День первый: четверг, 16 сентября
Опять не побрился. И не позавтракал. Спозаранку на работу и за газеты.
На первых страницах многих газет - залитые солнцем толпы людей и посередине Папа Римский принимает на руки маленькое дитя.
Дите тянет ручки к Папе, а Папа к дитю, и все улыбаются и смеются!
Глазго - столица Шотландии. Шестидесятитысячная толпа окружила Папу, который принял и благословил и поцеловал дочку полячки (ну не англичанки же) Марии Тисжак (одинокой уборщицы) и обратился к народу со своим приветствием.
В приветствии в частности говорится, что «Религия всегда была решающим элементом национальной идентификации и исторического самосознания.
Исключение её из общественной жизни может привести к атеистическому экстремизму нацистов и (прибавляет газета к словам Папы) Советской РОССИИ».
Папа призвал молодёжь Британии свидетельствовать миру мудрость веры и жить жизнью «достойной нашего Господа и вас самих».
«Наше общество нуждается сегодня в свежих и чистых голосах, которые предложили бы нам прежде всего право на нормальную жизнь, а не джунгли саморазрушения и сомнительных свобод... Много теперь перед вами разных искушений: наркотики, деньги, секс, алкоголь и мир говорит вам, что всё это сделает вас счастливыми - но всё это только разделяет и разрушает».
Папа также призвал «всех жителей Британии продолжать жить ценностями честности, уважения и добропорядочности - всем тем, что вызывает восхищение по всему миру».
Всё это сопровождалось музыкальным гимном «All people that on Earth Do Dwell»: «Все народы сущие на лице Земли...»
Королева в ответной речи сказала, что после последнего визита Иоанна Павла второго, проходившего почти 30 лет назад, многое изменилось. (Это, видимо, по-королевски, мягко сказано. По-русски если сказать - Британия стала неузнаваема.) Однако Королева подчеркнула, что и до сей поры религия играет важную роль в жизни страны. «Рухнули тоталитарные режимы в Центральной и Восточной Европе (это видимо о нас), - отметила Королева, - и теперь наступило время «взаимопонимания и взаимоуважения между религиями».
Папа закончил мыслью о том, что в этом меняющемся мире единственная и непреходящая ценность - «любовь Христова».
Не все, однако, восприняли речи Папы с одинаковым воодушевлением и доверием именно к нему и к его церкви. Бывший пастор Иан Парсли (Лорд Бэннсайд) выступил с резкой критикой и пытался даже организовать демонстрацию протеста, но ему отказала полиция. Протестантское мировоззрение, с его слов, достойно такого же публичного обсуждения и уважения и даже спора по тем вопросам, в которых католичество просто заблуждается и вводит в заблуждение других людей. Выступили с плакатами также жертвы сексуальных домогательств со стороны католических священников. Папа в личной беседе высказался на эту тему, что для него лично это было глубоким шоком (непонятно только что именно было шоком - то, что это выплеснулось всё наружу или сам факт наличия «больных» пасторов) и что церковные власти на самом деле просмотрели серьёзные нарушения некоторых «больных пасторов».
Газета «Файненшл Таймс» поместила на передней странице фото Папы и Королевы и тем самым признала важность визита для всего делового сообщества Британии.
Был также отмечен тот факт, что Папа нетрадиционно поступил, не воспользовавшись аэрофлотом принимающей страны, а прилетев итальянской авиакомпанией, на что были выдвинуты предположения, что это было сделано сознательно, поскольку именно Британские Эрлайнз прогремели в прессе с этой скандальной историей, когда работница носила крестик на работе и получила за это нарекания со стороны начальства.
Одним словом, Папа немного напомнил своим визитом о том, что религия всё еще пока жива и те, кто думает иначе или даже притесняет «религиозников», может напороться на некоторый отпор.
Мне лично приходится каждый день здесь прятать и прятаться, что мне напоминает отчасти жизнь в СССР. Когда я звоню в Россию и интересуюсь, например, интерьером кого-нибудь из наших на работе - мне в ответ рассказывают ТАКОЕ, что мне не верится, типа целые там иконостасы в кабинетах. Конечно, это другая крайность - но и бояться, что кто-то увидит иконку малюсенькую тоже не дело.
Были уже случаи. Причём я сознательно не нашу даже Церковь, а ихнюю (фото храма) вывесил на рабочем столе. Вызвали, пожурили: «Что это Вы церковь какую-то из рабочего места делаете? Вы вроде бы не глупый человек, Вас уважают в коллективе, а тут - такое...» Убрал. А уж про наши иконы и вообще молчу в тряпочку. Молчу и о том, что почему-то мусульмане имеют свою молитвенную комнату, свою атрибутику и одежду и могут преспокойно во время работы удалиться на молитву, а мне нельзя даже пикнуть. И это в так называемой демократической и христианской стране. Ну не в Саудовской же Аравии в конце концов проживаю?
Ну вот, теперь хотя бы буду знать, если что. Погонят за крохотную иконку, которая у меня прячется за вазой цветов на моём столе - поеду к Королеве - на авось, по-вятски. Скажу: «Ваше Высочество, я извиняюсь, вот вы тут давеча говорили, вот про религию и про уважение...??» и т.д. Авось защитит?
Специально разложенные газеты, между тем, ни на кого не производят впечатление, портреты Папы крупным планом - тоже. Странно. Делать вид, что не замечают, англичане умеют профессионально, то есть это они сознательно игнорируют. Думаю, надо бы спросить уж тогда напрямую что ли, для примера. Осмелел тут после всех речей королевских - возьму да и пикну «про религию.» Эх, была не была! По-русски. Тут как раз «в руку» заглядывает ко мне один из молодых англичан, типичный так сказать представитель, недавно приходил с женой со своей и со народившимся дитём, показывал мне, вот мол сын народился, всего ему три недели. Ну, я конечно поздравил, похвалил, и его, и маму молодую, оба англичане, жена довольная предовольная такая - симпатичная и цветущая, ну всё как полагается. Фирма, где он работает вполне достойная и растущая, сам он занимает положение всеми уважаемое - средний класс Британии. Типаж прямо - лучше не придумаешь. Добропорядочный типичный молодой англичанин и «прекрасный семьянин». Всегда выглядит опрятно, подстрижен и ухожен, в рубашке и галстуке. Я значит, ему газеты разворачиваю и Папу Римского крупным планом в двух газетах показываю.
- Привет. Видал?
- А-а-а-а, да, смотрел вчера по телику. Чувак-то этот.
Я молчу.
Он продолжает задумчиво:
- Как это его зовут-то. Погоди. Как зовут-то его?
Я молчу, тоже уставясь на фотографии вместе с ним.
- Кы... ка... а, кар-ди-нал, во. Кардинал-то этот. Страну нашу неразвитой обозвал. Знаю. По телику показывали.
Я так и остаюсь с открытым ртом - пока он недовольный разворачивается и уходит.
(Продолжение следует)