Архиепископ Антоний (Храповицкий) и Харьковская епархия в апреле - декабре 1917 г.

Александр Каплин  Протоиерей Михаил Матвеенко 
0
28.10.2010 408

О событиях, происходивших в Харьковской епархии в условиях революционных изменений 1917 г., даже специалистам известно пока немного. Это, безусловно, обедняет представление об истории России. Особенно, если учесть, что Харьков по численности населения занимал 8-е место в Российской Империи. В границах же сегодняшней Украины это был город с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным. По переписи 1897 г. 89,1% составляли русские: 63,17% - великороссы и 25,92% - малороссы [1, с.13.]. Перед Февральской революцией 1917 г. в Харьковской епархии православного населения было почти 3 млн. чел., 1063 церкви (2522 чел. духовенства, из них 93% выпускники духовных академий или семинарий), 12 монастырей (3092 чел.) [2, л.27, 13].

В данном кратком очерке на основании архивных материалов главное внимание будет уделено некоторым тенденциям в жизни Харьковской епархии в апреле - декабре 1917 г.

После Февральской революции 1917 г. комиссаром духовных дел в Харькове стал присяжный поверенный В.И. Рапп (его помощником - священник Владимир Шаповалов), а затем присланный Киевской украинской Церковной Радой урядник Корнильев [2, л.1]. Антиправославные силы, революционеры всех мастей прежде всего хотели удалить из Харькова правящего архиепископа Антония (Храповицкого), авторитетного иерарха и известного богослова, который открыто высказывал своё отрицательное отношение к революционным событиям.

16 апреля 1917 г. в Благовещенском соборе часть прихожан потребовала удаления архиерея из епархии. Комиссар духовных дел приказал архиепископу Антонию покинуть Харьков в трёхдневный срок. Однако под давлением верующего народа, этот срок увеличили до 5-ти дней и позволили оставаться в пределах губернии до решения Св. Синода [3, с.427].

Владыка Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. 15 мая 1917 г. по постановлению Св. Синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Временное управление епархией было поручено первому викарию - епископу Старобельскому Феодору (Лебедеву).

В это время в Харькове с 13 по 19 мая проходил Епархиальный съезд. Депутаты избирались согласно инструкции Харьковской предсъездовской комиссии от 18 марта 1917 г.: в каждом благочинном округе от священников - два депутата, от диаконов, псаломщиков, церковных старост и мирян - по одному депутату. Всего на съезд было избрано 385 депутатов, из них - 75 мирян [4, л.53].

16 мая 1917 г. пришло сообщение из Москвы об открывающемся Всероссийском Поместном Соборе. На него на съезде были избраны депутатами: архимандрит Тихон, протоиереи Алексий Станиславский и Иоанн Артинский и нек. др. На этом же съезде была образована подготовительная комиссия по выбору нового епархиального архиерея.

Майский епархиальный съезд не смог решить всех стоявших перед ним вопросов. 19 мая группа мирян, которых было на съезде меньшинство, заявила о своем нежелании участвовать в дальнейшей работе и покинула заседание.

Эйфория совершавшихся в стране событий многих настроила крайне решительно, в том числе участников съезда. Об этом можно судить по протоколу №16: съезд постановил «снять с колокольни кафедрального собора серебряный колокол, сооружённый в память события 17 октября 1888 г., отослать его в монетный двор и употребить сумму, полученную от его стоимости на устройство и содержание колонии для детей солдат Харьковской епархии» [5, л.236.].

Речь в данном случае шла о 18-ти пудовом серебряном колоколе стоимостью 29485 руб., сооруженном «в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения 17 октября 1888 года от смертной опасности при крушении близ города Харькова железнодорожного поезда» Государя Императора Александра III и его семьи [6, с.30].

Харьковской епархии необходимо было выбрать по новым правилам правящего епископа. Св. Синод назначил время выборов на август и поручил архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану (Симашкевичу) быть председателем на выборах. В епархии начали устраивать собрания духовенства и мирян для выборов кандидатов и делегатов на Епархиальный съезд. Для организации работы избрали Предсъездовскую комиссию, которая состояла из наиболее пользующихся доверием деятелей.

Всего на Чрезвычайный Епархиальный съезд было избрано около 500 делегатов. 10 августа 1917 г., обсуждался вопрос об учреждении в Харькове губернского духовного комиссариата. Съезд единогласно постановил: «Для представительства по делам святой Православной церкви и защиты интересов православного духовенства Харьковской епархии в Харьковском городском Общественном Комитете избрать от духовенства протоиереев Даниила Попова и Петра Вишнякова, а от мирян - Парфения Божанова и Сергея Колосовского, причём считать таковых уполномоченными от Чрезвычайного Епархиального съезда духовенства и мирян Харьковской епархии и просить Харьковского губернского комиссара сделать распоряжение об отстранении Комиссара по духовным делам Православной Церкви Виктора Ивановича Раппа и помощника священника Владимира Ивановича Шаповалова как не избранных на эти должности. Важным доказательством некорректного отношения г. Рапа и о. Шаповалова к внутренним делам Православной Церкви служит, как полагает Епархиальный съезд, активное и несправедливое их участие в деле устранения архиепископа Антония от управления епархией» [5, л.219.].

