Памяти новопреставленного протоиерея Василия Швеца
В ночь с 10 на 11 марта скончался 98-летний протоиерей Василий Швец. Мы ему обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века о заступлении Царицы Небесной нашего народа в Великой Отечественной войне.
Примерно в 1986-м году пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте - самое привычное для нас тогда чтение, самиздат, 3-й или 4-й экземпляр. Сверху стояло: «Казанская икона Божией Матери - благословение России и Петербургу». Автор указан не был. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу - и просто мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, до Великой Отечественной войны - сплошное чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную.
В конце их приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны, митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; выпустить священников из тюрем, с фронтов, и им начать служить; Ленинград врагу не сдавать, обнести город Казанской иконой; перед этой иконой служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России; икона эта должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя; когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.
В сказании говорилось:
«Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им все, что было определено... Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано».
После Победы, в 1947 году, митрополит Илия приезжал к нам. Он был награжден Сталинской премией; по согласованию со Сталиным ему подарили крест и панагию с драгоценными камнями из разных мест России - в благодарность от всей нашей земли.
Надо сказать, прочитав рассказ об этих событиях, я не отбросил его сразу, как «миф» - мол, это неправда. Неправда, потому что Сталин, каким мы его знали, не мог поступить, как верующий человек. Но ведь мог быть и другой вывод, простой и радостный: значит, мы не всё и не главное знали о Сталине. Весь дух этих страничек вызывал великое к ним доверие, к их замечательному неведомому автору - почему же нужно было одно принимать, а другое отбрасывать?
Радостный вывод - потому что забрезжила надежда: а что если в нашей истории всё было не так, как мы привыкли думать, как нас учили?.. Нет, выше, разумнее, красивее... Ведь и в 1917 году главными были не революции, а явление Державной иконы Божией Матери, о котором тоже было замечательно сказано в этом повествовании. Ведь и отношение к Царю-мученику Николаю, к монархии у нас все больше и больше менялось... Ведь и сама вера к нам так пришла...
Теперь, когда уже изданы тома с описанием чудес, происходивших во время Великой Отечественной войны, и сомнений никаких нет в том, что «Бог был нам генерал», как говорил А.В.Суворов. А как могло быть иначе? Но тогда это был первый, важнейший прорыв в правду нашей истории ХХ века. Важнейший прежде всего потому, что он давал нам возможность воздать дань благодарности Царицы Небесной за спасение нашего народа в том огненном испытании.
В нашей истории, как и во всей науке, во всем образовании, была тотальная атеистическая цензура, полная идеологическая блокада - она продолжается во многом и до сего дня. Но непреложны слова Спасителя: Несть тайно, еже не явлено будет, ниже утаено, еже не познается, и в явление приидет (Лк. 8, 17). Как оставался Ной в ковчеге и жизнь на земле продолжилась, так это важнейшее свидетельство донес до нас отец Василий.
Это сказание - миф? Да нет, скорее миф - то, что якобы такая великая Победа была дарована нам без заступления Царицы Небесной. Все победы во всей русской истории были дарованы Ею, она покрывала Свой Дом во все века - а тут вдруг оставила? Да Она же сама засвидетельствовала, что не оставила нас - явлением Державной Своей иконы в 1917 году.
Когда мы узнали об этом, когда стали приходить многочисленные свидетельства о чудесах в то время, то в нашу историю ХХ века вошел Бог - о Котором мы забыли, словно Его тогда и в самом деле не было, вошла Матерь Божия. И история обрела реальность, обрела объем, связь с Небом. Она перестала быть плоской картинкой, и в это двумерное пространство ее уже не втиснуть, как бы ни пытались это сделать некоторые ревностные борцы с «мифами».
В те годы и думать было невозможно о том, чтобы напечатать эти страницы где-нибудь, кроме домашней пишущей машинки. Ни в одном - даже действующем - храме не продавалось ни одной православной книги. Но скоро всё стало меняться. И, конечно, появилось желание попробовать напечатать это сказание, которое давало совершенно новый взгляд на нашу историю. А вдруг чудо совершится?
И все же, отдавая в печать, хотелось быть совершенно уверенным в историческом свидетельстве о митрополите Илие. Сказал об этом отцу Валериану Кречетову, настоятелю храма Покрова Божией Матери в Акулово под Москвой. А он:
- А за что же ему дали Сталинскую премию?
Первые попытки напечатать сказание ничего не дали. Лишь в 1991 году, когда стала выходить газета «Русский Вестник», в ней был опубликован отрывок из него под названием «Заступница» - самый ныне известный, о Великой Отечественной войне. А в 1992 году полный текст сказания напечатал Вестник Московского общества охраны памятников истории и культуры. Наверху поставили: «Автор редакции неизвестен».
