Окончание
Тогда на сцену мощно выступает Исламское сообщество во главе с муфтием Муамером Зукорличем. Со своими инструкциями и подстрекательством за его спиной стоит реис ул улема Церич (религиозный глава мусульман Боснии и Герцеговины со штаб-квартирой в Сараево). Так формируется политическо-религиозный триумвират в ущерб сербскому народу и целостности государства Сербии без сербов...
Черногория вовремя дала ему знать, что она ему не принадлежит. Муфтий Зукорлич получил прозвище «Султан» в Новом Пазаре. Он себя так и ведет. Работает над созданием мусульманской интеллигенции (заменяется уже навязанное слово «бошнякский»), основывая религиозные училища, создаются два университета. Он во главе одного из них! Ведет себя почти по разбойному: угрожает, отлучает, устраивает демонстрации. Всеми силами планомерно реабилитирует самых больших преступников второй мировой войны - провозглашает их героями мусульманского народа, а места общих казней «приватизирует», намереваясь на их месте создать наподобие Поточар новые кладбища-памятники шахидов.
Историю уже подготовил для переработки покойный, но пожизненный директор Музея РАС, историк, подобный Али Хадрии из Приштины. Оба подготавливали создание новых государств, выбрасывая из учебников фундамент 11-ти веков сербства.
Здесь в Расу сербское государство основал Великий жупан Стефан Неманьа еще в 12 веке. Санджаклии пытаются стереть любой след этого великана сербской истории, его и Неманичей, Святого Савы, рожденного здесь. В Новом Пазаре и окрестностях нет ни единого памятника, ни мемориального центра, который бы носил их имя. В Рашской области, в «Санджаке», совершается погром над историей, культурой, над свободой сербского народа!
Как доказывает Мирослав Дабич в своей работе: «В Рашской области совершается культурный геноцид над сербами». В этом году на Первом Неманьином Святопетровском-Дежевском саборе (до этого был только Дежевский сабор) он сказал собравшемуся народу:
«Вся наша духовность и державное строительство зародились здесь, на этом святом месте, в колыбели нашего исторического, культурного и духовного бытия», а «Петрова церковь это духовный очаг и крестильная купель святосавского народа от времен князя Мутимира до времен нынешних». Этим он объявил, что Сербская православная церковь с сего момента будет больше заботится о своем народе в этом крае.
Потому что сегодня сербам по прошествии двадцати лет непостижимо труднее жить и выживать на этих просторах. И Объединение РАС распалось бы, не будь Доброслава Никодиновича и нескольких активистов со всей Сербии. Именно он организовал проведение Неманьиного Дежевского собора, преодолевая множество почти непреодолимых трудностей. Не было ни материальной, ни духовной поддержки. Ни благословения Сербской православной церкви. В прошлом году Собор не состоялся, но в этом Митрополит Амфилохий дал благословение Собору, который содержательно заметно расширился, так как Объединение РАС смогло собрать необходимый минимум денег на свой восьмой Неманьин Святопетровский Дежевский собор, собрать смелых православных людей вокруг их святынь и еще раз напомнить заветы Неманьи. В этом смысле меня порадовало присутствие и председательницы Скупщины общины Борки Йованович, единственной сербки во власти Нового Пазара.
Я была в Новом Пазаре 11-12 сентября как одна из основательниц Объединения РАС, вместе с митрополитом Амфилохием, Доброславом Никодиновичем, Веселином Джуретичем, Момчило Трайковичем, Йовицей Влаховичем и многими другими. Я выступила на первом торжественном вечере Академии, посвященной «Государствостроительной роли Стефана Неманьи». Свои стихи читали Добрица Ерич, Влайко Джулафич, Мика Джуретич перед сотней сербов, заполнивших малый зал Турецкого дома культуры! Эту структуру недавно торжественно открыли президенты Турции и Сербии. Как же трудно было слушать выступающих и великолепную группу «Рашанке» из Нового Пазара, хотя со звуком все было в порядке. Но восточная музыка из ближайших кафе доминировала.
В тот же вечер должен был состояться футбольный матч Сербия-Турция. Знающие люди просили нас остаться в городе до окончания матча, т.к. кто бы не победил, но в Новом Пазаре возобладал бы хаос: чтобы мы увидели и ощутили реальную атмосферу, в которой они живут.
