В лагере «Казачий Стан»

Путевые заметки

0
543
Время на чтение 18 минут

Окончил работу молодёжный лагерь «Казачий Стан»-2010. Из деревни Хотнежи, что в Волосовском районе Ленобласти, разъезжаются по своим домам ребята, участники сборов. Подведены итоги, написан обзорный текст, составлены отчёты... И всё-таки за рамками официальных публикаций остаётся всё то многое, чего не может вместить новостная статья или оперативный репортаж, тем более отчётная ведомость. Это живые впечатления, случайные, мимолётные, обрывочные, быть может, даже малозначительные для постороннего восприятия штрихи действительности. Но именно они, эти крошечные эпизоды, и составляют нашу повседневность. Они вряд ли попадут в местную хронику, и уж тем более не войдут в анналы большой истории, однако, несомненно, останутся в памяти очевидцев, осядут в сознании частными воспоминаниями. Многое сохранится на немых фотокарточках, кое-что будет озвучено на любительском видео. Нижеследующие заметки остались в моём путевом блокноте.

«Всё по барабану»

Повседневная жизнь в лагере «Казачий Стан» похожа на спокойную, непрерывно ровную работу муравейника, или на роевой порядок небольшого пчелиного улья. Кажется, всякий - от малого до старшего - знает своё место, свой участок общего дела. Вот прошли ребята с лопатками, один из них тащит тележку. Другие, повзрослее, сосредоточено готовят какое-то снаряжение, очевидно, для военных упражнений. Вдалеке, за кустами и между елями, мелькают тут и там чёрные береты и папахи. Командир объяснил потом - это плановые занятия.

*Все по барабану!*Жизнь этого маленького «муравьиного» войска движется непонятным для постороннего глаза самостоятельным образом и распространяется на территории почти в 5 гектар. Здесь нет громкоговорителей и репродукторов, нет рупоров, никто не громогласит с вышек, да и вышек-то нет. Но как тогда координировать общие действия большого коллектива? Старший казак, какого здесь все почитают за дядьку, и который в большинстве случаев являет собой «законодательную» и также «исполнительную» власть в одном лице, объяснил гостям, как это делается. «У нас всё по барабану!» - сказал он.

Было обеденное время. Старший казак, рослый, грузный, с густыми усами, с полковничьими погонами на камуфляжной куртке, ловко и легко поднялся на веранду центральной усадьбы, которая похожа на капитанский мостик, и принялся мерно выбивать такт на большом походном барабане. Тотчас без лишней суеты и спешки со всех краёв и углов, из дальних вежей и закутов, кто группами, кто врозь, поодиночке, - отовсюду стали собираться юные бойцы. Не в одну минуту, а даже ещё быстрее, в какие-то мгновения выстроились они в прямую линию. Все быстро пересчитались, доложили дежурному командиру о готовности, и по команде двинулись в трапезную.

Я не музыкант, и слух у меня весьма посредственный, но мне показалось потом, что всякий раз, когда возникает необходимость, барабанщик выбивает нужный ритм в соответствии с обстоятельствами. Воспитанники, где бы они не находились, немедля начинают действовать сообразно обстоятельствам, угаданными ими по характеру барабанного боя, при том чётко и слажено. Вот уж и вправду, казакам порядок в хорошем смысле - по барабану!

«Каша в брюхо, Божье слово - в ухо»

Мне вспоминается моё детство. В нашей школьной столовой гвалт всегда стоял неимоверный, шум, толкотня, словом, кто во что горазд. После обедов уборщица столовой сливочное масло убирали даже с потолка.

В «Казачьем Стане» порядок другой. Нет, не то чтобы дети здесь особенные. Дети как дети, дай им волю - вволю и пошалят. Но взрослые наставники находят способы обуздания этой дикой воли, притом способы замечательные и полезные во всех отношениях, т.е. сочетающие приятное и необходимое.