Однажды, как всегда в воскресенье, поехал я в Акуловский храм, заказал молебен Казанской Божией Матери... На службу приехал удивительный гость - очень живой седовласый старец. После литургии он сказал в храме огненное слово, в котором кое-что показалось мне знакомым.
Потом была общая трапеза, беседа, и уже к концу ее отец Валериан, посмотрев на меня, сказал:
- Тут кто-то интересовался, кто написал о Казанской иконе Божией Матери...
Я все понял. Автор - здесь!
И отец Василий теперь уже сам рассказал, как очевидец, о приезде митрополита Илии в 1947 году в Ленинград, о его встрече с народом в Князь-Владимирском храме у Тучкова моста, где и поныне красуется украшенная владыкой Казанская икона Царицы Небесной. Отец Василий даже жест повторил, с которым митрополит Илия вернул Сталинскую премию, сказав, что он монах, деньги ему не нужны, они сами привезли 200 тысяч долларов для детей-сирот погибших офицеров нашей армии.
Слово о Казанской иконе стало широко публиковаться. Но и сегодня можно услышать рассуждения о том, что это сказание - якобы «благочестивый миф». Причем, «основанием» для таких утверждений бывает лишь: «это невозможно», «нет документов»...
У предания документов по определению быть не может. Впрочем, и у писания тоже может их не быть. Ни печатей, ни подписей, ни «единиц хранения» у очень многих исторических источников, как известно, не было. Древние летописцы не делали ссылок, излагая события, но их летописи легли в основу нашей истории. А вот у поддельных «документов» могут быть все печати и подписи в избытке - но их, бывает, опровергают именно устные свидетельства очевидцев.
Современники той эпохи, люди святой жизни, молитвенники, наделенные священным саном и монашествующие, имеющие высокий духовный авторитет, приняли свидетельство отца Василия без сомнений и даже стали передавать его людям, устно и письменно.
Сын расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, протоиерей Сергий Лавров (1911-2001), прошел финскую войну, а когда уходил на Отечественную, его мать дала ему кусочек черного хлеба и сказала:
- Откуси. Придешь - и доешь.
И положила за иконы.
«Служил Сергей в строительном батальоне железнодорожных войск, - рассказывает Светлана Леднева о нем в книге «Воин Христа, воин Отечества». - Он был командиром водолазно-понтонного взвода. Фашисты бомбили мосты, а наши воины их восстанавливали. Часто работали под шквальным огнем, под обстрелами.
В минуты затишья Сергей уходил куда-нибудь в лесок, там на пенечке раскрывал акафист перед иконой «Всех скорбящих Радость» и, вставая на колени, горячо молился. Всю войну до Кёнигсберга с ним прошли иконы Казанской Божией Матери и великомученика Пантелеимона.
А в деревне Переделки горячо молилась за своего любимого сыночка многострадальная матушка Елизавета. И... вымолила сына!»
Он вернулся в 1946 году - и доел тот кусочек хлеба.
«Сколько раз, казалось, смерть была неминуема, но «вся машина изрешечена пулями, а на мне ни царапинки», - вспоминал спустя много лет отец Сергий».
После войны его благословил на священство митрополит Николай (Ярушевич). Отец Сергий прослужил священником 52 года. В проповеди в своем храме Покрова Божией Матери в селе Игумново под Москвой на 50-летие Великой Победы протоиерей Сергий Лавров рассказал и о явлении Божией Матери митрополиту Илие.
Другой участник Великой Отечественной войны, известный всей России ныне здравствующий архимандрит Петр (Кучер), в проповеди на Покров Божией Матери также приводил это свидетельство.
Недавно Господь сподобил побывать на Куликовом поле и в Себено, на родине блаженной Матроны Московской - удивительно, но то и другое совсем рядом... В месте нашей первой Великой Победы в день Рождества Пречистой стоит храм, а в нем служит батюшка из Троице-Сергиевой Лавры. Мы вспомнили с ним незабвенного лаврского старца иеросхимонаха Моисея (Боголюбова; 1915-1992). Батюшка сказал про него просто - то, что и мы, знавшие его, чувствуем, ощущаем:
- Он - святой.
Отец Моисей был великим почитателем Царицы Небесной. Рассказ о митрополите Илие он включил в свою книгу «Заступница Усердная».
