Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века

0
1044
Время на чтение 6 минут

Православное духовенство всегда считало одной из своих главных задач распространение образования среди своих прихожан. До 30-40 гг. XIX в. на территории Саранского уезда подобная деятельность была малозаметна, не носила организованного массового характера и составляла прерогативу отдельных священников. В 1828 г. Министерство государственных имуществ поставило перед собой задачу дать начальное образование государственным крестьянам. Заниматься этим должно было приходское духовенство. Обучение в школах министерства государственных имуществ продолжалось 2-3 года. Предметами были славянская и русская грамота, арифметика и Закон Божий. Обучение для крестьянских детей было бесплатным. Духовенство за учительскую деятельность вознаграждение не получало. На территории пензенской губернии в 30-40 гг. таких школ было 40. В Саранском уезде они функционировали в селах Зыково, Посоп, Гарт, Лесной Вьяс, Скрябино, Кочкурово и др. Большинство из них оставалось под руководством духовенства до середины столетия. В Саранске в это время на поприще образования подвизались диаконы Артболетовский, Румянцев и дьячок Венков. Знаменитый деятель православного просвещения в Саранском уезде протоиерей Алексей Масловский высоко оценивал деятельность этих лиц, отмечая высокое качество процесса образования. Он совершенно справедливо замечал, что все взрослое население из купечества, мещан и мелкого чиновничества г. Саранска стало грамотными благодаря этим подвижникам.

Начало 60-х гг. XIX в. в России ознаменовалось серией демократических реформ. Важнейшей из них была земская. Дело народного образования было поручено земствам. Последние, получив право на распределение земских сборов, начали массовое открытие начальных школ. Духовенство рассчитывало на помощь земств в поддержке церковно-приходских школ. Но ошиблось в своих ожиданиях. Столичное и провинциальное образованное общество с пренебрежением отнеслось к нуждам духовенства. Оно посчитало последнее неспособным к делу народного просвещения. В светской журналистике началась травля образовательной деятельности церкви. Не меньше обид испытало духовенство Саранского уезда от Саранского уездного земства. Священники сел Блохино - Дмитрий Охотин, Ромоданово - Георгий Охотский, Березники - Иоанн Сатурнов, организовавшие и много лет руководившие приходскими училищами, обратились за субсидией к Саранскому земству. Оно взяло на свое попечение школы и заменило священников светскими учителями. Священник села Гарт Алексей Островидов заменял в течение двух лет заболевшего, а затем умершего учителя земского училища, не получил никакого вознаграждения за свой труд. Не смотря на очевидные обиды, священники не отказывали в помощи земским учителям в трудных ситуациях. Березниковское общество отказалось строить здание земской школы. Священник Иоанн Сатурнов, отстраненный земством от заведования приходской школой, отправился на сельский сход и стал убеждать крестьян в пользе образования. Казалось бы, убедил. Сельский сход принял решение о строительстве земской школы. Но в тот же день кулаки убедили сход в том, что для села более актуально питейное заведение. Священник стал агитировать кулаков в необходимости училища. Стараниями о. Иоанна школа в Березниках все же была открыта.

Правление императора Александра III изменило отношение к церковно-приходской школе. 13 июня 1884 г. Были изданы «Правила о церковно-приходских школах». Приходские училища получили юридический статус и государственное финансирование. В 1885 г. был открыт Пензенский епархиальный училищный совет, который курировал все церковно-приходские школы Пензенской губернии. В Саранском уезде ими ведало уездное отделение совета. Оно отвечало за открытие школ, подбор персонала, закупку мебели и учебных пособий, организацию учебного процесса, ходатайствовало перед советом о выделении средств. Первыми членами Саранского отделения училищного Совета были: 1) председатель - священник Алексей Масловский; 2) наблюдатели церковно-приходских школ; благочинные - священники Иван Уханов, Михаил Охотин; 4) предводитель дворянства Д. Н. непременный член присутствия по крестьянским делам Д.А. Папанов; городской голова и председатель земской уездной управы Д.Ф. Фалилеев; инспектор Саранского городского училища А. И. Каллистов.

