Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Обращаюсь к Вам всвязи с Вашим поручением внести до сентября с.г. в Государственную Думу проектфедерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[1].
К сожалению, вуказанном законопроекте явно недостаточно отражены и надлежащим образом гарантированыинтересы Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений играждан. И к настоящему моменту уже во многом упущено время для того, чтобыисправить эту ситуацию.
Только благодарябуквально принципиальной позиции Комитета Государственной Думы по деламобщественных объединений и религиозных организаций удалось переломитьсопряженную с атеизмом и неприятием инициатив Президента России по расширениюотношений государства и традиционных религиозных конфессий позицию МинобрнаукиРоссии, обеспечив в разработанном законопроекте сохранение всех положений,касавшихся вопросов религии, и тех новаций, что были внесены в последние годыруководством страны (государственная аккредитация духовных школ в частиреализации государственных образовательных стандартов, и др.). Но разработчикизаконопроекта, исходя из позиции руководства Минобрнауки России, намеренноотказали в малейшем выходе за пределы того, по поводу чего уже былополитическое решение руководства страны и, как следствие, что уже принципиальнобыло закреплено в Законе РФ «Об образовании».
Этого явнонедостаточно. На сегодняшний день сложилась ситуация, угрожающая правам изаконным интересам Русской Православной Церкви, православных образовательныхучреждений и граждан. Эта ситуация серьезно усугубляется негласной позициейМинобрнауки России о необходимости воспрепятствования притязаниям традиционныхконфессий на закрепление в законодательстве дополнительных гарантий имеханизмов (в сравнении с действующим регулированием), направленных нарасширение государственно-конфессиональных отношений в области образования и наповышение гарантий защиты прав православных граждан в этой области.
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,Ваши положительные инициативы по созданию правовой базы для расширения иуглубления партнерских отношений с Русской Православной Церковью и другимитрадиционными конфессиями России, выразившиеся в принятии крайне важногоФедерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросуподдержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и во внесении вГосударственную Думу проекта Федерального закона «О передаче религиозныморганизациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственнойили муниципальной собственности», в Вашей инициативе введения институтакапелланства, крайне нуждаются сегодня в достройке в виде создания современной,соответствующей существующим реалиям и социальным образовательным запросамверующей части населения России правовой базы взаимоотношений государства иконфессий в области образования. Без образовательной составляющей все Вашиусилия по обеспечению межрелигиозного мира в России и защиты прав верующих необеспечат необходимой эффективности выстраиваемой Вами системы мер.
Уже со всейочевидностью ясно, что исполнение Вашего решения от 21 июля 2009 года о введениив школах изучения основ религиозной культуры, поддержанного ПатриархомМосковским и всея Руси Кириллом и руководителями других религиозных организацийисторически представленных в России традиционных религий, встретило непреодолимыепрепятствия, целенаправленное противодействие его реализации со стороны рядапредставителей Минобрнауки России, которые, грубо игнорируя исполнительскуюдисциплину, подменили и извратили суть Вашей инициативы и механизмы еереализации. Вместо православной культуры школьники, семьи которых добровольно иосознанно избрали для изучения ими именно этот предмет, получатидеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучениюправославной культуры. Производится явная подмена содержания предметной области«Духовно-нравственная культура России» и предмета «Православная культура» навульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, смешанное ссомнительными идеологическими установками и пропагандой сект. В документах ипособиях, подготовленных в Минобрнауки России и по его поручениям,предусмотрено, что всем детям при изучении любого из предметов конкретнойрелигиозной культуры будут фактически насильно навязываться все религии сразу,совершенно не учитывая мнение родителей этих детей и их самих, грубо нарушая ихсвободу совести. В частности, православные дети будут обязаны в рамках изученияоснов православной культуры осваивать не только православную культуру (внамеренно примитивизированном, выхолощенном виде), но в обязательном порядке -также и элементы культуры иудаизма и других религий. А дети, семьи которыхвыбрали для изучения ими «Основ мировых религиозных культур», невзирая на ихжелание, даже вопреки их воле, и невзирая на мнение родителей и религиознуюпринадлежность их семей (или то, что семья является неверующей), должны будутвовлекаться учителями в «примерку на себя роли» иудаиста, буддиста,мусульманина, православного, индуиста и даже адепта зороастризма (!),«симулировать» их «роли», проживать их эмоциональные состояния, реконструироватьс помощью воображения их чувства[2].