В широкой шатровой палатке, где проходят общие трапезы, за длинными деревянными столами рассаживается детская братия. Шапки долой единым рывком, и, кажется, даже без приказа. Гомон прекращается сразу, как только объявляют молитву. После краткого молебна начальник лагеря возжигает свечу и начинает читать главу из Евангелия или рассказ из Жития святых. Я не знаю, слушают ли все внимательно, но едят исключительно молча, даже добавку просят только жестами. Ложками работают споро, быстро и ловко, как гребцы на вёсельном судне. Каша в тарелках заканчивается быстрее, чем прозвучит последнее слово из Божественного писания. И порядок образцовый. По крайней мере, масла на потолке я не видел.

Хотнежи - Голливуд (наш ответ Америке)

Детей в «Казачьем Стане» застенчивыми не назовёшь. Хотя и наглой разнузданности «по-американски» здесь нет и в помине. Ребята в лагере ведут себя естественно и непринуждённо, или, как говорится, по-детски непосредственно.

В Хотнежах снимали о лагере фильм. Пока оператор устанавливал треногу и камеру, я, заложив руки за спину, фланировал по центральному плацу. Откуда ни возьмись появилась девчушка лет восьми, в камуфляже, стройная, из-под шапки выбивается чёрный волос, глазёнки карие, смотрят внимательно, носик вострый. Поздоровавшись, она спросила меня напрямки: «Вы продюсер?» Я, признаться, несколько оторопел, и в свой черёд спросил у неё, почему она решила, будто я продюсер? Она ответила: «Просто похож». Я мысленно посмотрел на себя со стороны. Я человек высокого роста, широкий, хорошо загорелый, на носу чёрные солнечные очки с отливом, одет в просторную белую рубашку и белые брюки-паруса. Если бы я ещё при этом жевал какую-нибудь дрянь вроде «Дирола», то, наверно, совершенно походил бы на «продюсера», и может быть даже на заграничного. Не успел я опомниться, как девчушка приступила ко мне снова: «А Вы фильм про нас будете снимать?» Я кивнул. «А где показывать будете?» - не унималась она. Тут уже я решил перехватить инициативу и в свой черёд удивить её: «В Америке будем показывать, - пошутил я, - в Голливуде». Отчего-то девочка тотчас погрустнела и даже сморщила носик. «Ну, - вздохнула она. - А я думала, будете у нас в Никольском показывать. Там и мама моя живёт. А то ведь Америка далеко, и мама про меня кино не увидит». Я пообещал ей, что постараюсь договориться с американским правительством и руководством Голливуда, чтобы фильм о «Казачьем Стане» непременно показали по прямому телемосту в посёлке Никольском, где живут они с мамой.

«Виноградова, выйти из строя!»

Я видел в «Казачьем Стане» строевые учения здешних девчат. Стоит строй из шести человек. Возраст разный - от 6 до 14 лет. Перед строем стоит «командир» - самая маленькая девчушка-кнопочка. Камуфляжные брюки подобраны снизу в три загиба, куртка тоже великовата, морщится гармошкой. Тонким, но бойким голоском звучит команда; «Виноградова, выйти из строя!» Девочка постарше, с торчащими из-под панамы косичками, делает два шага вперёд, ловко поворачивается на носке.

В *Казачьем стане*Вообще нужно сказать, что девичий отряд в «Казачьем Стане» представляет собой явление особое и очень интересное для наблюдения. Девчат в лагере совсем немного. Но вот удивительное дело! Не в укор нашему мужскому товариществу будет поставлено, но женская природа здесь являет замечательный пример порядка, причём порядка особого свойства: не того железного порядка, какой часто основан на необходимом, нередко невольном подчинении, но порядка самоорганизующегося, единодушного и гармоничного, источником которого может быть только взаимное и добровольное согласие.

Девчонки в «Казачьем Стане» скромные, но боевые и смелые - себя в обиду не дадут, хотя и на рожон не полезут. В окрике они не нуждаются. Приказы два раза повторять им не надо. Все носят военную форму. Но грубо мужиковатого в них ничего нет - ни в слове, ни в поведении.

Девчата здесь несут службу в основном по хозяйству, помогают взрослым женщинам. Дежурят на кухне, в медицинском пункте, следят за порядком в округе - всё складно и ладно, организованно и, главное, охотно. Они и военным делом занимаются с охотой.