Благодаря деятельности уездного отделения училищного Совета в течение 1884-1899 гг. в Саранском уезде было открыто 20 одноклассных церковно-приходских школ и 23 школы грамоты, где одновременно обучалось не менее 2000 детей обоего пола. В Саранске приходские школы были при Казанской и Троицкой церквах. При всех одноклассных школах действовали библиотеки, которыми могли пользоваться не только учащиеся, но и все грамотные жители. Этой мерой не только распространялись знания, но и поднимался престиж церковной школы. С целью подготовки учителей для этих школ были открыты 2 второклассные школы в селах Архангельское - Голицыно и Воротники. Обучение в них продолжалось 5 лет и наряду с традиционными для начальной школы предметами: славянской и русской грамотой, арифметикой, чтением, Законом Божием и церковным пением, преподавались русская гражданская история, география, естествознание, русская литература, черчение и основы дидактики.

Отношения земства к школе оставалось неоднозначным. Критика в прессе несколько притихла. Саранское земство субсидировало каждой вновь открытой приходской школе по 20 рублей в год. Их краснослободские коллеги были куда более щедрыми; каждая вновь открытая церковная школа получала 190 рублей ежегодной субсидии.

Отношение крестьян к церковной школе также было неоднозначным. Они считали ее более предпочтительной, чем школу земскую, полагая, для жизни важнее хорошее знание богослужения и добрая нравственность, чем познания в области естествознания. В тоже время, они пытались избежать затрат на школу, полагая, что устройство и содержание школ должны происходить без их материального участия. Они часто говорили священнику, что денег на школу давать не будут, так как на них собирали на школу земскую. Священник договаривался в волостном управлении о списании с его прихожан земского сбора на школу. Последние были довольны этим обстоятельством, но давать деньги на школу не спешили. Священники затрачивали большие усилия, чтобы убедить крестьян поддержать школу.

Как мы отметили ранее, духовенство Саранского уезда не замыкалось в узко сословных интересах. Священник Алексей Масловский, будучи гласным Саранской городской думы и уездного земства, способствовал открытию ряда земских школ и женской прогимназии.

Стоит отметить, что в 40 земских школах уезда, городском и реальном училищах и женской гимназии Саранска был введен такой учебный предмет как Закон Божий.

Просветительская деятельность духовенства Саранского уезда не ограничивалось только школой. Одну из важнейших мер в духовном просвещении прихожан оно видело в церковной проповеди и внебогослужебных собеседованиях. Последние проводились после вечерни в период Рождественского и Великого постов. В Саранске духовно-нравственные беседы организовывались городским духовенством в Великий пост в здании Дворянского собрания. Случалось здесь собиралось до 500 человек. В сельской местности беседы проводились в селах Пушкино, Лада, Ромоданово, Чуфарово, Березники, Анненково, Елховка и Пятина. Во всех этих селах, за исключением Пятины, собеседования носили регулярный характер. Священник села Березники Порфирий Зарин на протяжении 1884-1914 гг. в Рождественский и Великий посты не пропуская, проводил беседы с прихожанами, объясняя смысл Закона Божия, смысл церковных праздников. В ходе внебогослужебных бесед священники боролись против народных суеверий, таких пороков как пьянство, азартные игры, не почитание старших. Много бесед было посвящено необходимости школьного образования. Особенно трудно было объяснить, что бы крестьяне отправляли в школы девочек. Не были оставлены без внимания проблемы борьбы с антисанитарией, вопросы профилактики инфекционных заболеваний: дифтерии, холеры и трахомы. Священникам приходилось убеждать своих прихожан доверять земским врачам, так как крестьяне полагали, что врачи не лечат, а травят больных. Священники пропагандировали среди своей паствы первоначальные медицинские знания. Объясняли матерям наиболее целесообразные приемы ухода за младенцами. Благодаря стараниям пастырей был снижен уровень смертности среди населения от инфекционных болезней.

