотические. Существенное различие патриотизма русского, да и вообще патриотизма восточных народов и культур, от патриотизма племен и государств западных, выросших на началах римского язычества, заключается в том, что для последних самосохранение и внешнее усиление государства или племени является конечным предметом их вожделений, высшею целью их деятельности. Высока ли такая цель? Что представляет она собой, как не расширенное себялюбие, как не стадный эгоизм? Что за смысл бороться за силу и преобладание чехов среди немцев или испанцев над португальцами, когда и та и другая народность имеет и ту же религию, и ту же культуру?

Работать и бороться за одну из них против другой только потому, что то мое, а то не мое, - это иногда, пожалуй, и естественно, но здесь нет ничего высокого, вдохновляющего, святого. Чем отличается эта борьба от прежних боев Большой Охты с Малой Охтой? Почему я должен был бороться за ту группу людей, которые лишь тем отличаются от своих и моих противников, что говорят на одинаковом со мной наречии? Почему я не обязан объединяться с теми людьми, которые подобны мне, например, по наружности? Почему вместо швейцарцев или бельгийцев не объединяться между собой, например, всем курносым всего мира, всем рыжим и т. п.? Скажут: у тех есть общие интересы, а у этих нет ничего, кроме внешнего сходства. Верно, хотя и то не всегда, но в таком случае и не старайтесь придавать вашему западническому патриотизму характера нравственного, этического, а поставьте его на один уровень с любой акционерной компанией или торговым союзом.

Не так чувствовал и чувствует свою любовь к родине народ русский. Не целью своей деятельности мыслит он свою страну и себя самого, а служебной силой для иной высшей цели, цели святой, божественной и всемирной. Нося в себе непоколебимую уверенность в неповрежденном сохранении учения Христова, народ русский защищал и отстаивал с таким самоотвержением свою страну именно как хранилище божественной истины, как служительницу евангельского благочестия: не себя самого, не свое благополучие, а это духовное сокровище, ему вверенное, его охранение и расширение почитают русские люди высшим направителем своей и личной, и общественной, и государственной жизни. Самосознание русское, народное - есть самосознание не расовое, не племенное, а вероисповедное, религиозное. Начните убеждать русского в необходимости уважать евреев уже потому, что Пресвятая Богородица, свв. апостолы и пророки были евреями, а не русскими: что он вам на это ответит? Неправда, скажет он: «это было давно, когда евреи были русскими». Он отлично знает, что древние евреи по-русски не говорили и о русских не слыхали, но он считает их своими предками, а себя их потомком именно по своему вероисповедному самосознанию. И в этом он прав, любезные слушатели. Да, не удивляйтесь: он чувствует и говорит согласно Христову глаголу, который отнял у евреев-отступников право сыновства Аврааму (Иоан. 8, 39) и возложил на лоно его многие народы (Матф. 8, 11); не тоже ли говорит и Предтеча Христов (Матф. 3, 9) и апостол Павел, возглашая с настойчивостью: «познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3, 7; ср. Рим. 4, 16).

Скажу вам нечто еще более знаменательное о русском патриотизме. В Киево-Печерской лавре в каждую субботу на заутрене читается акафист Пресвятой Богородице, а затем восторженная благодарственная молитва, в которой Матери Божией воздается хвала за то, что Она защищала Свой царствующий град, т.е. Константинополь, от нашествия северных варваров-язычников, «от скифского воеводы зверообразного лукаваго вепря, предстателя бесом, онаго прегордаго кагана... и многочисленныя воинства потопила еси и паки с небесе одождением горящих камык тьмы кораблей в море реющемся разорила еси». О чем здесь речь? О победе греков над русскими во второй половине IX века.

Ясно, что народ наш считает своими духовными предками не древних русских язычников, а греческих христиан, и их врагов - своими врагами. Ясно, что такому народу невозможно привить только расовый национализм; ясно, что истинно народным может оказаться только тот союз русских людей, который, подобно союзу имени Архистратига Михаила, примыкает к его религиозному, вселенско-церковному патриотизму. Широк такой патриотизм, безпредельно такое общение! Вот мы молились за своих умерших... они для нас верующих патриотов, живы. Их смерть - начало новой лучшей жизни, наши молитвенные воздыхания проливают отраду в их души. Мы даже не скажем со старинным поэтом:

Не говори с тоской - их нет,

Но с благодарностию - были.