11 августа после Литургии и торжественного молебна Христу Спасителю в Благовещенском соборе, совершенного прибывшими на избрание архипастырями, приступили к выборам. Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан, осмотрев и опечатав ящики для избирательных записок, предложил всем членам Чрезвычайного съезда заполнить записки и опустить их в ящики. Затем был произведен подсчёт голосов и удалённый на покой прежний Харьковский и Ахтырский архиепископ Антоний (Храповицкий) получил подавляющее число голосов - 412 записок [7, л.4]. 22 августа он получил Указ Св. Синода о бытии архиепископом Харьковским и Ахтырским. К этому времени он дал согласие быть представителем учёного монашества на Поместном Соборе, который открылся 15 августа [3, с.434].

Когда в начале сентября архиепископ Антоний прибыл в Харьков, то был встречен с крестным ходом. 16 сентября он выехал в Москву для участия в Поместном Соборе, а 7 ноября избран членом Св. Синода. 29 ноября 1917 г. архиепископ Антоний Указом Св. Синода был возведен в сан митрополита и прибыл в Харьков только перед праздниками Рождества Христова.

Таким образом, в апреле - декабре 1917 г. на ситуацию в Харькове оказывали влияние события, происходившие как в Петрограде и Москве, так и в Киеве.

Епархия большую часть года оставалась без правящего архиерея. И здесь во многом позитивную роль играли викарии. В 1917 г. в Харьковской епархии было два викария: епископ Старобельский Феодор (Лебедев) - первый викарий и епископ Сумский Митрофан (Абрамов). 17 октября 1917 г. Указом Св. Синода епископ Феодор был назначен епископом Прилуцким, первым викарием Полтавской епархии, а на его место место - епископ Прилуцкий Неофит (Следников), викарий Полтавской епархии. В это время архиепископ Антоний участвовал в работе Поместного Собора, поэтому он предписал консистории: «Управление епархией вверяю преосвященному Митрофану, пока преосвященный Неофит осмотрится на новом месте» [8, л.1]. Епископ Митрофан (Абрамов) был давним сотрудником владыки Антония и поэтому пользовался особым его доверием.

Нельзя не отметить, что немалую стабилизирующую роль сыграло монашество, духовенство Харькова и епархии, открыв два союза: диаконский и священнический во главе с благочинным протоиереем Петром Вишняковым. Вместе с твердо стоящими в православной вере мирянами они преодолевали негативные тенденции, насколько это было возможно. Особую положительную роль в этом играли такие известные харьковцам православные люди как председатель съезда мировых судей И.М. Бич-Лубенский, С. Колосовский и др.

В деле стабилизации ситуации немалую пользу принесли и епархиальные издания, к сожалению, к концу года прекратившие своё существование. С января 1917 г. в Харькове стал выпускаться еженедельный журнал «Храм и школа», посвященный пастырскому и законоучительному делу. Редактором-издателем был протоиерей Н. Липский. Однако издавался он недолго. Последний номер (13-14) вышел 7 апреля 1917 г.

Закрылся, выпустив последних три сшитых номера (6,7,8) за июнь, июль, август и один из лучших в России богословско-философский журнал «Вера и Разум» (издававшийся с 1884 г.). В этом же году прекратил свое существование и еженедельный журнал «Пастырь и паства», который содержал как статьи (в т.ч. архиепископа Антония), так и епархиальную хронику, и был средством живого обмена мыслями для пастырей, законоучителей, миссионеров. Его редактором был епископ Митрофан (Абрамов).

К концу 1917 г. ситуация кардинально изменилась. Харьков и епархия оказались под сильнейшим влиянием крайне негативных воздействий: и с севера, и из Киева, и из собственных внутренних очагов напряжённости Хрупкая неустойчивая ситуация была взорвана, что привело к страшным последствиям.

Источники и литература

1. Історія міста Харкова ХХ століття.- Харків, 2004.

2. Государственный архив Харьковской области (ГАХО). Ф.40. Оп.101. Д.349.

3. Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. - Кн.2. - Н.-Новгород, 2004.

4. ГАХО. Ф.Р-717. Оп.1. Д.1.

5. ГАХО. Ф.40. Оп.101. Д.1014а.

6. Матвеенко М., свящ. История Харьковской епархии. 1850-1988.- Харьков, 1999.

7. ГАХО. Ф.40. Оп.101. Д.286.

8. ГАХО. Ф.40. Оп.101. Д.271.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Каплин
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Бабка Васюта
Из записок «По дороге домой»
11.10.2020
Все статьи Александр Каплин
Протоиерей Михаил Матвеенко
Все статьи Протоиерей Михаил Матвеенко
Последние комментарии
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.01.2022 21:30
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Сант
22.01.2022 21:28
«Они понимают только язык закона и силы»
Новый комментарий от prot
22.01.2022 18:28
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Константин В.
22.01.2022 17:54