А ВЫ БУДЕТЕ С НАМИ ИГРАТЬ?
В деревне у моих внуков, Коли и Вани, много друзей. Это и деревенские мальчишки, и дачники: из Питера, из граничащей с нашей волостью Белоруссии, из других городов и весей. Чаще всего они собираются рядом с нашим домом. Всех привлекают высокие качели, которые смастерил дедушка Коли и Вани между двумя рядом стоящими деревьями. К тому же вблизи располагается большая лужайка, где можно всласть порезвиться, и проходит асфальтированная дорожка, очень удобная для езды на велосипеде.
Как-то раз, привлеченная особенно громкими воплями с лужайки, я подошла поближе и увидела с десяток мальчишек, гоняющихся друг за другом со зверскими перекошенными лицами. Поймав за рукав толстого неповоротливого Андрюшку, спрашиваю:
- Что это вы тут делаете?
- Мы играем!
- Во что?
- В бандитов!
Игра, о которой я расспросила ее участников, оказалась без особых правил, просто все бегали друг за другом, кто кого «застрелит».
- А какие игры вы еще знаете? - спрашиваю у собравшихся вокруг меня новоиспеченных «бандитов».
В ответ - молчание, пожимание плечами.
- В «Штандер» умеете?
- Не-е-т…
- А в «Вышибалочку»?
- Не-е-т…
- А мяч у вас есть?
Кто-то побежал за мячом и я, махнув рукой на замоченное в бане белье и на недополотую грядку с огурцами, возглавила шествие на школьную спортивную площадку, располагавшуюся через дорогу. По пути к нам присоединились еще несколько праздношатающихся ребят разного возраста.
Начали игру с простой «Вышибалочки». Я расчертила куском штукатурки асфальт, объяснила правила игры, потом мы выбрали двух «вышибал» и все сорвались с места!
Толстый Андрюха из Белоруссии оказался вовсе не таким вредным, каким я его считала. Он так радостно и открыто хохотал, если ему удавалось поймать мяч и «засалить» игрока, что мы все умирали от смеха вместе с ним. С питерского Андрея в пылу игры слетела вся его чопорность, а когда в него несколько раз попали мячом, и его футболка перестала быть белоснежной, он стал казаться совсем своим. Деревенский Сашка, который на прошлой неделе обманом завладел новеньким Колиным велосипедом и катался на нем целый день, оставив у нашего дома свою развалюху, неожиданно вызвался показать мне место в лесу, где можно набрать сколько угодно, хоть десять корзин, лисичек. А ведь для Сашиной семьи это было большим подспорьем, так как лисички он сдавал в магазин по сорок рублей за килограмм. Маленький Костик, который ни за что не согласился включиться в игру, как мы его ни упрашивали, тем не менее, без устали бегал в любую даль за улетевшим с поля мячом, что было очень кстати, учитывая мою разнывшуюся от беготни мозоль…
Потом мы играли еще в «Штандер», в «Третий лишний» и во все игры моего детства, которые я только смогла вспомнить, и для которых не требовался дополнительный спортинвентарь. Было очень жаль, что нет возможности сыграть в городки или лапту. Зато мы закончили игры велосипедными гонками на время.
На следующий день, когда я домывала пол в коридоре, послышался робкий стук в дверь. Выйдя на крылечко, я увидела стайку вчерашних мальчишек. Старший из них вышел вперед и спросил:
- А вы сегодня будете с нами играть?
ПАПКА
Папа шестилетней Ксюши пришел домой подвыпивший и с бутылкой пива в руках улегся на кровать за печкой. Ксюшины мама и бабушка стали возмущаться:
- Дрова не колоты, воды нет, огород не вскопан, а он лег за печкой, и лежит!
Ксюша не выдерживает:
- Ну что вы папку ругаете! Он лежит тихонечко за печкой и никому не мешает!