Я подхожу к «командиру» строя. Спрашиваю, кто приказал заниматься, ведь взрослых на занятии нет? Никто, говорят, не приказывал, сами - по доброй воле.

«Виноградова, встать в строй!» - звенькнул опять «командирский» голосок. Девчушка в панаме заняла своё место в строю.

«Упрись в планету!»

Если планета Земля ещё не сошла с оси, то это только благодаря тому, что существует на ней деревня Хотнежи. Ещё точнее, оттого, что есть в Хотнежах лагерь «Казачий Стан».

В «Казачьем Стане» строгих наказаний нет, как нет здесь и строгих нарушителей дисциплины и порядка. Однако для иных нерадивых по службе определённые виды взыскания всё-таки практикуются. Для пущего пробуждения сознательной ответственности нарушителю станового устава даётся команда: «Упрись в планету!» При этом боец, разумеется, без всякого энтузиазма и даже с каким-то меланхолическим вздохом делает упор лёжа, и подпирает Землю, почти как атлант, дрожащими руками положенное по наказанию время. Обычно это продолжается не более двух минут. Польза от этого тройная. Во-первых, у бойца становится крепче сила воли, столь необходимая для самодисциплины. Во-вторых, крепчают руки. А в-третьих, эти крепкие руки помогают планете Земля держаться на оси.

Крестный ходЕсли после этого боец не вдохновляется на нравственные подвиги, что бывает крайне редко, тогда раздаётся другая команда: «Толкай землю!» И штрафник вынужден помимо упора лёжа выполнять ещё и отжимания, отчего пользы прибавляется больше. И не только ему. Земля начинает вращаться уверенней, и даже как-то быстрее. Нет, ну чтобы природа делала без Хотнеж! Да и мы, земляне, в большом долгу перед «Казачьим Станом».

За дело

Вообще с дисциплинарными взысканиями в «Казачьем Стане» ситуация в психологическом плане очень интересная. И что любопытно, практические выводы из этой «военной педагогики» можно сделать самые положительные. И это даже не смотря на то, что можно сразу представить себе, в какой истерике забились бы по прочтении этих строк деятели от ювенальной юстиции.

Приметил я в «Казачьем Стане» среди прочих мальчишек одного паренька, кажется, десяти примерно лет. Зовут его Саша Таиров. Видный парень: рослый, осанистый, волосы светлые, как пшеница, глаза голубые, смышлёные, черты лица правильно прямые, едва ли не римские. Но и проказник он тоже видный. Старший казак, дядька Сергий, замучился ему замечания делать. И Землю Саша подпирал не раз, и даже толкал её, родимую, не единожды. Последний раз, при мне, его наказали строже обычного. Стоял Саша на руках долго, минут пять. Смотрю, спина уже выгибается, колени дрожат, руки вот-вот ослабнут...Ещё через минуту глаза у Саши заблестели слезами, лицо покраснело от натуги. Но он ничего, молчит - солдат настоящий. Скоро ему позволили встать. Саша встал, отряхнулся неторопливо, размялся, и виду не подаёт, что едва Землю выдержал.

Мы потом, уже вечером, разговорились с ним. Саша, присев на корточки, ворошил палкой угли в костре, волосы взъерошены, лицо измазано копотью, носом от дыма шмыгает. Я спросил его: «Не обидно ли, что наказывают ?» А он вдруг поглядел на меня, пристально так поглядел - в самые глаза, даже с каким-то изумлением, и ответил спокойно: «Так ведь за дело же». Я, признаться, даже смутился немного - не ожидал от него такой взрослой сознательности. В конце разговора Саша сказал мне, что, несмотря ни на что, хочет остаться в «Казачьем Стане» насовсем, навсегда.

Вот тебе, бабушка, и ювенальная юстиция!

Смекалка

Конечно, взыскания никто не любит, даже если они за дело. Куда приятней похвала. Тем более если звучит она для маленького человека от взрослого могучего дядьки, опоясанного саблею, затянутого в ремни, с нагайкою и прочей грозной амуницией.

