Этой заметкой я принимаю идею интернационализации проблем в так называемом Санджаке, но проблем существования сербского народа на территории Нового Пазара и окружающих общин в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине. Я призываю, например, Федерацию за мир и примирение из Москвы, как влиятельную неправительственную организацию с более чем десятилетним работы со статусом члена Совета Европы, отправить своих наблюдателей и обнародовать объективную истину о жизни православных сербов в части Сербии, в той части, которой мусульмане навязали название «Санджак», и которая готовит сецессию. Прежде чем Борис Тадич исполнит свое обещание господину Европейскому союзу, что он «решит проблему Санджака»! Прежде чем сербы станут меньшинством в Рашской области, чтобы потом по ахтисариевой формуле еще раз оторвать новый ключевой кусок Сербии!
Разве там есть еще сербы? - язвительно спрашивали меня некоторые знатоки, когда я на днях решилась снова поехать на Дежевский сабор в старый Рас, в Новый Пазар. Мне напомнили про мой напрасный на протяжении двух десятилетий труд открыть правду о жизни народа в регионе Рашской области, которая охватывает общины Новый Пазар, Тутин и Сеница, и помочь сербам не выселяться всем оттуда, убегая от бедности, но, прежде всего, от страха, что с ними произойдет тоже, что с сербами в Косове и Метохии!
Когда я еще в 1990 году после многочасового разговора в политических верхах Нового Пазара сделала открытое заявление, что в этом регионе готовится сепаратистский сценарий по шиптарскому варианту, то меня «наградили» и левые и правые. Слободан Милошевич предостерег меня «не втыкать шип в здоровую ногу». Но Михаль Кертес, по моей просьбе и идя навстречу пожеланиям сербов из Рогозне, увидел, что Зеленая трансверзала грозно нависла над этим краем, и сам увидел опасности, угрожающие сербскому народу. Откровенного говоря, и сами новопазарские сербские политики способствовали тяжелой жизни своих сонародников халатностью, занятые личными интересами.
Другие же, известные сегодня по своему «европейству», до сегодняшних дней пытаются пригвоздить меня в столбу позора как «националистку» и «информационного поджигателя войны», так как я из номера в номер издания «Политикин свет» (в котором была главным и ответственным редактором до смены в 1991 году) с привлечением документов публиковала и описывала страдания и выселение сербов из Рашской области.
Под напором ситуации, но и под влиянием серии тех истинных драматичных текстов, которые в основном писал покойный Живота Токалич, коллега из Кральева, которым пожертвовали, возникла идея основания Объединения РАС, как «Объединения граждан для прекращения выселения и возвращение выселенных сербов с территории общин Новый Пазар, Сеница и Тутин, при уважении существующих законов и полного сохранения согласия и братства между сербами и другими народами, которые сейчас живут на этой территории» (Статья 1. Статута). (Рас - древняя столица первого сербского государства - Рашки. - Прим. переводчика)
Это было двадцать лет назад!
Это было в тот же год, когда громогласно и пугающе была основана партия СДА на местном стадионе под покровительством и в присутствии того же Алии Изетбеговича.
Тогда наступил перелом в жизни народа Рашской области, которуй тогда переименовали в турецкое имя Санджак! Совсем не случайно!
Тогда Расим Ляич и Сулейман Углянин были обретавшими популярность санджакскими политиками. С тем уточнением, что Ляич и по наши дни остался верен своей клятве, которую как министр в правительстве Сербии и Черногории, а также лидер Санджакской демократической партии дал по поводу смерти Изетбеговича в сараевском издании «Дневни Аваз»:
«Последний селам нашему дорогому президенту Алие Изетбеговичу! Пусть Аллах подарит ему райское наслаждение, его семье терпение, а нам вечную память о его непреходящем слове и деле!» Ляич своими делами действительно всем сердцем, фундаментально и очень прибыльно для себя и Зеленой трансверзалы утверждает дело Алии Изетбеговича.
