Очевидно также, что разыгрывание ими с подачи мировой закулисы "марийской карты" нацелено не только на этническую, но и на религиозную дезинтеграцию, так как кампания за "возрождение марийского народа" давно уже ведётся под знамёнами "традиционного" язычества, противопоставляемого "чуждому", насильственно навязанному марийцам "русскими колонизаторами" православию. Вряд ли нужно объяснять, что такие политические камлания способны нарушить единство и самого марийского народа, в массе своей пребывающего в лоне РПЦ. Впрочем, такие "мелочи" англоязычного финно-угра Тоомаса Хендрика Ильвеса и его сообщников-русофобов, по-видимому, нисколько не смущают.
Новая геополитическая конъюнктура и постоянно увеличивающаяся евро-прикормка марийских национал-язычников напрямую способствуют появлению всё новых "фактов" ущемления прав марийцев в России, с упованием обсасываемых "правозащитниками" различных мастей и охотно тиражируемых либеральными масс-медиа. Так, незадолго до открытия конгресса в Ханты-Мансийске, электронные СМИ облетела очередная "страшная" весть об ущемлении прав приверженцев "марийской традиционной религии" (МТР) в селе Старый Куклюк Елабужского района Татарстана. Причём, известную пикантность ей придаёт то обстоятельство, что на сей раз поклонники Кугу Юмо пострадали не от вездесущих "великорусских шовинистов", а от местных "татарских властей". Что же натворили эти распоясавшиеся "черемисофобы"?
Заголовки статей вопиют: "Татарские власти запретили марийский праздник", "В Татарстане запретили проведение марийского языческого обряда", "Несвобода совести (Кадыров запретил марийским язычникам молиться)"... Как сообщается на сайте "Newsmari.ru", приверженцы МТР села Старый Куклюк "получили официальный запрет на проведение ритуалов согласно канонам собственной религии", чем якобы "власти Татарстана грубо нарушили Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. . 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Из публикации следует, что "верующие села Старый Куклюк" запланировали на 6 июня 2008 г. "очередное моление по древним марийским обычаям", однако "неожиданно марийцы получили от татарских властей официальный запрет". При этом сразу же обращает на себя внимание привычная для такого рода сообщений "игра слов": запланировали-то моление "верующие", а отказ получили "марийцы".
Для пущей наглядности на сайте была даже вывешена копия ответа руководителя аппарата Совета Елабужского муниципального района Н.К.Кадырова на имя заместителя председателя Национально-культурной автономии марийцев "Мари Памаш" Г.И.Тронтовой об отказе проведения языческого обряда-молебна "в селе Старый-Куклюк на заброшенной территории старой школы" с вполне ясным обоснованием причины этого: "во избежание конфронтации в религиозной среде среди местного населения". Однако аргументация "татарских властей" почему-то с ходу игнорируется. Ссылаясь на слова руководителя марийской общины Набережных Челнов Л.В.Шабалина, который в публикации фигурирует как "священнослужитель (карт) местной религиозной общины МТР", "Newsmari.ru" пишет, что "жителей марийского села запугали", и "многие боятся гонений властей". Ужас, да и только!
Впрочем, тут же сообщается, что Л.В.Шабалин всё же провёл 13 июня 2008 года "традиционное моление". То есть, либо язычникам, по большому счёту, было глубоко наплевать на то, разрешат им это делать местные власти или нет, либо они всё же вскоре получили такое разрешение, но намеренно умолчали о нём. Так для чего же тогда затеивалась вся эта "обличительная" кампания? Ответ напрашивается сам собой - марийским национал-язычникам нужен "общественный резонанс", желательно - скандальный. "В случае, если марийские активисты в Татарстане будут преследоваться и впредь, - заявляется на "Newsmari.ru", - централизованная религиозная организация Марийской Традиционной Религии намерена обратиться в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации".
Не заставила себя долго ждать и "правозащитная" общественность. Кочуя с сайта на сайт, новость начала обрастать "историческими" комментариями, один забавнее другого. Так, например, на "Sobkorr.ru" читаем, что: "В настоящее время в Татарстане насчитывается около 20 тысяч этнических марийцев. В основном, они компактно расселены в сельских районах республики. Большинство местных марийцев являются чимари - "некрещёные чистые марийцы". Чимари бежали на территорию современного Татарстана в XVIII веке от насильственной христианизации Марийской земли".