Была дана лагерю команда на общее построение. Объявили смотр форменного снаряжения, в том числе и головных уборов. Времени в обрез: одна нога на плацу, другая в палатку за папахой. Как хочешь, а без убора не являйся! Но и совсем не являться нельзя, даже если шапку второпях отыскать не сможешь.

Скоро собрался весь строй. Старший казак медленно, со знанием дела, идёт вдоль ряда: кому ремень прикажет подтянуть, кому брюки заправить, кому пуговицу застегнуть. Вдруг - остановка! Увидел перед собой дядька чудо и диву дался. Стоит перед ним казачонок, а на голове у него не папаха, и даже не просто шапка, но непонятного рода произведение текстильного производства, представляющее собой несуразную панаму с пришитой к ней сеткой, не то рыбачьей, не то противомоскитной. Под пристальным взором дядьки мальчонка стушевался. Да и всем стало как-то тревожно за него. А старшина возьми, да и похвали его за смекалку: молодец, мол, не растерялся! Сказано же было явиться в головном уборе, вот казачонок и явился, и в каком ни есть, а всё же уборе. Смекалка для казака - дело важное!

Цветы и дети

Здесь всё сочетается неразделимо, несмотря даже на видимую разность сочетаемых частей. Как в радуге - цвета различные, но едва ли различимы их границы. Природа и люди. Военные занятия и домашний быт. Общая служба и частная жизнь - и детей, и взрослых. Богослужения в храме, часто торжественные, и повседневная будничность, почти всегда однообразная. Прошлое, ставшее основанием настоящего, и настоящее, устремлённое в будущее.

На взгорье стоит старинный Покровский храм, подпирает колокольней вечное небо. С башни спускается длинное вервие от колокола. Близ храма в тени деревьев и кустарников покоятся могилы русских воинов, святых - от первого до последнего, положивших здесь жизнь «за други своя». Их битвы кончились, герои спят покойно. Молчит до поры и колокол. Дремлет и храм. Здесь место горнее - во всех смыслах.

Казак с дитемПод храмовой горой мир дольний. Близ центральной усадьбы «Казачьего Стана» замечаешь вдруг клумбу, обихоженную заботливой, явно женской рукой. Посреди сурового военного быта цветник выглядит контрастом. Клумба живописно обложена камням, небольшими, нетесаными. В каменном окружье цветы - ростки новой жизни. Они чем-то напоминают здешних детей, воспитанников стана. Дети так же растут-подрастают в заботливом окружении взрослых, да ещё под Божьей опекой, что будет попрочнее каменных оград.

Уже вечереет. Я стаю на крыльце усадьбы, любуюсь золотым закатом. Окрест не то, чтобы тихо, но как-то покойно. Сразу вспоминаются есенинские строки:

Задымился вечер, дремлет кот на брусе,

Кто-то помолился: «Господи Иисусе...».

В тишине раздаётся вдруг колокольный звон, призывающий округу на богослуженье. Смотрю наверх, в мир горний. Там, перед храмом, девочка в розовой кофте дёргает колокольное вервие. Собираются взрослые и дети, мелькает камуфляж, чернеют папахи.

Из дверей усадьбы выходит молодой казак, на голове кубанка, форменные брюки с красными лампасами, на ремне походный кинжал в ножнах. На руках у него младенец. Казак держит дитё крепко, бережно, как икону. Они спешат к храму. Я попросил их остановиться, так мне понравилась эта пара, что я решил сделать на память снимок. Казак на ходу обернулся, прижал к груди ребёнка, ещё бережней. Так и осталось на снимке: молодой казак с младенцем на руках, за ними храм, а за храмом лесная даль, такая же бескрайняя и вечная, как наша Россия.

Денис Миронов-Тверской, писатель, заместитель директора Ленинградского областного общественного фонда содействия национальному единению и согласию «Миротворец»

Август 2010 г.

