Православие и массовая культура

Доклад на конференции «Православная Церковь и русская культура»

0
1096
Время на чтение 8 минут
*Православная Церковь и русская культура*, 2011

11-12 февраля в Санкт-Петербурге состоялась международная практическая научная конференция на тему «Православная Церковь и русская культура», посвященная старейшей православно-патриотической общественной организации Петербурга «Собор православной интеллигенции», а также 130-летию со дня кончины великого русского писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского.

Говоря о «массовой культуре», важно отметить, что нет общепринятого определения этому феномену и нет общего мнения учёных, когда и где появилось это социальное явление.

Если принять мнение некоторых теоретиков и историков, то к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. В таком ракурсе рассматривая вопрос отношения Православия и массовой культуры, для нас значимым является то, что именно на этих аренах пролилась кровь первых мучеников христиан, на все последующие столетия обозначившая пропасть, которая разделяет эти два понятия - ПРАВОСЛАВИЕ и массовая культура. Если элитарная и народная культуры призваны просвещать людей, то есть, в христианском понимании, приближать людей к Богу Творцу, то, по сути, массовая культура - это обратный процесс. Это всегда показатель отступления человечества от Бога, показатель секуляризации общества. Призвание и назначение истинной культуры - облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции - она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

В отношении самого понятия «массовая культура» существует несколько пониманий и толкований. Основной проблемой в определении названия является неверное понимание сути этого социального феномена, имеющего свой генезис, специфику и тенденции развития. Святейший Патриарх Кирилл не один раз делал на этом акцент. Так, в одном интервью он сказал:

- Мы используем слово «массовая культура», часто не задумываясь о том, что это означает. Нам кажется, что массовая культура - это культура масс. Это совсем не так - культура масс называется «народная культура». Термин «массовая культура» возник в то же самое время, когда появился термин «средства массовой информации».

Действительно, существует проблема смешивания понятий - народного творчества и моды. Есть искусство, заставляющее хотя бы задуматься человека о Боге, и искусство, уводящее человека от Бога. Здесь очень важна духовная суть явления. Все самые великие достижения человечества освящены светом Христа. Истинная культура - это всегда результат акта прославления Бога-творца людьми. Высшим проявлением народного творчества в православной России, да и во всём мире, стали лучшие образцы архитектуры, живописи, иконописи, прикладного искусства. Какие строения на планете могут сравниться по красоте и величию с православными храмами? Какая литература может сравниться в своей значимости и красоте с книгами Святого писания и творениями святых отцов церкви? Какие произведения живописи могут сравниться с «Троицей» А.Рублёва? Достоевский, Васнецов, Ломоносов были глубоко верующие люди, которые за каждый свой успех благодарили Господа, подарившего им талант.

Сегодня, если не провести чёткую грань между живым творчеством народа и массовым оболваниванием людей суррогатными формами творчества под название массовая культура, следующее поколение людей окончательно потеряет возможность отличать добро от зла. И это обернётся катастрофой для всей планеты. Если уже не обернулось...

В ХIХ веке, благодаря реформам Петра Первого, русская культура стремительно вошла в мировое рыночное пространство и адаптировалась к существованию в новых условиях экспансии европейской массовой культуры. Именно с этого момента началась стремительное уничтожение традиционных русских культурных традиций.

Активное развитие массовой культуры в России начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной. А в конце ХХ века началось развитие средств массовой информации и коммуникаций. Таких, как радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет и иллюстрированных журналов, интернет. Появляется индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

Объективно это прослеживается в истории раскрепощения голливудского, а вместе с ним и мирового кино, где есть два рубежа. В 1930 году американская Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов под предводительством респуб­ликанца Уильяма Хейса приняла так называемый Кодекс Хейса, запрещавший изображать на экране среди прочего обнаженное тело, гомоэротизм и любые намеки на гомосексуальность, межрасовые половые связи, и так далее. Были запрещены многие ругательства и ограничена допустимая длительность объятий и поцелуев.

В 1968 году морально устаревший Кодекс Хейса отменили и ввели действующую поныне систему рейтингов, которая разрешает показывать почти все, но ограничивает аудиторию фильма: «для всех зрителей», «для детей в присутствии родителей», «только для лиц старше 17 лет» и т. д.

Кинематограф здесь почти всегда несколько опережал события, искушая зрителей выводом на экран того, что в реальности еще не было растиражированным фактом общественной жизни. По фильмам, которые стали первыми в своем роде высказываниями на тему секса, можно судить, как изменялось само понятие социальной нормы, а вместе с ним неизбежно и понятие нравственности и морали.

Сегодня низкие духовные потребности людей становятся предметом высокодоходного бизнеса, и основным критерием людей, владеющими средствами массовой информации, стал слоган: «Пипл хавает». То есть, массовый апостасийный отход людей от Бога, преступный цинизм и жажда наживы породили множество уродливых форм антикультуры, проникшей в каждую квартиру, в частичку сознания каждого ребёнка в нашей стране. Стало не важно, что продавать, важно, сколько это принесёт прибыли. Такая, в кавычках, культура, по сути, ничем не отличается от торговли наркотиками или платных абортов. Результат один - уничтожение человека как личности.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое разрушительное пространство.

