17 ноября в Каминном зале Библиотеки искусств им. Боголюбова состоялся очередной журфикс Московского Дворянского Собрания. Его тема «Рюрик: мифы и реальность, научные гипотезы и фальсификации» была связана с выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги «Рюрик». Гостями вечера стали заместитель директора Института славяноведения РАН д.ф.н. Федор Борисович Успенский и автор книги «Рюрик» к.и.н. Евгений Владимирович Пчелов. Ведущий «дворянских сред» - предводитель Московского Дворянского Собрания О.В. Щербачев отметил в своем вступительном слове, что данная встреча является попыткой беспристрастного рассмотрения норманнской теории происхождения древнерусского государства.
Рюрик как «нежить» и фантомность его существования ощущаются и сегодня. И хотя памятник 1000-летия Русского государства украшает скульптура основателя нашего государства, этот сюжет стал заложником политического, идеологического контекста. История во многом остается у нас политикой обращенной в прошлое. Поэтому эта встреча стала попыткой объективно подойти к рассмотрению норманнской теории происхождения государства российского. В некоторым смысле встреча стала оппозиционной «официальной» исторической конференции, состоявшейся в Старой Ладоге, откуда были изгнаны сторонники этой теории.
Отечественных источников на старорусском языке почти нет. И иакимовская летопись не должна приниматься в расчет. В этом суждении сошлись оба приглашенных специалиста.
Татищев ни в коем случае не был фальсификатором истории. То, что он делал, было созданием истории. Хотя очень многое было сделано им на основе домысливания. Татищев был первым и породил историю Карамзина, построенную на отрицании Татищева. А Соловьев построил свою историю на отрицании Карамзина.
Свидетельства о русах есть и в иностранных источниках. Арабские источники (1 пол. 9 века) говорят о пути русских купцов на Восток. Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» (10 век н.э.) написал целую главу о Руси. В западных источниках приводится упоминание о том, как ко двору Людовика Благочестивого в 839 году прибыло посольство императора ромеев, среди которых были представители руссов. Позднее оказалось, что это свеи. Им проще было возвращаться из земель франков на свою родину через Европу, а не Константинополь. Судьба их не известна.
Западные источники не упоминают ни Рюрика, ни Аскольда, ни Олега. Впрочем, причиной этого может быть и то, что на Западе они были известны под другими именами. Как например, Мстислав Владимирович Великий (в крещении Федор), старший сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской, дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, погибшего в битве при Гастингсе. В Европе он был известен под именем своего деда. Брачными союзами со скандинавами и с Византией Мстислав Великий укрепил позиции государства на международной арене.
История знает примеры призвания народами Европы на правление варягов (Сицилия и многие другие). Фактически невозможно найти уголков на политической карте того времени, где не было варягов, норманнов. Возможно, это было единственным способом избежать встречи с «северным ужасом». В 9 веке в текст богослужения западной христианской церкви включили слова молитвы: A furore Normannorum libera nos, o Domine! (И от жестокости норманнов избави нас, Господи!). Было бы очень странным, если бы они обошли вниманием территорию современной России.
Варяги, и Рюрик в частности, правили исходя из представлений норманнов. Власть их была ограничена дружиной и другими договоренностями с подвластными народами. Вряд ли они могли что-то взять для себя из понимания самодержавной формы правления в Восточной Римской империи (империи ромеев), где, безусловно, бывали с различными миссиями и целями.
Сегодня в околонаучной области существует огромное количество инсинуаций (русские веды, имена ранних русских правителей, «тайны» русского каганата и т.п.). Но сейчас появилась возможность очистить этот вопрос от политической и прочей шелухи. Книга «Рюрик» из серии ЖЗЛ преследует именно эту цель. Можно лишь поблагодарить авторов и издателей за этот благородный труд.