Хотнежи - Санкт-Петербург

* * *

Приложение

Итоги лагерных сборов «Казачий Стан» в Ленинградской области

10 августа 2010 г. в деревне Хотнежи Волосовского района Ленинградской области прошло торжественное закрытие Межрегионального Православного Военно-Патриотического Лагеря «Казачий Стан» имени святого благоверного князя Александра Невского, который состоялся по благословлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, и при поддержки Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области. Лагерь завершил работу, наступило время подведения итогов почти полуторамесячных лагерных сборов.

В сборах приняли участие более 60-ти юных воспитанников. И хотя лагерь был объявлен «межрегиональным», поскольку съехались ребята из разных областей России, но условно его допустимо именовать «международным», так как среди приезжих двое были из Белоруссии. Все воспитанники и их взрослые наставники жили с конца июня по начало августа подле Покровского храма в деревне Хотнежи, где уже несколько лет существует Казачий Стан - и постоянное поселение, и одноимённый временно-сезонный лагерь для детей и юношества.

Работа лагеря, который проводится уже 3-й год, как и прежде, была насыщенной, а жизнедеятельность весьма событийной. Все состоявшиеся мероприятия можно условно разделить на несколько групп, конечно, взаимосвязанных между собою.

Военные занятия

Военные занятияПрограмма военно-тренировочных мероприятий реализовалась успешно и в полном запланированном объёме учений по казачьей воинской системе «Спас»: теория и ежедневные практические занятия.

В качестве обязательных занятий в программу был включён курс по освоению специальных навыков, казачьих и общевойсковых: работа с веревкой, сооружение переправы, медицинская помощь, спасательные работы, полевые выходы, основы альпинизма и сплав по реке на лодках, приготовление пищи на костре, разборка-сборка оружия, отработка метательных навыков. Регулярно проводились тактические занятия на местности и военно-тактические игры. Особое значение уделялось строевой подготовке. Уже давно замечен и обоснован большой педагогический эффект от строевых занятий. В сборах принимало участие немало мальчишек, как теперь говорят, из неполных семей. Что такое дисциплина, подтянутость, ответственность и строгое подчинение старшим зачастую им не известно. Занятия по строевой подготовке восполняют этот пробел в воспитании как нельзя лучше.

Нужно заметить, что все военные занятия носят характер не столько «милитаристский», сколько жизненно-практический, т.е. обыденно прикладной. Не секрет, что в нашем отнюдь не спокойном обществе, к сожалению, даже взрослые люди далеко не все знают, как вести себя в различных экстремальных ситуациях. Старшие инструкторы в лагере «Казачий Стан» на военных занятиях обучают ребят в первую очередь навыкам обеспечения безопасности жизни - своей и окружающих.

Трудовое воспитание

Большую роль играет в казачьей системе «Спас» трудовое воспитание. За время работы лагеря воспитанники ухаживали за местностью вокруг Покровского храма и убирали общую территорию стана. Ребята оказывали посильную помощь в казачьем огородном хозяйстве.

В должностном расписании лагеря есть целый ряд обязанностей, которые воспитанники выполняли по очереди: караульные, дежурные в столовой, медицинский дежурный, ответственный за воду и ответственный за инвентарь, и проч. Есть даже такая должность как «костровой», которому поручается дежурить возле специально оборудованного места, где постоянно кипятится в баках вода для хозяйственных целей. Это занятие настолько нравиться юным бойцам, что многие даже специально напрашиваются в наряд.

Все эти и другие обязанности распределяются с учётом возрастных и физических возможностей каждого ребёнка. Но здесь основная цель, кроме чисто практической, - это дать воспитанникам в полной мере понять свою непосредственную причастность к важному делу жизнеобеспечения всего коллектива и почувствовать свою ответственность за это.

Однако, дежурство по лагерю, посильный труд при храме и помощь в огородном хозяйстве являются для ребят не столько обязанностью и тем более не повинностью, а, скорее, увлекательным и занятным делом. Опыт лагерных сборов показал, что работают здесь дети охотно и с радостью.

Участие в богослужениях и торжественных мероприятиях

За полтора месяца лагерных сборов воспитанники «Казачьего Стана» успели поучаствовать в нескольких значительных мероприятиях, имеющих несомненную пользу для духовного просвещения и умственного развития.