Православный публицист Алексей Яковлев-Козырев, вместе с которым мы провели не один счастливый час в гостеприимной келье старца Моисея, где благословлялась, обсуждалась, писалась книга «Православие. Армия. Держава» (М., «Русский Вестник», 1993), в которую тоже вошло свидетельство отца Василия Швеца, недавно побывал в Ливане, в том числе в том подземном храме, где митрополиту Илие явилась в 1941 году Царица Небесная, и видел там ростовой образ Пречистой.
«Митрополит очень много молился Божией Матери, и чаще всего - в подземной церкви монастыря Дейр Сайидет эль Нурийя» (в переводе - монастыря «Свет Божией Матери»), - вспоминал личный секретарь Митрополита Гор Ливанских Илии Мата (Матвей) Зака Ассаад.
- Митрополит любил Россию и русский народ. Он несколько раз ездил в Россию, и на службах всегда поминал в своих молитвах Россию и русский народ, желая счастья и успехов.
Во время Великой Отечественной войны митрополиту Илие Богородица открыла то, что нужно сделать, чтобы победила Россия, и повелела написать письмо Сталину. И Сталин выполнил всё, что передал ему митрополит Илия. Сталин был очень благодарен этой вести, так как начались успехи на фронте. Митрополит Илия стал другом Сталину.
Я говорю все это, потому что был секретарем митрополита Илии и председателем Церковного суда. Митрополит часто рассказывал об этих событиях, о России, о любви к России, о чудесах Божией Матери.
В горах рассказывают, что когда Илия был еще подростком, жил здесь, в Бхамдуне, то удостоился беседы с Царицей Небесной...
Во время Великой Отечественной войны многие ливанские батюшки, в том числе и митрополит Илия, молились о победе Советской Армии. Да и все православные Ливана молились за победу России.»
Почему же нужно упорно держаться мнения, что все подобные свидетельства - это якобы миф? И прежде всего - о приезде Сталина к блаженной Матроне Московской в 1941 году - событии, которое произошло примерно в то же время, когда молился в затворе митрополит Илия. Свидетельство об этом было вторым, столь же важным, пришедшим совсем с другой стороны прорывом в правду нашей истории ХХ века, подтверждающим и первое.
По одной причине: если их принять, то наш Верховный Главнокомандующий, стоявший во главе страны и армии-победительницы, был человеком верующим (вспомним, как равнодушно отнеслись наши военачальники к явлению Порт-Артурской иконы Царицы Небесной и чем закончилась русско-японская война начала ХХ века). «Не безбожником», по авторитетнейшему свидетельству Патриарха Алексия I. Следовательно, созидательной, государствообразующей личностью. А это значит, что тогда рушится главный коммунистический миф русской истории ХХ века о «культе личности», главное препятствие для понимания того, что произошло в нашей стране в это время. Этот настоящий миф, без кавычек, который по своей фантастичности можно сравнить только с теорией эволюции Дарвина, пытается представить сложнейшую борьбу, прежде всего невидимую брань, которая шла в нашей истории в ХХ веке, простейшим «объяснением» плохих черт характера одного человека, который якобы противостоял всему остальному народу, прежде всего добрейшим «верным ленинцам», и прочее, и прочее...
При этом даже верующие люди не замечают того, что, принимая этот миф и отвергая правду, они ставят под сомнение Покров Божией Матери над Россией в Великой Отечественной войне. А ведь для верующего человека эта ошибка должна быть куда важнее, чем слишком хорошие мысли о Верховном Главнокомандующем.
Батюшка Николай Гурьянов в подобных случаях говорил:
- А разве мы что плохое о нем говорим?
Кому мы, православные люди, должны больше доверять в оценке главы государства и армии в это время, в том числе и посмертной: Патриархам Сергию и Алексию I, митрополиту Николаю (Ярушевичу) или безбожнику Хрущёву?
В день панихиды по И.В.Сталину Святейший Патриарх Алексий I, которому уже не было никакой причины опасаться «тирана», сказал не дежурные слова, а повторил то, что произнес И.С.Аксаков на смерть святителя Филарета, митрополита Московского: «Упразднилась сила великая, нравственная, общественная...»
«Мы, собравшись для молитвы о нем, - говорил далее Патриарх в Богоявленском соборе, - не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы...» (Журнал Московской Патриархии, 1953, №4).
Разве можем мы сомневаться в искренности этих слов, зная, что после этого - сразу после начала кампании по «разоблачению культа личности», в которой покойному ставилась, в том числе, вина за слишком хорошее отношение к Церкви, - в стране начались лютые безбожные гонения с закрытием тысяч храмов и монастырей?