Крайне актуальным иважным для избежания подобных ситуаций, для реализации Ваших конструктивных проектовпо созданию условий иммунизации населения против религиозного экстремизма ирадикализма, по расширению государственно-конфессионального партнерства вобласти образования является обеспечение разработки и принятия поправок куказанному законопроекту, закрепляющих развернутые правовые гарантии имеханизмы:
1) обеспечения продолжения преподавания православной культуры в школах ивне рамок «эксперимента» Минобрнауки России, в частности - посредствомотведения не менее 25-30 процентов общего объема времени занятий,предусмотренных стандартами школьного образования и соответствующими базиснымиучебными планами на вариативную часть (формируемую участниками образовательногопроцесса) основной образовательной программы, гарантируя при этом невозможностьзначительного сведения этой вариативной части к внеурочной форме. Это оченьважно в условиях существенного искажения в настоящее время первоначального замысла и целей преподавания«Основ православной культуры», произошедшего при организации Минобрнауки Россииапробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики»;
2) реализациирелигиозно-культурного компонента образования в общеобразовательных учреждениях(школы, в т.ч. государственные и муниципальные, с религиозно-культурнымкомпонентом образования, создаваемые в школах классы с религиозно-культурнымкомпонентом образования[3]);
3) обеспечения прямого участия представителей Русской Православной Церкви в организацииподготовки и повышения квалификации учителей по предмету «Основы православнойкультуры», прямого и обязательного согласования с Русской Православной Церковьюучебных программ и пособий по этому предмету[4];аналогичного порядка и для других традиционных религиозных конфессий - в части,их касающейся;
4) особого правового статуса негосударственных общеобразовательных школ идошкольных учреждений различных форм (гимназий, лицеев, школ, интернатов ит.д.) с религиозно-культурным компонентом образования (православные,мусульманские и т.д.), финансовой поддержки, льготного обеспечения помещениямии иных форм государственной поддержки таких образовательных учреждений;
5) различных форм признания государством дипломов, выдаваемых духовнымиучебными заведениями и другими образовательными учреждениями (институтами,университетами) РусскойПравославной Церкви и других традиционных конфессий[5];
6) интеграции теологии вгосударственную систему аттестации научных работников, то есть введения ученыхстепеней кандидата и доктора теологии,не сводя их к находящимся ныне в стадии разработки параллельным профессионально-квалификационнымстепеням;
7) особого правового статуса образовательных учреждений кадетскогообразования.
Отметим, что всевышеперечисленные положения, гарантии и механизмы полностью отсутствуют взаконопроекте, а также в обсуждаемых разработчиками поправках, но они жизненноважны для современного этапа и будущего конструктивного развития государственно-конфессиональныхотношений в России.
Специфика этойобласти общественных отношений такова, что никакого консенсуса в обществе, гдеесть верующие и неверующие, достичь по этим вопросам невозможно в принципе.Юридически значимо, что указанные меры никак не дискриминируют неверующих иникоим образом их в принципе не касаются, но при этом вполне вписываются вправовое пространство России, корреспондируют европейскому опыту регулированияаналогичных отношений. Поэтому решение выше обозначенных задач возможно толькона политическом уровне - Вашим, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,решением, которое все сразу же расставит на свои места.
Прошу Вас датьпоручение незамедлительно закрепить вышеуказанные гарантии и механизмы в проектефедерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
С большим уважением,
Понкин Игорь Владиславович,
доктор юридических наук, заместительпредседателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и другихучастников образовательного процесса Общественной палаты по образованию вгороде Москве, директор Института государственно-конфессиональных отношений иправа
[1] РИА «Новости», 31.05.2010.
[2] Подробнеесм.: О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания«Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и наукиРФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» // <http://www.moral-law.ru/library/ed/ex-experiment-5-6-2010.rtf>.
[3] Такиешколы длительное время успешно функционируют в Москве и в ряде других субъектовРоссийской Федерации. А классы с религиозно-культурным компонентом образованиянеобходимо ввести.
[4] Кпримеру, учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основыправославной культуры» (Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н.,Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособиедля учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов;Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2010) предусматривает изучениедетьми священных книгиудаизма и внутреннего убранства синагоги, явно реализуя интенцииспровоцировать конфликт между православными и иудаистами.
Пособие Б.Г. Якеменко«Основы православной культуры» (Часть 1. Конспект лекций, М.: Национальныйинститут «Высшая школа управления», 2008, 188 с.), цинично и грубо унижаетчеловеческое достоинство русских людей по признаку отношения к национальности,содержит нетерпимые оценки в адрес православных русских людей.
Учебное пособие дляобучающихся «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православнойкультуры. 4-5 классы» (М.: Просвещение, 2010, 95 с.) понуждает православныхдетей отсчитывать начало духовной истории России от Хазарского каганата.
[5] Кпримеру, по аналогии с Соглашением от18.12.2008 между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней идипломов в высшем образовании (перевод с франц. см.:Понкин И.В. Правовые проблемы признания дипломов учрежденийпрофессионального религиозного образования // Юрист ВУЗа. - 2010. - № 4. - С.6-15).