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ
Самое святое место в деревне – кладбище. Самый святой день – Троицкая родительская суббота. Традиции и обычаи православной старины почти не сохранились в наших местах (ну разве что яйца красят на Пасху), осталось только особое, трогательное отношение «к отеческим гробам». Даже Пасха, которую, конечно, чтут, не сравнится с тем, что происходит в этот день. На кладбище собирается вся деревня, да втрое больше родичей приезжает из ближних и дальних мест. Поминают близких, как умеют: самая лучшая еда, вино, водка. Все в изобилии. Заходят на соседние могилки, зазывают к себе, люди-то добрые, хлебосольные, простые… В этот день можно увидеться и поговорить со знакомыми, которых не встретишь ни при каких других обстоятельствах.
Как-то раз я пришла накануне Троицкой родительской субботы на кладбище привести в порядок могилу отца и увидела местную жительницу, которая усердно пропалывала траву в соседней оградке. Я удивилась: никакого родства с людьми, покоившимися здесь, у нее не было.
- Таня, почему вы убираете эти могилы, ведь вы даже не знали людей, которые тут похоронены!
Она в свою очередь удивилась моему вопросу:
- Как же я могу забросить могилы людей, в чьем доме я теперь живу! У них здесь не осталось никого, кроме меня.
РАЗОРЕННАЯ ДЕРЕВНЯ
К началу перестройки в совхозе было шесть телятников, пять молочно-товарных ферм (всего 1 200 голов дойного стада), свинокомплекс на 800 голов, два коровника, птичник, машинно-тракторная станция (11 комбайнов, 20 грузовиков, 30 тракторов), три сушилки для зерна, в каждой деревне - конюшня… На территории совхоза работал маслосырзавод (он, впрочем, закончил свое существование задолго до перестройки), который перерабатывал 30 тонн молока в сутки. На сегодняшний день ничего этого нет. Справедливости ради можно сказать, что после развала совхоза теплится еще небольшое хозяйство на 15 работников, обслуживающих небольшой свинарник…
До перестройки в деревне были также средняя школа, в которой училось 250-300 детей, детский сад, больница, библиотека, клуб, дом быта, общественная баня, почта, продуктовый и мебельный магазины, столовая, чайная, даже какое-то время действовала пекарня. Это был самый крупный населенный пункт в районе после районного городка и поселка у железнодорожной станции.
Сейчас в деревне нет ни больницы, ни детского сада, ни дома быта… Пока еще работают библиотека, центр досуга, почта, 2 продуктовых магазина и школа. С прошлого года школа уже не средняя, а восьмилетняя. В ней учится 24 человека. В первый класс в этом году поступил 1 ученик…
Утопает мир во зле.
Нынче - в каждой школе,
В каждом доме и селе –
Куликово поле.
(Прот. Андрей Логвинов)
ПОГИБШИЕ ХРАМЫ
Когда-то в радиусе 15 км от деревни находилось шесть храмов, по крайней мере, пять из них были каменные. Сейчас в радиусе 25 км нет ни одного…
Об одном из погибших храмов, в соседней деревне, удалось найти некоторые сведения. Большая пятикупольная церковь из красного кирпича с колокольней была построена в 1914 году взамен деревянной, которую перевезли в другое место. Церковь была не единственным церковным зданием. Это был целый церковный городок. Рядом с храмом стоял дом для священника, дом для дьякона и церковно-приходская школа. Все из красного кирпича.
В 1935 году церковь по разнарядке надо было закрыть, поэтому о. Григория, последнего настоятеля храма, ложно обвинили в агитации против советской власти, арестовали и сослали на 10 лет в лагеря, где он и умер.
В том же 1935 году помещение церкви отдали под клуб. Но клуб не может же быть с крестами, поэтому их сбросили с куполов и отвезли на кузницу для перековки. Жена кузнеца и еще несколько женщин, узнав об этом, возмутились и решили не отдавать кресты на поругание. Они тайно, ночью, собрались и стащили волоком на веревках тяжелые двухметровые кресты к торфяникам, и там опустили их в воду…
Еще об одном из этих шести храмов известно, что его разрушили перед войной. Никто из жителей этого села не согласился участвовать в уничтожении храма. Нашелся кто-то из соседней деревни, помогал сбрасывать колокола, разрушать стены… Божие наказание постигло этого человека сразу: парализовало его шестимесячного ребенка, а потом и вся его семья вымерла…
ВЛАДИМИРСКИЙ ХРАМ
Два года назад в деревне Бояриново на самом высоком и красивом месте, как это и было принято на Руси испокон веков, началось строительство храма Владимирской иконы Божией Матери. Под просьбой о строительстве подписалось более 80 человек.