Так как в Саранском уезде было не менее 1665 молокан и раскольников, а также значительное татарское мусульманское население, духовенство проводило с ними миссионерские беседы. Среди священников - миссионеров выделялись Сергей Магнусов и Николай Несмелов. Ежемесячно в православие обращалось в разных селах уезда несколько десятков человек, в основном раскольников.

Мощным средством привлечения прихожан к богослужению было общее пение, а также привлечение детей прихожан к чтению во время службы. Эта мера увеличивала число прихожан и тем самым влияла на их моральный облик. Отмечалось, что прихожане стали приходить на службу трезвыми, вести себя благопристойно, не сквернословили.

Сильным бичом населения Саранского уезда было пьянство. Оно охватило все социальные слои и возрасты - от стариков и молодежи. Против этого порока ожесточенно боролись наши пастыри: проводили собеседования о вреде пьянства, требовали перенос сельских сходов в будничные дни, закрытия в селах питейных заведений, организовывали общества трезвости. На этом поприще особенно активно проявили себя священники Порфирий Зарин, Петр и Стефан Масловские. (Петр Масловский был убит за проповедь трезвости пьяным односельчанином).

Некоторые священники, такие как Николай Беляев, Алексей Масловский, занимались изучением истории родного края и знакомили жителей уезда с прошлым г. Саранска и всего Саранского уезда. Отец Николай Несмелов уделял большое внимание изучению быта и обычаев мордовского народа.

Как мы видим, просветительская деятельность духовенства Саранского уезда была очень активна и имела разнообразные формы. Это и открытие начальных школ, и организация в них учебного процесса, и церковная проповедь и внебогослужебные собеседования, и привлечение прихожан к более активному участию в богослужении посредством общего пения и чтения богослужебных книг, и миссионерские собеседовании, и организация библиотек и обществ трезвости. Всеми этими, на первый взгляд малозаметными, делами наши пастыри поднимали образовательный и нравственный уровень жителей Саранского уезда. Саранское духовенство не замыкалось в своих корпоративных интересах, а всегда откликалось на проблемы уездного земства и города. Совместными усилиями в Саранском уезде к началу ХХ в. не осталось ни одного села, где не было открыто начальной школы.

Иерей Илья Мотыка, клирик церкви преподобного Серафима Саровского г.Саранска Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Уважаемой Лидии Александровой

В Российской империи начальные и средние школы принадлежали разным ведомствам: министерству народного просвещения, военному, удельному, земствам. Во всех этих школах был такой предмет как Закон Божий. Священники преподавали этот предмет. И зарплату получали от этих ведомств. Церковно-приходские школы подчинялись вроде Священному Синоду, епархиальным архиереям. Для лучшей организации учебного процесса были созданы епархиальные училищные советы. ЦПШ финансировались из сумм присылаемых Синодом, епархиальных сборов, средств присылаемых братствами и земствами. Эти средства распределяли и контролировали епархиальные училищные советы. Мною проанализированы журналы заседаний Пензенского епархиального училищного совета (ГАПО ф. 182) и материалы Пензенских епархиальных ведомств за 1884-1917 гг.

8. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века

Отец Илья, скажите пожалуйста, из какого источника Вы берете такие сведения: "В последующее время священники законоучителя получали зарплату от земства или министерства народного просвещения, священники заведующие церковно-приходскими школами получали вознаграждение от епархиальных училищных советов". Священники - законоучители, как правило, и были заведующими ц-пр. школами. А откуда Епархиальные училищные советы брали средства на школы?

7. Лидии Александровой

Уважаемая Лидия, священники заведующие школами ведомства государственных имуществ в 30-60 гг. 19 в. не получали за руководство школами вознаграждения. В последующее время священники законоучителя получали зарплату от земства или министерства народного просвещения, священники заведующие церковно-приходскими школами получали вознаграждение от епархиальных училищных советов.

6. автору

Дорогой отец Илья, как это не получало: "Духовенство за учительскую деятельность вознаграждение не получало". А 30 рублей хотя бы за законучительство? И еще вопрос: а епархиальный наблюдатель (начальник - то бишь) кто был над этими уездными наблюдателями (с 1895 года)?