Двадцать лет назад, 10 апреля 1990 года, делегация РАС попросила помощь и получила обещание от председателя Исполнительного вече Скупщины СР Сербии Станка Радмиловича, что «СР Сербия последовательно и без любых исключенийбудет реализовывать на всей своей территории Конституцию и политику демократической правовой державы, и обеспечивать своим гражданам личную, имущественную и юридическую безопасность, не взирая на их национальную и религиозную принадлежность» и так далее и в том же смысле. Он еще попросил членов РАСа то, чтобы «сербское и мусульманское население в этих краях воздержалось от каких бы то ни было националистических, шовинистических и топу подобных выступлений, и что со своей стороны будет способствовать развитию взаимного доверия, мира, развитию экономических отношений и предотвращению всех враждебных, националистических и других проявлений!» Обещал прибыть и лично.
От обещаний осталась только записная книжка. Не через неполные полгода основана Санжакская СДА (филиал Изетбеговичевой), точнее в конце октября 1991 годы в «Санджаке» был назначен референдум, на котором 98% боснийско-мусульманских избирателей проголосовало за «полную политическую и территориальную автономию с правом присоединения к одной из республик», за установление особого специального автономного статуса Санджака! Потом основывается Мусульманское национальное вече Санджака - МНВС (сегодня оно называется Бошнякским, но функционирует на принципах того референдума). Санджак получил 11 общин, без их на то согласия (что новая власть легализует сегодня Законом о регионализации Сербии).
Уже в январе 1992 года МНВС принимает Меморандум об установлении специального статуса Санджака, по которому конкретно и системно предусмотрено, Санджак получает широкие политические полномочия (Правительство, Парламент, полицию, судебные органы), а остатку Югославии оставляет заботу о почте, железным дорогам и экологии. Меморандум был направлен Скупщинам (Парламентам) Сербии и Черногории. Сербия его даже не рассматривала, а Черногория отвергла. Творцы Меморандума выступают за право объединения всех мусульман и их проживания в одном государстве, одновременно принимают свою Конституцию (которую написал загребский адвокат Сильвие Деген). Они начинают вести переговоры с разнообразными Мировыми конференциями, получают на них одобрение от Сайруса Венса, лорда Оуэна и им подобных...
В «Санджаке» ситуация была бы еще более взрывоопасной, в районах Нового Пазара, Сеницы и Тутина были расположены танковые подразделения Югославской народной армии. Тем временем, мусульманские санджакские посланники в 1991 году покидают Республиканский Парламент.
СДА бойкотирует президентские и парламентские выборы, а в 1993 году полиция начинает операцию изъятия незаконного оружия в Санджаке. Медиа-гидра зашевелилась и результаты операции оказались достаточно скромными.
Как последствие Меморандум имел рост вражды между народами, подъем национальной и религиозной нетерпимости. Поэтому Верховный суд Сербии запрещает распространение Меморандума, начинается судебный процесс над 45-ю членами руководства СДА. Некоторые осуждены, другие помилованы, в конце концов все было замято.
Среди обвиняемых и осужденных оказался и Сулейман Углянин. Он бежит в Турцию, но по возвращению становится депутатом. Делу о Меморандуме дают новый ход из-за угрозы территориальной целостности страны. Но без всяких последствий для политической деятельности Углянина. Он как и Ляич, как и некоторые другие - в Правительстве Сербии.
Когда в начале 90-х годов руководители СДА в «Санджаке» Ляич и Углянин якобы конфликтовали, результатом было превращение СДА в пять партий с различными программами. При этом, Ляич нацелен на избирателя за пределами «Санджака», а Углянин «покрывает» Санджак...
Тогда на сцену мощно выступает Исламское сообщество во главе с муфтием Муамером Зукорличем. Со своими инструкциями и подстрекательством за его спиной стоит реис ул улема Церич (религиозный глава мусульман Боснии и Герцеговины со штаб-квартирой в Сараево). Так формируется политическо-религиозный триумвират в ущерб сербскому народу и целостности государства Сербии без сербов...
Лиляна Булатович-Медич
(Продолжение следует)