12 июля состоялся выезд в С-Петербург, где молодые казачата в качестве почётного караула участвовали в торжественном богослужении в Петропавловском соборе. В День памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла в соборе при многочисленном стечении верующих служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После литургии состоялся массовый крестный ход. На Дворцовой площади возле Александрийской колонны был отслужен молебен. Воспитанники «Казачьего Стана» участвовали в процессии до прибытия на Сенатскую площадь к памятнику Петру Великому.

Епископ Назарий в *Казачьем стане*17 июля воспитанники лагеря приняли участие в церемонии открытия памятного знака в честь 770-летия победы русского воинства под предводительством князя Александра Ярославича в Невской битве. Открытие мемориала состоялось в Тосненском районе Ленинградской области. Юные казаки и их командиры специально прибыли сюда по приглашению устроителей мероприятия для несения почётного караула. Ребята готовились заранее: приехали на место за два дня, разбили походный стан, помогали в подготовке праздника, обустраивали территорию. В назначенный час казачий отряд в полной парадной форме, с хоругвями и знамёнами, выстроилась в линию перед мемориальным камнем. Строй возглавляла величественная икона Александра Невского с мощами святого. Как здесь пришлись кстати яркие, образные слова Епископа Выборгского Назария (Лавриненко), наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, духовного главы торжества! Вернее не сказать: сам князь, святой полководец, когда-то встарь возглавлявший здесь же, на невских рубежах, воинство древней Руси, возглавил ныне русское воинство новой России. Великий полководец Александр Невский снова в строю, и значит, мы непобедимы! Одна только мысль об этом зажигает в сердцах молодых бойцов священный огонь гордости за свою Отчизну. Это запомнится ребятам на всю жизнь, навсегда. Как и запомнятся им слова, сказанные Александром Невским накануне Невской битвы своей дружине, но через века, через эпохи звучащие и нам святым заветом: «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

В праздник Казанской иконы Божией Матери (21 июля) воспитанники «Казачьего Стана» выезжали в посёлок Извара (Волосовский район Ленинградской области). Здесь располагается церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в конце 18 - начале 19 века. Ребята присутствовали на торжественном богослужении, в качестве хоругвеносцев участвовали в крестном ходе.

30 июля юные казачата посетили деревню Ильеши (Волосовский район Ленинградской области). В деревне находится уникальный по своей красоте Николо-Пятницкий храм. Первые упоминания о деревянной церкви на этом месте датируются 1530 годом, а последняя перестройка уже каменного храма была произведена в 1854 г. Воспитанники «Казачьего Стана» приняли участие в богослужении по приглашению настоятеля Николо-Пятницкого храма отца Леонида (Трофимука).

Культурно-просветительные мероприятия

Пожалуй, самая главная, даже центральная часть воспитательного процесса в «Казачьем Стане» - образовательно-просветительские и воспитательные мероприятия.

За полтора месяца в лагерь часто приезжали священники для общения с ребятами. Мудрые пастыри в дружеском кругу тепло беседовали с детьми, расспрашивали их о житье-бытье, отвечали на вопросы, делились с молодёжью своим духовным и жизненным опытом.

Для воспитанников регулярно устраивались просмотры фильмов военного и патриотического содержания: исторические - «Суворов», «Россия и Византия» и т.п., художественные («Поп») и документальные («6-я рота») кинопроизведения. После демонстраций ребята обязательно обсуждали увиденное, делились впечатлениями друг с другом. Таким же образом проводились коллективные чтения патриотической («Психология мужества») и духовной литературы («Жития святых»). В ряду этих мероприятий заняло особое место разучивание старинных казачьих песен - строевых и народных. Это настолько пришлось ребятам по душе, что многие из них даже принялись переписывать слова песен в свои тетрадки.