Массовая культура всегда формировала у ее потребителей пассивное восприятие действительности. В произведениях массовой культуры предлагаются готовые и, зачастую, пошлые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Сегодня засилье массовой культуры достигло своего апофеоза! Люди и, особенно, молодёжь привыкли к окружающей информационной пошлости и отреагировали созданием стихийных форм протеста против общества потребителей. Так появился рок-н-рол, появились молодёжные движения панки, готы, эмо. Если эти явления рассматривать как временные шалости переходного возраста молодёжи, то серьёзность проблемы, как бы, растворяется. Но, к большому сожалению, слишком частыми стали случаи, когда внешне театральные игры тех же готов заканчивались не просто впадением подростков в плен таких тяжких грехов, как блуд, наркомания, алкоголизм, а приводили несчастных к актам суицида и даже каннибаллизма. Велика ответственность родителей, когда ребёнок попадает под влияние такой группы, но так же и велика миссионерская роль Православной Церкви, которая обязана людям объяснять опасность таких проявлений массовой культуры.

Но, к сожалению, сегодня миссия Православной Церкви в основном не выходит за пределы церковной ограды. А когда это случается, новые ретивые миссионеры начинают проповедовать на рок концертах, по сути, воспевая саму рок музыку, а не просвещая молодёжь словом Божиим. Так появляются игумены, сочиняющие рок-оперы, протодьяконы, легко употребляющие на своих лекциях сленг, а то и мат, священники, снимающиеся в кино и выходящие на сцену с электрогитарами, протоиереи, вставляющие свои комментарии в фильмы ужасов. Так появляются в обычном обиходе такие понятия как: «православный рок», «православный секс-просвет», «православная ювенальная юстиция»... Новые миссионеры оправдывают свои действия тем, что пытаются говорить с молодёжью на их языке. Но, на самом деле, их действия являются ни чем иным, как ностальгией по своей бурной комсомольско-рок-н-рольной молодости.

Святейший Патриарх Кирилл по этому поводу сказал: «Мы готовы говорить с представителями разных субкультур, в том числе и молодежных. И говорить на понятном им языке. Однако Церковь - шире и глубже любой субкультуры, она является базисом национальной культуры нашего народа. И если мы говорим на языке молодежной субкультуры, мы помним главное - для чего мы это делаем».

Всегда ли помним? Вместо того, что бы нести свет Христов людям, сама церковь начинает обмирщаться и через новых миссионеров принимать метастазы антикультуры. В протестантских храмах уже на амвоне выступают исполнители тяжёлого металла. Если мы позволим сегодня такую форму миссии в нашей церкви, то не далеки те времена, когда Херувимская песня в храмах будет исполняться регентами в шортах под удары барабанов. Безусловно, в такую церковь придёт огромное количество молодёжи, но разве будут они настоящими христианами? Конечно, нет! Разве христианами были 26 тысяч финнов, всего за неделю отрекшихся от Церкви в поддержку гомосексуалистов? Этот скандал разразился после того, как в эфире национального телевидения представитель финской партии христианских демократов и епископ второго по величине города страны Тампере выступили против однополых браков и против усыновления детей гомосексуальными парами.

Святейший Патриарх Кирилл предупреждает о том, что не должно быть заигрывания с молодежными субкультурами, и не мероприятиями меряется церковная деятельность: «Работа по многократно выверенной схеме, без сердечной молитвы, без любви, без горения духом, заранее обрекает такую деятельность на провал».

В то же время, неправомерно считать массовую культуру только заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. Иногда, она служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Важно, с какой целью делается продукт. Важна мотивация и нравственность автора. Создавая фильм «Андрей Рублёв», Тарковский, на момент съёмок фильма, не был верующим человеком. Но его личный поиск Бога и талант, позволили создать картину, которая в советские времена заставила многих по-другому посмотреть на понятие «Святая Православная Русь».

Иногда динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Поэтому значимость конкретного продукта, увы, определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

Возможно ли использование форм массовой культуры для обращения людей к Богу, к истинным духовным и нравственным ценностям? Возможно, и необходимо! Примером является фильм «Остров», Павла Лунгина, который заставил молодёжь, да и многих взрослых, по-новому увидеть частичку жизни Православной Церкви. После его массового показа мне позвонили многие неверующие люди и начали задавать вопросы о церкви и вере. Возможно, это не лучший пример симбиоза, но всё же он показывает положительные тенденции использования средств массовой культуры для просвещения и обращения людей к Богу.

Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Народный Собор»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Артурович Артюх
Поступок Алексея Бородина должен стать примером
Руководитель движения «Стратегия» Анатолий Артюх вручил грамоту директору сети кинотеатров «Центр-фильм», отказавшемуся от демонстрации «Матильды»
17.08.2017
Дискредитация
На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды»
08.08.2017
Зреет конфликт между частью творческого бомонда и обществом
Анатолий Артюх просит Президента России поддержать создание экспертной комиссии для оценки законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным и духовно-нравственным нормам
07.12.2016
Все статьи Анатолий Артурович Артюх
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07