11-12 февраля в Санкт-Петербурге состоялась международная практическая научная конференция на тему «Православная Церковь и русская культура», посвященная старейшей православно-патриотической общественной организации Петербурга «Собор православной интеллигенции», а также 130-летию со дня кончины великого русского писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского.
Говоря о «массовой культуре», важно отметить, что нет общепринятого определения этому феномену и нет общего мнения учёных, когда и где появилось это социальное явление.
Если принять мнение некоторых теоретиков и историков, то к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. В таком ракурсе рассматривая вопрос отношения Православия и массовой культуры, для нас значимым является то, что именно на этих аренах пролилась кровь первых мучеников христиан, на все последующие столетия обозначившая пропасть, которая разделяет эти два понятия - ПРАВОСЛАВИЕ и массовая культура. Если элитарная и народная культуры призваны просвещать людей, то есть, в христианском понимании, приближать людей к Богу Творцу, то, по сути, массовая культура - это обратный процесс. Это всегда показатель отступления человечества от Бога, показатель секуляризации общества. Призвание и назначение истинной культуры - облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции - она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.
В отношении самого понятия «массовая культура» существует несколько пониманий и толкований. Основной проблемой в определении названия является неверное понимание сути этого социального феномена, имеющего свой генезис, специфику и тенденции развития. Святейший Патриарх Кирилл не один раз делал на этом акцент. Так, в одном интервью он сказал:
- Мы используем слово «массовая культура», часто не задумываясь о том, что это означает. Нам кажется, что массовая культура - это культура масс. Это совсем не так - культура масс называется «народная культура». Термин «массовая культура» возник в то же самое время, когда появился термин «средства массовой информации».
Действительно, существует проблема смешивания понятий - народного творчества и моды. Есть искусство, заставляющее хотя бы задуматься человека о Боге, и искусство, уводящее человека от Бога. Здесь очень важна духовная суть явления. Все самые великие достижения человечества освящены светом Христа. Истинная культура - это всегда результат акта прославления Бога-творца людьми. Высшим проявлением народного творчества в православной России, да и во всём мире, стали лучшие образцы архитектуры, живописи, иконописи, прикладного искусства. Какие строения на планете могут сравниться по красоте и величию с православными храмами? Какая литература может сравниться в своей значимости и красоте с книгами Святого писания и творениями святых отцов церкви? Какие произведения живописи могут сравниться с «Троицей» А.Рублёва? Достоевский, Васнецов, Ломоносов были глубоко верующие люди, которые за каждый свой успех благодарили Господа, подарившего им талант.
Сегодня, если не провести чёткую грань между живым творчеством народа и массовым оболваниванием людей суррогатными формами творчества под название массовая культура, следующее поколение людей окончательно потеряет возможность отличать добро от зла. И это обернётся катастрофой для всей планеты. Если уже не обернулось...
В ХIХ веке, благодаря реформам Петра Первого, русская культура стремительно вошла в мировое рыночное пространство и адаптировалась к существованию в новых условиях экспансии европейской массовой культуры. Именно с этого момента началась стремительное уничтожение традиционных русских культурных традиций.
Активное развитие массовой культуры в России начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной. А в конце ХХ века началось развитие средств массовой информации и коммуникаций. Таких, как радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет и иллюстрированных журналов, интернет. Появляется индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.
Объективно это прослеживается в истории раскрепощения голливудского, а вместе с ним и мирового кино, где есть два рубежа. В 1930 году американская Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов под предводительством республиканца Уильяма Хейса приняла так называемый Кодекс Хейса, запрещавший изображать на экране среди прочего обнаженное тело, гомоэротизм и любые намеки на гомосексуальность, межрасовые половые связи, и так далее. Были запрещены многие ругательства и ограничена допустимая длительность объятий и поцелуев.
В 1968 году морально устаревший Кодекс Хейса отменили и ввели действующую поныне систему рейтингов, которая разрешает показывать почти все, но ограничивает аудиторию фильма: «для всех зрителей», «для детей в присутствии родителей», «только для лиц старше 17 лет» и т. д.
Кинематограф здесь почти всегда несколько опережал события, искушая зрителей выводом на экран того, что в реальности еще не было растиражированным фактом общественной жизни. По фильмам, которые стали первыми в своем роде высказываниями на тему секса, можно судить, как изменялось само понятие социальной нормы, а вместе с ним неизбежно и понятие нравственности и морали.
Сегодня низкие духовные потребности людей становятся предметом высокодоходного бизнеса, и основным критерием людей, владеющими средствами массовой информации, стал слоган: «Пипл хавает». То есть, массовый апостасийный отход людей от Бога, преступный цинизм и жажда наживы породили множество уродливых форм антикультуры, проникшей в каждую квартиру, в частичку сознания каждого ребёнка в нашей стране. Стало не важно, что продавать, важно, сколько это принесёт прибыли. Такая, в кавычках, культура, по сути, ничем не отличается от торговли наркотиками или платных абортов. Результат один - уничтожение человека как личности.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое разрушительное пространство.
