Краеугольным камнем политико-идеологической концепции черной сотни стала идея Русской православной монархии и обоснованное русскими консерваторами XIX века положение об исторической обусловленности самодержавия в России как наиболее соответствующего государственному бытию русского народа, обеспечивающего само существование русского национального государства и осуществление им его всемирно-исторической миссии. Для черносотенцев самодержавие являлось не знаком лишь прошлого, но конструктивным образом настоящего и будущего, т.к. в завершенном виде и окончательно установившейся форме неограниченная самодержавная монархия никогда не существовала[1]. Наиболее приближенной к идеалу являлось допетровское самодержавие, на деле воплотившее формулу «единения царя с народом».
Черносотенцы отвергли секулярные концепции происхождения монархии: доктрину общественного договора (XVII в.), рационалистические объяснения необходимости самодержавия (XVIII в.), теорию классового происхождения государства (XIX в.). Принятая ими архаичная концепция о богоустановленности царской власти базировалась на христианской идее истины и не могла обосновываться секулярными методами: «Политический строй Русского государства составляет предмет настоящей и политической веры русского народа, которой он держится и будет, несмотря ни на что, твердо и неизменно держаться именно как веры»[2].
Исходя из божественной санкционированности царской власти, следовал тезис, что неограниченная и не стесненная никакими политическими и законодательными установлениями власть, не есть диктатура и тирания. Контролирующую и ограничительную функцию в системе самодержавия выполнял религиозно-нравственный компонент, где судьей неограниченного царя выступали Бог и царская совесть. Невозможность ограничения его власти носила сакральную подоплеку, а потому попытки ее ущемления рассматривались как покушение на Божественные прерогативы.
Отстаивая принцип несхожести исторического пути России и Запада, черносотенцы отвергали западные учения о народе как абсолютном источнике права, делегировавшего свои властные полномочия правителю. Но, ведя свои корни из русской философской мысли XIX века, черносотенная идеология не могла игнорировать славянофильскую концепцию «нации-суверена», видевшую в государстве союз свободного народа, объединенного нравственным законом и в качестве исконного правовладельца уступающего свою прерогативу верховной власти царю, долженствующего управлять для блага всех.
Крайне правые не стали резко отвергать эту идею, позволявшую им решить проблему национального характера самодержавия, т. е. как продукта русского национального творчества, посредством следующих тезисов. Во-первых, уникальность самодержавия как формы правления, присущей только русскому народу, осмысливалась через призму русской народности. Во-вторых, самодержавие являлось произведением именно православного народа, неизменно сохранявшего верность православной модели властиустроения, как органически присущей православному социуму. В-третьих, формированию национально ориентированного самодержавия способствовали многочисленные иностранные нашествия, актуализировавшие проблему создания идеократической системы властиустроения с функцией защиты православного социума. Исходя из данных рассуждений, самодержавие рассматривалось как уникальный, присущий только православному русскому народу способ правления, не имеющий аналогов в мире и одинаково отличавшийся от восточного деспотизма и западного абсолютизма.
Таким образом, в вопросе об источнике властных прерогатив царя черносотенной идеологии отчасти был присущ дуализм, который истекал из восприятия царя, во-первых, бесспорной, высшей сигнатурой власти, значимее которой был лишь ранг Всевышнего, что соответствовало православной самодержавной концепции власти, и, во-вторых, как персонификации духа собственного народа, чья власть «независима от народной воли, но зависима от народного идеала». Формулируя свое представление о монархической власти, черносотенцы решили проблему дуализма просто: божественный источник власти царя признавался первостепенным, в то время как народный — второстепенным.
Включение народа в черносотенную властиустроительную схему, являвшееся вынужденной реакцией на все более завоевывавшие популярность западноевропейские секуляристские учения с декларируемым ими принципом «верховенства народа», а также необходимостью преодоления «абсолютистской» оценки современной им монархии, имело и свои подводные камни. Нехотя включив народ в систему властиустроения, черносотенцы невольно смыкались как раз с теми западниками-либералами, которых так страстно критиковали. Позже обозначилась и другая опасность — возможность реформирования и даже ликвидации самодержавия, т.к. славянофильский тезис о том, что самодержавие является симптомом духовного строя народа мог быть использован оппозиционными политическими силами для того, чтобы убедить царя о несоответствии государственного строя изменившимся представлениям масс.
В конечном итоге противоречивость черносотенной идеологии, ставшая результатом диффузии концепций охранителей с их идеей божественного происхождения царской власти, и славянофилов с их либеральными идеями «нации-суверена», привела к расколу черносотенного движения на дубровинцев, оставшихся верными канонам, и обновленцев, принявших либеральную идею «народа-суверена», что дало им возможность признать ограниченность власти царя Государственной думой и Манифестом 17 октября.
Широкая вариативность политических партий, декларировавших приверженность лозунгу «Православие, самодержавие, народность» ставит проблему идентификации принадлежности к черносотенному сегменту. В качестве критериев отнесения к черной сотне предлагается использовать отношение к «ничем земным не ограниченному самодержавию в русском православном его проявлении». Принятие самодержавия как единственно возможной для России формы государственного устройства, недопустимость его ограничения законодательными парламентскими учреждениями по западному образцу позволяет проводить четкую политическую и персональную бифуркацию.
Использование уваровской триады в совокупности с данным критерием в качестве определителя принадлежности к черносотенному сегменту позволяет признать Всероссийский Дубровинский СРН эталоном черносотенной организации. Обновленческий СРН и Союз Михаила Архангела, признавшие Государственную думу как институт, ограничивающий власть царя, к разряду черносотенных могут быть отнесены весьма условно.
[1] Русское знамя. 1907, 22 мая.
[2] Отзыв на обращение «Русского собрания» к единомышленным партиям, союзам и русскому народу по поводу Манифеста 17 октября. М., 1906.