О чем Сталин думал на самом деле, что он понял во время войны, а что хорошо понимал и до этого, чего хотел, чего не хотел, - это во многом еще тайна истории. Может быть, что-то делал, чего и не хотел. Может быть, чего-то хотел - но ему помешали. Это можно стараться исследовать, однако главный вопрос - не в этом. Не в личности Сталина. Главное - как в русской истории и в это безбожное, с одной стороны, время, а с другой - время высоких подвигов веры и самопожертвования, действовал Господь, Промысл Божий. Как сказался на событиях нашей истории ХХ века Покров Державной Владычицы.
Вся наша история, вера наша говорит о том, что лишь с помощью Божией, предстательством Божией Матери, молитвами всех русских святых, которые соединились с молитвами и военачальников наших, и нашего народа, «суд об Отечестве нашем был преложен на милость» и в это время. И ничего другого и быть не могло.
Если все эти факты, которые все больше становятся известными ныне, - идут, можно сказать, со всех сторон, - не согласуются с официальной исторической легендой, то это значит, что надо отказываться от легенды, а не от фактов.
Сталин сам говорил, что история - это не схемы, а факты. И со свойственным ему юмором добавлял, что для схематиков история делится на три периода: матриархат, патриархат и секретариат.
Насколько он был искренним большевиком, в том числе и богоборцем, а насколько он все это говорил и делал вынужденно, тактически, терпеливо ожидая удобного момента для решительных действий, и когда, в какие периоды своей жизни и нашей истории, - это вопрос, который до конца мы, может быть, так и не разгадаем. Но он останется для нас таинственным еще и потому, что он был в определенной степени таинственным и для самого Иосифа Виссарионовича - потому что прежде всего здесь действовал Господь, может быть и неожиданно для него, а уж Господь «что творит, никому не говорит». И если Господь захочет, то никто из людей ему не сможет противостоять, а может быть и не захочет, и будет через него действовать Господь так, какова будет Его святая воля.
Борьба шла между Богом и дьяволом и в СССР, это была главная борьба и в это время. Дьявол не был победителем в России в 1917 году. Все равно был «впереди Иисус Христос», как писал отец Василий, вспоминая Блока. Господь действовал и все эти годы. Матерь Божия Державная ни на секунду не выпускала скипетра и державы из Своих рук, ни на мгновенье не покидала Свой трон. Недаром Она пожелала (а без Ее воли это и не совершилось бы), и Ее Державная икона перешла из Коломенского в 1929 году на Красную площадь, в Исторический музей, где и пребывала до 1988 года, и всем видимым демонстрациям приходилось обтекать это место с Ее незримым ни для кого присутствием. Но оно было решающим в нашей жизни.
Однажды в одной из проповедей в день Казанской иконы Божией Матери отец Валериан сказал, что будет, видимо, и третий день празднования Казанской иконы - в честь победы в Великой Отечественной войне.
Это будет совершенно справедливо. Это будет исполнением повеления Царицы Небесной, сделанного Ею в 1941 году.
Наши благочестивые предки всегда отдавали дань благодарности Господу, Матери Божией, святым за их особые милости народу нашему. В честь победы над Наполеоном был воздвигнут величественный Храм Христа Спасителя. В благодарность Царице Небесной за спасение Москвы от нашествий Тамерлана в 1395 году, хана Ахмата в 1480 году и Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году мы празднуем трижды в году праздники в честь Владимирской Ее иконы, за избавление от польского нашествия в 1612 году - в честь иконы Казанской. Без заступления Небесной Владычицы, без Ее Державного Покрова (как поется в тропаре Казанской иконе) не было ни одной великой победы русского оружия в нашей истории.
Самая большая Победа не только в нашей, но и во всей человеческой истории была дарована Господом предстательством Царицы Небесной в Великой Отечественной войне.
Уже высказано благочестивое пожелание внести в месяцеслов нашей Церкви третий день празднования Казанской иконе Божией Матери 9 мая по новому стилю, в благодарность Заступнице Усердной за дарованную народу нашему Великую Победу. И праздновать его по чину празднования Покрова Божией Матери, как великий праздник (день Казанской иконы именуют «Русским Покровом»).
Тогда общенародный, всеми почитаемый праздник Дня Победы станет и церковным праздником, в храмах в этот день всегда будет совершаться праздничное богослужение, возноситься благодарственная молитва Христу Спасителю и Его Пречистой Матери за дарование народу нашему и воинству Великой Победы, и мы привлечем к нам новые милости Пречистой, столь желанные нам в это трудное время.
Вечная память протоиерею Василию и благодарность потомков!
В сокращенном виде опубликовано на сайте «Столетие» и в газете «Русь Державная»