Массовая культура всегда формировала у ее потребителей пассивное восприятие действительности. В произведениях массовой культуры предлагаются готовые и, зачастую, пошлые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
Сегодня засилье массовой культуры достигло своего апофеоза! Люди и, особенно, молодёжь привыкли к окружающей информационной пошлости и отреагировали созданием стихийных форм протеста против общества потребителей. Так появился рок-н-рол, появились молодёжные движения панки, готы, эмо. Если эти явления рассматривать как временные шалости переходного возраста молодёжи, то серьёзность проблемы, как бы, растворяется. Но, к большому сожалению, слишком частыми стали случаи, когда внешне театральные игры тех же готов заканчивались не просто впадением подростков в плен таких тяжких грехов, как блуд, наркомания, алкоголизм, а приводили несчастных к актам суицида и даже каннибаллизма. Велика ответственность родителей, когда ребёнок попадает под влияние такой группы, но так же и велика миссионерская роль Православной Церкви, которая обязана людям объяснять опасность таких проявлений массовой культуры.
Но, к сожалению, сегодня миссия Православной Церкви в основном не выходит за пределы церковной ограды. А когда это случается, новые ретивые миссионеры начинают проповедовать на рок концертах, по сути, воспевая саму рок музыку, а не просвещая молодёжь словом Божиим. Так появляются игумены, сочиняющие рок-оперы, протодьяконы, легко употребляющие на своих лекциях сленг, а то и мат, священники, снимающиеся в кино и выходящие на сцену с электрогитарами, протоиереи, вставляющие свои комментарии в фильмы ужасов. Так появляются в обычном обиходе такие понятия как: «православный рок», «православный секс-просвет», «православная ювенальная юстиция»... Новые миссионеры оправдывают свои действия тем, что пытаются говорить с молодёжью на их языке. Но, на самом деле, их действия являются ни чем иным, как ностальгией по своей бурной комсомольско-рок-н-рольной молодости.
Святейший Патриарх Кирилл по этому поводу сказал: «Мы готовы говорить с представителями разных субкультур, в том числе и молодежных. И говорить на понятном им языке. Однако Церковь - шире и глубже любой субкультуры, она является базисом национальной культуры нашего народа. И если мы говорим на языке молодежной субкультуры, мы помним главное - для чего мы это делаем».
Всегда ли помним? Вместо того, что бы нести свет Христов людям, сама церковь начинает обмирщаться и через новых миссионеров принимать метастазы антикультуры. В протестантских храмах уже на амвоне выступают исполнители тяжёлого металла. Если мы позволим сегодня такую форму миссии в нашей церкви, то не далеки те времена, когда Херувимская песня в храмах будет исполняться регентами в шортах под удары барабанов. Безусловно, в такую церковь придёт огромное количество молодёжи, но разве будут они настоящими христианами? Конечно, нет! Разве христианами были 26 тысяч финнов, всего за неделю отрекшихся от Церкви в поддержку гомосексуалистов? Этот скандал разразился после того, как в эфире национального телевидения представитель финской партии христианских демократов и епископ второго по величине города страны Тампере выступили против однополых браков и против усыновления детей гомосексуальными парами.
Святейший Патриарх Кирилл предупреждает о том, что не должно быть заигрывания с молодежными субкультурами, и не мероприятиями меряется церковная деятельность: «Работа по многократно выверенной схеме, без сердечной молитвы, без любви, без горения духом, заранее обрекает такую деятельность на провал».
В то же время, неправомерно считать массовую культуру только заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. Иногда, она служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Важно, с какой целью делается продукт. Важна мотивация и нравственность автора. Создавая фильм «Андрей Рублёв», Тарковский, на момент съёмок фильма, не был верующим человеком. Но его личный поиск Бога и талант, позволили создать картину, которая в советские времена заставила многих по-другому посмотреть на понятие «Святая Православная Русь».
Иногда динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Поэтому значимость конкретного продукта, увы, определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.
Возможно ли использование форм массовой культуры для обращения людей к Богу, к истинным духовным и нравственным ценностям? Возможно, и необходимо! Примером является фильм «Остров», Павла Лунгина, который заставил молодёжь, да и многих взрослых, по-новому увидеть частичку жизни Православной Церкви. После его массового показа мне позвонили многие неверующие люди и начали задавать вопросы о церкви и вере. Возможно, это не лучший пример симбиоза, но всё же он показывает положительные тенденции использования средств массовой культуры для просвещения и обращения людей к Богу.
Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Народный Собор»