В современной церковной жизни у некоторых православных могут возникнуть смущения, вызванные именованием тех или иных угодников Божиих. Многим памятна ситуация с определением чина святости Августейшей Царской Семьи. Публикуемая сегодня заметка священника Н. Романского о святом Алексии, человеке Божием, свидетельствует, что подобные недоразумения, порожденные недостатком знаний у рядовых верующих, случались и в дореволюционное время. И тогда священнослужители выступали с необходимыми разъяснениями на страницах церковной печати, как в данном случае. Надеемся, что эта публикация будет небезполезна и для сегодняшнего боголюбивого читателя «Русской народной линии».
Печатается по: Московские Церковные Ведомости. 1902. № 10. С. 133-134.
В некоторых церквах г. Москвы при богослужениях и молебствиях празднуемый 17 марта Алексий, человек Божий, именуется «святым праведным», тогда как в большинстве других церквей он же величается «преподобным». Такое разногласие в наименованиях Алексия, человека Божия, бросающееся в глаза молящимся, требует разъяснения вопроса, какое же из этих именований следует считать более правильным, чтобы придти к общему, единогласному величанию?
Защитники именования Алексия, человека Божия, святым праведным указывают основание в житии Алексия, человека Божия, и говорят, что он спасался в мире и монахом никогда не был; в подкрепление своего мнения ссылаются и на митрополита Филарета, который будто бы также именовал Алексия, человека Божия, святым праведным.
Но такое именование Алексия, человека Божия, идет в разрез с указаниями типикона, служебника и служебного евангелия. В типиконе, который должен быть одинаковым для всех и во всем руководством, сей Алексий именуется преподобным; то же именование и в служебнике, и во всех месяцесловах. «Служебное евангелие» указует читать Алексию, человеку Божию, то евангелие, которое положено для преподобного.
Конечно, типикон, служебник и служебное евангелие при указании службы 17 марта имели в виду и житие Алексия, человека Божия, однако именуют его преподобным. И это не без основания. В самом деле, Алексием, человеком Божиим, был избран тесный путь спасения: скрывая свое звание, он 17 лет провел без жилища, в притворе церковном; своею подвижническою жизнью он совершенно отрекся от миpa и во всем не только уподобился монаху, но был, можно сказать, равно – монахом, равно – преподобным, как св. Ольга и св. Владимир по деятельности были не только подобноапостольными, но равноапостольными.
В тропаре, составленном Алексию, человеку Божию, если и нет слова «преподобный», но все содержание этого тропаря говорит за то, что составитель его имел в виду показать, что Алексий, человек Божий, поистине преподобный, так как, возвысився на добродетель, он достиг желанного и крайняго безстрастием и пощением.
Правда, в этом же тропаре Алексий, человек Божий, именуется преблаженным, как и в акафисте блаженным, но эти именования не изменяют смысла, так как составляют общую принадлежность всех святых; напр., и св. Николай именуется блаженным.
Если в богослужебном языке существует слово «равноапостольный», то нет в нем слова «равнопреподобный», но только «преподобный».
Святые праведные спасались, не изменяя ни своего обычного образа жизни, ни своих обычных занятий, не отрекаясь от миpa.
Поэтому Алексия, человека Божия, следует правильнее именовать преподобным, но он не только «преподобный», как обычно именуются святые, спасавшиеся, будучи в монашеском сане, но еще «человек Божий». Этою прибавкою указывается, что Алексий, празднуемый 17 марта, хотя и причислен к преподобным, в отличие от святых праведных, но свою подвижническую жизнь он проводил, оставаясь в мире человеком Божиим, в отличие от преподобных.
Нет основания ссылаться и на митрополита Филарета. В слове на день Алексия, человека Божия, сказанном им в Алексеевском монастыре 17 марта 1835 года, нет именований сего Алексия ни праведным, ни преподобным: митрополит Филарет выражается только «Алексий, человек Божий».
Предисловие и публикация Андрея Хвалина