На том же холме, рядом со строящимся храмом, возвышается серебристая скульптура воина с автоматом в руках. Здесь, в братской могиле, покоится прах 313 солдат, офицеров и партизан, погибших во время ВОВ 1941-45гг. Памятник поставлен на народные пожертвования, собранные в тяжелое послевоенное время, в 1954 году.
В недавние безбожные времена на месте полуразрушенных храмов устраивались танцплощадки и клубы. Символично, что в деревне Бояриново все получилось как раз наоборот: храм заложен на месте бывшего клуба.
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери не раз спасала наше Отечество от нашествия врагов: татар, поляков и прочих иноземцев. Район, где строится храм Владимирской иконы Божией Матери, находится на самом западном участке границы России. Это, можно сказать ее форпост.
Близость границы была причиной того, что в нашем краю происходило множество исторических событий и войн, разрушительными волнами прокатившимися по его территории и по судьбам людей.
Во время войны 1812 года французы, отступавшие из Москвы по старой Смоленской дороге, были биты и на территории нашей волости, о чем говорят французские кладбища и местные предания, подтвержденные топонимическими данными. Так, недалеко от деревни Бояриново есть место, которое называется Головы. Легенда рассказывает, что именно здесь был страшный бой русских с французами. Вся земля была полита кровью и усеяна головами французских солдат. Поэтому и место так назвали.
12 июля 1941г., на апостолов Петра и Павла, через три недели после начала войны, деревню оккупировали фашисты.
12 июля 1944г, через три года, день в день, на апостолов Петра и Павла, деревню освободили наши войска.
Именно на нашей земле был организован первый партизанский отряд под командованием Сергея Моисеенко. За связь с партизанами немцы сожгли вместе с людьми двенадцать наших деревень.
Героическое прошлое края, близость братского захоронения, особое заступничество чудотворной Владимирской иконы за русскую землю, не раз обращающей «в бегство полки чуждих» (из акафиста), побудило бояриновцев дать строящемуся храму еще одно название: «Храм воинской славы».
ИСКОРКИ ВЕРЫ
Собранных средств пока недостаточно для закупки леса и продолжения строительства самого храма, но в тридцати метрах от него нашлось пустующее помещение, где удалось оборудовать небольшую домовую часовню. Чтобы не тратить средства, предназначенные на строительство церкви, мы старались все сделать своими руками. Жители деревни, из тех, кто не принимал участия в чтении акафиста, неожиданно начали нам помогать. Кто-то взялся за печные работы, кто-то подключил электричество, кто-то врезал замки в двери, привез дров и многое другое. Батюшка на это сказал: самое главное время - это время строительства храма, когда собирается приход.
Теперь в непогоду мы читаем акафист в часовне. Здесь уже пятый месяц проходят занятия взрослой воскресной школы. Благодаря жертвователям собралась небольшая духовная библиотечка.
И еще, очень важное: этой осенью семеро человек, почти все - впервые в жизни - подготовились, исповедались и причастились запасными дарами, на что, в виде исключения, дал благословение благочинный нашего округа, чтобы поддержать искорки веры. Не дай, Господи, затухнуть этому огонечку!
Если у кого-то заплачет сердце о судьбе русской деревни и он откликнется на призыв о помощи в строительстве храма Владимирской иконы Божией Матери в деревне Бояриново, то можно послать пожертвование почтовым переводом по адресу:
182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. Замковая, д.2, прот. Петру Нетребе, с пометкой: пожертвование на строительство храма в деревне Бояриново
или на р/с:
Свято-Троицкий приход
ИНН 6022004306
КПП 602201001
р/с 40703810051140140292
БИК 045805602
Кор. счет 30101810300000000602
Псковское ОСБ № 8630 г. Псков
ОКОНХ98700
ОКПО24118255
Назначение платежа: пожертвование на строительство храма в деревне Бояриново.
Тел. в СПб:524-60-26 или 8-981-7238355 (Лариса).
Тел. в деревне Бояриново: 8(81140)48-103 (Валентина).