5. В продолжение темы.

Жуков как-то сказал... "В армии командуют двое-я и сержант". Если Светлое Воскресение Христово-Сердце Православия,Монастырь-Сердце Церкви,то Приход-Сердце Народа. Веками жизнь русского народа,обустраивалась возле прихода и обустраивалась им. Самая обыденная жизнь,во всех ее проявлениях- хороших и плохих. Обыденный Храм- именно с Него всегда начинали обустройство или восстановление жизни. Ставился этот Храм очень быстро-в течение суток. Вот и поставить-бы этот Обыденный Храм не где-нибудь,но посреди Красной Площади,там где сейчас стоит Мавзолей. Обыденный Храм-Памятник. Памятник приходскому священнику- сержанту Воинства Христова,как и положено,при всех воинских знаках отличия и наградах. Их немного,зато какие. От Бога-Крест Животворящий,от Мира-"Георгий" и "Отечественной". Оба- Первой Степени. А на постаменте- надпись, большими красивыми буквами... "СЕРДЦЕ НАРОДА". Сказано... "где будет сердце ваше там будет и сокровище ваше".
Писарь / 04.11.2011, 16:10

4. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века

Я бы хотел все-таки попросить вас указать в номере за какой именно год говорится о "кулаках" в начале 60-х.Если есть такая возможность, то не могли бы вы дать более подробную информацию.Я бы даже сказал, что интересен не только год, но и месяц.

3. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века

Материалы для статьи взяты из подшивки Пензенских Епархиальных Ведомостей за 1884-1917 гг.

2. Статья действительно полезная и нужная.

Статья действительно полезная и нужная.С большим уважением отношусь к подобным работам.Единственное, не спора для, но блага ради, о.Илья, можно поподробнее о вот таком моменте."Начало 60-х гг. XIX ...кулаки убедили сход в том, что для села более актуально питейное заведение".Хотелось бы поподробнее и о кулаках в начале 60-х., и о литературе, откуда взяты данные.Еще раз повторю, что спрашиваю вовсе не для спора.Считаю, что подобные статьи должны появляться на РНЛ чаще.Жизни в них много.

1. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века

Ув.иерей Илия Мотыка. Большое Вам спасибо за очень интересный материал. Больше пишите на эту тему,редакция, надеюсь, не откажет в публикации. Всегда полагал-кто напишет историю Церковного Прихода,тот напишет и историю русского народа. Где всенепременно должна быть отражена правда,сотоящая в том,что Церковный Приход-это школа трезвомыслия и любви. Здесь человек обретает неложное искусство пользоваться своим природным умом и неложное искусство любить. Любить Бога как Отца и ближнего,больше себя самого. Проще говоря-жить по-человечески. Иного места на земле нет и не будет и никто не должен заблуждаться на этот счет. Глубоко убежден в том,что революция в России случилась потому, что был заброшен приход. Приходской священник,по моему скромному разумению-центральная фигура в Церкви. Беззвестный трудяга,тянувший лямку вместе с народом, в прямом и переносном смысле. Как в веке прошлом,так и в нынешнем. Старый служака Господа Бога. Вот уж кто,действительно... "Слуга-Царю,Отец-солдатам". Однако, как церковные,так и светские историки,често говоря, не особенно его жалуют. Не говоря уже о литераторах. Кому интересна обыденная жизнь,другое дело- Никон, Аввакум,Царь,Стефан Баторий,стрелецкий бунт,да Степан Разин с Пугачевым,а ведь так-обыденно живет весь русский народ,из века в век. И что? Вместо спасибо одни насмешки и презрение,как до революции,так и после,пожалуй только один Бунин и вступился. Обыденная жизнь неитересна тому,кажется,кому вообще жить неинтересно. "кабы татары да Литва...". Бытописательство есть проникновение в самую глубь человеческой души-отражает нравы эпохи,которые определяются ее духовным строем. А духовный строй общества определяет все. Прежде всего его, общества,будущее.
Писарь / 03.11.2011, 10:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Илия Мотыка
Все статьи Священник Илия Мотыка
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44