Отдельно следует отметить участие воспитанников в военно-исторической поисковой деятельности. Руководил этим опытнейший человек - хорунжий СЗКО Георгий Голубовский, начальник поискового отряда из Тосненского района Ленобласти. Под руководством опытного наставника ребята выезжали в район урочище Ганьково, где во время Великой Отечественной войны пролегал рубеж обороны Ленинграда. Г. Голубовский посвятил ребят в теорию проведения поисковых работ и дал им возможность практически поучаствовать в поиске, результатом чего было обнаружение свидетельства былых боёв: гильзы, каски, мелкие осколки... Впечатлениям молодёжи не было конца - для них это живая история ! Также детям показали видеоролики о Великой Отечественной войне и прочитали лекцию о вооружении бойцов РККА того времени.

Результат

ПричастиеПравда, переоценить полезное значение лагеря «Казачий Стан» вообще трудно. Сказать лишь, что лагерь несомненно удался, значит не сказать почти ничего. Но и рассыпаться во множестве положительных оценок, значит потерять, упустить из виду что-то особенное, что-то самое важное - стержневое.

Подводя итоги, начальник лагеря «Казачий Стан» Ярослав Юрьевич Абманзин сказал: «Самое главное, что приобрели наши ребята за период лагерных сборов, это не столько военные навыки и физическую крепость, сколько очень важный внутренний закал. Дисциплина, самодисциплина, собранность, внимание, послушание, ответственность, умение работать в коллективе, взаимопомощь - вот, что мы стремились им дать в первую очередь». Да, действительно, этот положительный педагогический эффект от лагерных сборов заметен был сразу всякому, кто посещал «Казачий Стан» этим летом. Особенно заметны результаты родителям, чьи дети здесь находились. Если ко всем воспитательным достижениям присовокупить ещё и знакомство ребят с традициями и образом жизни казаков, а также приобщение их к жизни Русского Православия, то картина будет гораздо полнее.

Важное воспитательное значение «Казачьего Стана» отметил священник отец Леонид (Трофимук), он теперь нередко бывает здесь, опекает ребят, помогает им духовно расти и крепнуть. В последние дни лагеря отец Леонид, выступая перед строем юных бойцов после молебна, сказал: «Самое главное, что вы учились здесь ответственности. С неё всё начинается, особенно, когда дело касается военной защиты Родины, когда каждый несёт ответственность и за себя, и за своих товарищей, и за мирных жителей, которые понадеялись на своих защитников, на защитников нашего общего Отечества».

Итак, Межрегиональный Православный Военно-Патриотический Лагерь «Казачий Стан» имени святого благоверного князя Александра Невского успешно состоялся. Уже третий год подряд. Теперь «Казачий Стан»-2010 вырос количественно, во многом повысился уровень качества его работы. Подведя итоги, учтя ошибки и недочёты, свойственные живому быстрорастущему делу, оценив все достижения и победы, «Казачий Стан» уже смотрит в будущее - в год 2011-й. И, Бог даст, всё получится! Тем более, что у этого начинания такие замечательные и надёжные помощники. В заключение все - организаторы и сотрудники лагерных сборов «Казачий Стан», гости и доброжелатели, а, главное, ДЕТИ - сердечно и от души благодарят Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области и Приход Свято-Иоанновского ставропигального женского монастыря за оказанную поддержку.

Информационная служба Ленинградского областного общественного Фонда содействия национальному единению и согласию «Миротворец»

10 августа 2010 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. помогите пожалуйста

подскажите пожалуйста как я могу своего внука определить на лето к вам в лагерь я бабушка опекун мальчику 10 лет спасибо !
доннатаня / 20.02.2012, 17:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Миронов-Тверской
«Перерыв на войну»
Денис Миронов-Тверской о состоявшейся в Петербурге премьере художественного фильма, посвящённого 70-летию снятия Блокады Ленинграда
24.06.2014
Не те попали под раздачу
Денис Миронов-Тверской о конфузе чиновников Фрунзенского района Петербурга, поспешивших угодить Президенту
08.05.2013
Мы все немного «чукчи»
Денис Миронов-Тверской о политике «распорядителей новой жизни»
26.04.2013
Все украли всё
Денис Миронов-Тверской о том, почему мы не можем победить коррупцию
26.03.2013
Все статьи Денис Миронов-Тверской
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05