Не хочется разочаровывать автора этих фантазий, живущего категориями восемнадцатого века, но в сознании марийцев за это время произошли существенные изменения, о чём свидетельствуют, в том числе, и многочисленные факты обращения их в православие в следующем девятнадцатом веке. И сегодня многие из марийцев, как в самой Марий Эл, так и Татарстане, обращаются в своих молитвах ко Христу, попадая тем самым, по терминологии язычников, в категорию "нечистых" марийцев. Между тем, ни о каких зарегистрированных в Татарстане религиозных организациях МТР никто что-то не слышал. Так что, как говорится, не "чимарите", да не "чимаримы" будете.
То, что местные национал-язычники не только жонглируют словами, но и, мягко говоря, кое-чего не договаривают, можно понять уже после самого поверхностного знакомства с историей села Старый Куклюк. Благо дело, оно довольно хорошо известно в республике, так как о нём любят писать местные СМИ в качестве положительного примера общежития представителей разных национальностей. Мне, как человеку, некоторое время работавшему в Елабужском районе в одной из тамошних газет, тоже хорошо известно, что в Старом Куклюке, помимо марийцев, проживают в значительном количестве русские, кряшены, татары, чуваши и люди других национальностей. Так что, называть "марийским" село, почти половину жителей которого составляют немарийцы, уже не правильно. Это, во-первых.
Во-вторых, приверженцы МТР среди тамошних марийцев до того времени, как Л.В.Шабалин и его закопёрщики начал вести в Старом Куклюке "возрожденческую" пропаганду, замечены не были. Последние языческие жертвоприношения в селе проводились в начале двадцатых годов прошлого века, и потребности в их возрождении подавляющее большинство местных марийцев (исповедующих, как русские и кряшены, православие) не испытывали и не испытывают. И ущемлёнными в правах, в отличие от челнинского "чимаря", они себя не чувствуют, так как имеют возможность изучать в местной школе родной язык и в полной мере удовлетворять свои национально-культурные потребности. Поэтому насчёт "очередного моления" сайт "Newsmari.ru" тоже неумно "пошутил". Смехотворно в связи с этим выглядит и обвинение в адрес "татарских властей" в запугивании марийцев: не иначе, как татары (читай - мусульмане) пытаются всеми мерами удержать их от "отпадения" в язычество. О крепости марийцев в православии, стало быть, заботятся...
В-третьих, не понятно, с какой такой стати Л.В.Шабалин именуется картом "местной религиозной общины МТР". Что это за "община" такая, кому она вообще известна? Допускаю, что у марийских язычников жречествовать может любой желающий, но мы всё же не при первобытнообщинном строе живём, и, коль уж уподобил вас Кугу Юмо создать религиозную общину, то хотя бы зарегистрируйте её по закону, как регистрируются православные, мусульманские и прочие общины. Иначе чего стоят все эти вопли по поводу нарушений Конституции России и Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"? Режьте себе в узком семейном кругу баранов под какие угодно причитания, но потрудитесь уважать и законы государства, в котором проживаете. А также - право выбора тех своих соплеменников, кто не разделяет ваши языческие взгляды.
И нет ничего удивительного в том, что Совет Елабужского муниципального района опасается религиозной конфронтации. Значит, в отличие от уроженца Старого Куклюка Л.В.Шабалина, готового ради своих националистических амбиций внести раскол в марийское общество, местные власти с высокой степенью ответственности подходят к сохранению межконфессионального равновесия. И вряд предпринятая им попытка раздуть на пустом месте очередной религиозно-этнический скандал будет с восторгом воспринята в Старом Куклюке. Ведь марийцам грех жаловаться на местные власти, особенно в части содействия проведению традиционных праздников, где во множестве наличествуют и древние обрядовые элементы.
Так, какие же цели преследуют марийские национал-язычники, пытающиеся разговорами о "возрождении древних традиций" вернуть паству Христову в заброшенное языческое стойло? Ответ очевиден: чтобы "развести" марийцев с русскими необходимо оборвать связывающие наши народы духовные связи, а что может быть прочнее уз православного братства? Вот и варят разные "чимари" жертвенную кашу из ржавого топора, радуя своих эстонских "кураторов" всё новыми "фактами" ущемления прав марийцев в России. Вот только как бы эта каша самим им не стала поперёк горла.