Нет, они не «были» только, но и суть теперь с нами! Это только для деятелей исключительно политических, для жалких западников смерть прекращает всякую значимость деятеля. Это только для них ценится жизнь, и деятельность измеряется капризным наклоном минутного успеха; это только к ним относятся слова другого великого поэта:

О люди, жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Для нашего дела, для восстановления в жизни общественных начал и устоев народных - ни потеря политического влияния, ни самая смерть не могут явиться остановкой духовному росту русского дела, лишь бы мы взялись за него искренно и дружно. Мы не боимся смерти, потому что дело наше в союзе с умершими, в союзе с небом и безсмертными ангелами. Наше сокровище на небе (Лук. 12, 33); там наше истинное жительство (Фил. 3, 20), а здесь мы только отблески его стараемся усвоить и посильно насаждать в общественном быту.

И стараемся мы не напрасно. Не смотрите на то, что огромное большинство наших союзов составляет простой народ. Вспомним слово Писания к первым христианам: «посмотрите, братие, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничтоженное и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (I Кор. I, 26-29).

История двух тысячелетий и далее создана первыми христианами. Но могли ли это предвидеть гордые римляне? В их глазах христиане были жалкой толпой нищих, бездомных оборванцев, беззащитных рабов, ничтожных мечтателей, которые не могли даже защитить своих братьев от жестоких терзаний палачей. А теперь весь мир знает, что то были свет миру и соль земли, которых кости, разбросанные палачами по ветру, благоговейно лобызают цари как величайшую святыню. Презирали и наших русских предков могущественные татары, но и их владычество, не основанное на подвиге добродетели, пропало так же безследно, как и римское, а терпение, и молитвы, и слезы русских вырастили громадную державу.

Итак, пусть никто не называет нас мечтателями, которые гонятся за тенями. Не мечта, а величайшее в мире государство создано именно на таких духовных упованиях, на таком церковном вероисповедном патриотизме русских царей, русских монахов, воинов и граждан. Напротив, лихорадочная погоня за успехом в данный момент политической борьбы, кратковременное возвышение, исполненное страха за себя и за свои фантазии, а затем глубокое и долгое забвение, - то слава, то безчестие, то радость, то безнадежная скорбь: вот удел тех мечтателей, которые не верят нашим обетованиям, открытым в Евангелии. За обманом они гонятся и обман они сеют в умах.

Они, например, любят говорить о свободе личности, но их взгляды на жизнь, их дела обнажают в них рабскую, холопскую душу. В области свободного, непосредственного воздействия на общественную жизнь они совершенно безсильны. Здесь они могут только разрушать, только развращать, только ссорить. Свой успех они могут изображать только теми внешними узаконениями жизни государственной, которые им удается провести всеми неправдами жизни на горе и погибель России, а чтобы прикрыть свое полное безсилие воздействовать на нравы, они самые понятия жизни общественной, общественного развития, общественных интересов воровским образом слили с понятием государственной жизни, государственного развития и т.д., и тем показали, как мало они имеют права на проповедь свободы, если не признают никакого начинания, позади которого не стоял бы полицейский с разносною книгой.

Не таковы воззрения и приемы деятельности истинно народных союзов и их представителей. Не отрицая, подобно Л.Толстому, отраслей жизни государственной (т.е. принудительной), не отказываясь служить посильно, русские патриоты знают, что государственное воздействие прочно только там, где встречает соответственную своим предположениям крепкую бытовую основу. Они знают, что истинные благодетели народа - это те, кто может воздействовать непосредственно на эти глубины его духа, кто влияет непосредственно на быт общества и народа, на его понятия, на его нравы. Они знают, что не государственные узаконения, а личное и общественное убеждение, свободный энтузиазм, свободный подвиг создают те высокие проявления духа, как науку, поэзию, живопись, архитектуру, музыку, которые отражаются на общественном быте, предоставляя государству лишь внешнее, частичное благоустройство его проявлений.. Они знают, что сильнее и преимущественнее всех этих благородных проявлений человеческого гения на общественный быт влияет религиозная вера, что именно ею держится и ею созидается быт народностей всего мира и что, действительно, добрыми двигателями его, а не разрушителями могут быть только те и в такой степени, кому и в какой степени присуще это таинственное общение с Божеством, эта чуждая сомнений связь с небом, которую так разумно и так благоговейно поставил на своем знамени наш народный союз, посвятив себя Небесным силам и их Архистратигу Михаилу.