Митрополит и священство уже в вечернем мраке пешком отправились в церковь Святого Петра, а мы, гости и участники из Тутина, Белграда, Косовской Митровицы, Чаглавицы, Парижа и Пасадены - в Сопочаны. Утром мы узнали, что в центр города вышла масса молодежи приветствовать победу Турции. Через их толпу проезжали машины с турецкими флагами. Все кричали «Турки!» и «Здесь Турция!»
Ничего удивительного: в центре города на столбах висят транспаранты с приветствиями на сербском и турецком языках: «Добро пожаловать в Новый Пазар!» Хотя, служебный язык в Новом Пазаре никак не турецкий, но «боснийский», снова в соответствии с законами Государства Сербия!
Здесь, по желанию и в присутствии министра иностранных дел Сербии, премьер Турции мирил «поссорившихся» новопазарских политиков, потом с турецким президентом прибыл и президент Сербии, чтобы договариваться о турецких вложениях в регион - и все это, на самом деле, в соответствии с государственной политикой Сербии!
На следующий день, в день Славы всех святых, в переполненной Церкви Св.Петра митрополит Амфилохий при сослужении шести владык, архиереев и священства СПЦ отслужил божественную литургию, а потом перед несколькими сотнями «храбрых» сербов произнес вдохновенную проповедь, рассказал историю установления православной церкви, Веры и Державы Сербской. Нас было меньше чем тех, кто славил победу Турции.
Мы направляемся в Дежеву, и там на фундаменте старейшей церкви, в которой короновался король Милутин, узнаем от митрополита Амфилохия о том, что существует возможность восстановления здесь Рашской митрополии, которую Святой Сава основал в 1222 году, а ликвидировали ее турки.
Пока мы еще периодически обращаемся к многовековым традициям сербского государственного строительства, в это время на сербском фундаменте всеми силами строится чуждое - антиправославное и антисербское государство. Название ему - Санджак. На территории Нового Пазара, Тутина и Сеницы в 1961 году проживало 200.876 жителей, из которых 59,5% православных. По последней переписи 2002 года число жителей возросло до 233.000, но православных осталось только 38,7%! Я уверена, что сегодняшние цифры были бы еще более ошеломляющими!
Нынешние события в Новом Пазаре не представляют никакой новости для истории этого края. Веками все великие силы боролись за «автономию Санджака», чтобы использовать ее в своих целях. Еще Йован Цвиич писал, что старая Рашка это «скоба, скрепляющая все сербские земли». Карагеоргий предпринимал все, чтобы сохранить сербскую землю и перерубить «боснийскую дорогу», этот главный стратегический путь, связывающий боснийский вилайет с остальными частями Османской империи.
Истина состоит в том, что здесь прерываются все политические, торговые, военные, мафиозные, криминальные и, особенно, наркопути. И так на протяжении веков!
Но это сербская земля изначально и на протяжении веков. Проблема в том, что в этом веке началось извращение истории, подгонка ее к оккупационным целям, аннулируя факты, выпуская на свет полуправду...
Так, новопазарские историки утверждают, что история началась здесь в 17 веке. А о второй мировой войне я и не говорю. Есть книги, рассказывающие о ней очень аргументировано. Их пишут отечественные историки. К таким книгам относится «Человеческие и материальные жертвы Нового Пазара и Дежевского среза во Второй мировой войне» Миодрага Радовича. Но нет Исторического архива РАС из Нового Пазара, чтобы высказаться на очень жгучую тему селения Хаджет! Почему не говорят, кто похоронен на этом месте? Иначе произойдет то, что уже начали делать экстремисты: провозглашать Дни шахидов и готовить мемориальный памятник. Не кажется ли вам, что мы с этим сценарием уже сталкивались?
Поэтому я выступаю за то, чтобы в Новый Пазар прибыли международные наблюдатели. Чтобы объективно взглянуть на жизнь православных сербов. Так как большинство их живет в страхе и безнадежности. Они выселяются под давлением, а это никого не интересует. Рашской области скоро будут нужны сербы, только сербов нигде не будет.
Лиляна Булатович-Медич