Итак, призывая их молиться о нас и о нашем деле, возносясь духом к их святой и блаженной жизни, посвященной славословию Господа и незримой помощи людям в их борьбе с грехом и демонами, выступим мужественно на борьбу, не уклоняясь от посильного укрепления и ограждения исконных начал русской жизни законами государственными, но не унывая и в тех случаях, когда это будет не удаваться нашим единомышленникам, на то уполномоченным, так как, помимо государственного законодательства, наше духовное общение с великим народом нашим через исповедуемого нами Господа Христа и Его свв. ангелов дает нам широкий доступ к всегдашнему непосредственному влиянию на общественные нравы и быт чрез живое слово, чрез печать, чрез учреждения благотворительные, воспитательные и экономические, чрез мужественный пример, чрез безкорыстную ласку и ободрение. Таково обширное и разнообразное поприще для деятельности Союза Архангела Михаила! Вот почему на него радостно откликнулись, к нему прильнули столь многие местные общества по лицу всей родной земли нашей! Вот что разбудило и потянуло сюда далекую Сибирь, и что всего труднее - даже туманный Петербург. Только бы нам самим крепко держаться этого духа; только бы нам не забывать превосходства над всем прочим ценностей нравственных; только бы нам познать, что для них нет смерти на земле, потому что они черпают жизнь от самого неба. Оттуда нам будут тогда помогать святые ангелы, и там будут утешаться нашею верностью убитые за веру, Царя и отечество наши дорогие единомышленники и друзья, туда перейдем и мы, если сподобимся здесь одной с ними участи, которой никто из нас не боится, но многие ревниво желают.

Мы знаем, что борьба наша не кончена. Подавлено вооруженное восстание на внешнюю целость государства, но продолжается то несравненно болеее гибельное разрушение внутреннего содержания русской жизни, ради которого собственно ненавистна бунтовщикам и государственная власть, как его защитница. Именно, продолжается разрушение св. веры, народных нравов, русской правдивости, русской чистоты, терпения и всепрощения; развращаются сердца учащихся детей, отравляются умы юношей, попираются узы священного брака, внушается злобная ненависть к родине и к Церкви, стараются расслабить и разложить наше воинство.

Вот в чем главная цель человеконенавистнической революции! Вот с кем бороться выступаем мы под покровительством Архистратига Михаила. Кто способен на такую борьбу кроме тех, кто искренно и сердечно верует и любит, и молится, и борется со своими страстями, - кто не боится смерти, кто презирает земное счастье, кто любит нашу Русь, Русь Святую, древнюю, народную! Такой деятель будет победителем; он не изменит своему знамени, если бы даже один остался с ним на всей земле. Но он не останется один, потому что вечное пребывание обещано Христу Своей Церкви и в ее сокровищницу входит все доброе, что теплится в сердцах ее работников, входит как действенная сила для современников и для дальнейших поколений. Ангелы Божии да помогают нам на земле, а отошедших от нас с пролитием своей крови за святые убеждения - да упокоит Господь в селениях праведных. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. 2. р.Б. Александр: "они не слышат и не видят явного"

Откуда у Вас такие точные сведения?
Александр Бутов / 19.11.2012, 20:51

4. "Национализм как идеология самоубийства".

Что же, в итоге, предлагается русским православным людям? "Идеология ...империализма". "Идеология...национализма". "Идеология...религиозного мессианства". "Эта идеология,...носит ярко выраженный интравертный характер". Однако,учитывая что Россия,сама по себе,-вселенная в миниатюре,населенная разными народами и народностями,-речь, безусловно, идет о том, чтобы всю энергию " русского империализма и русского религиозного мессианства",- направить вовнутрь страны,иными словами,-речь идет о самоуничтожении, посредством гражданской войны.
Писарь / 19.11.2012, 19:33

3. "...архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески оформлен в ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО МЕССИАНИЗМА.". Граф Толстой здесь же?

Случайно ли сегодня нам предоставили возможность ознакомиться с двумя статьями митрополита Антония Храповицкого? Одна - о графе Л.Н.Толстом, другая - здесь же приведенная? Что общее может быть между ними? И чего ради уважаемая Русская Народная Линия это делает?
диакон Владимир / 19.11.2012, 17:05

2. Вложить в уши

Молить Господа надо, что бы очевидное в вопросе русского национализма, дошло до тандема ВВП-ДАМ. Сегодня, к великому огорчению, они не слышат и не видят явного
р.Б.Александр / 22.11.2011, 08:15

1. О национализме и патриотизме

А вот слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Ивана Матвеевича Снычёва) «Что же касается наличия идеологической платформы, пригодной для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно - ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским духовным опытом, который русский народ накопил за время своего духовного бытия. Ведь сегодня уже вполне очевидно, что возрождающееся русское национальное самосознание по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в ХХ столетии целой серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов. Несмотря, однако, на катастрофичность русской истории, до сего дня из всех нестроений и смут Россия выходила еще более сильной, чем была прежде их начала. Такому течению событий в первую очередь способствовали уникальные духовные качества русского национально-религиозного самосознания. В течение долгих столетий оно опиралось на три фундаментальных мировоззренческих архетипа. Первый из них - архетип державности - в массовом сознании традиционно формулировался в качестве ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА, предполагавшей убеждение во вселенской миротворческой роли российской государственности. В отличие от своего западноевропейского собрата русский империализм никогда не носил агрессивного и уж тем более милитаристского характера. Его основополагающий лозунг "Москва - третий Рим" постулировал понимание Империи, Державы как оптимальной государственной формы для духовного - религиозного и культурного - развития общества в соответствии с нравственными императивами христианского вероучения. При этом державная мощь государства рассматривалась не как самоцель, но лишь в качестве средства охраны и защиты традиционных ценностей и святынь народной жизни. Второй архетип русского самосознания - архетип соборности - имеет форму ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА. И опять же, в противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология всегда носила консервативно-охранительный, миротворческий характер, отечески-покровительственный по отношению к малым народам, проживающим в России. В ее основу легло то безусловно справедливое утверждение, что именно русский народ (понимаемый в своей триединой соборной полноте совместно с малороссами и белорусами как духовная, а не только этническая общность) является главнейшим хранителем державного сознания, опорой российской государственности и ее надежным стражем. Третий, самый главный, глубокий и древний архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески оформлен в ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО МЕССИАНИЗМА. Ее развитие стало естественным результатом того неизгладимого воздействия, которое оказала православная Церковь на весь строй русского бытия - личного, семейного, общественного и государственного. В основании такого мировоззрения лежит убеждение в том, что высший, промыслительный долг русского народа – «народа-богоносца» - заключается в обязанностях сохранить догматические и нравственные идеалы христианства и пронести их неоскверненными через все преграды, беды и напасти. Эта идеология, так же, как и первые две, носит ярко выраженный интравертивный, то есть неагрессивный, мирный характер. Именно сии три мировоззренческих архетипа были сведены воедино в русском лозунге «Православие, Самодержавие, Народность», остававшимся официальным лозунгом России вплоть до революции 1917 года. Они же - в обновленной, современной форме - должны быть положены в основание новой, возрождающейся России, которая соединит в себе все то лучшее, что выработала русская жизнь как в древние времена, так и в недавнем прошлом...» (Иоанн (Снычев), митр. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995. С. 215-217).
Брат-3 / 21.11.2011, 06:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Антоний (Храповицкий)
Знамение времени
«Полунощники». Повесть Н. Лескова
16.06.2022
Ложный пророк
О Владимире Соловьеве
29.01.2021
Не должно отчаяваться!
Из «Словаря к творениям Достоевского»
08.08.2013
Все статьи Митрополит Антоний (Храповицкий)
Воинство Святого Георгия
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 12:46
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46