28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, прошла I Республиканская научно-практическая конференция «Бог и мировое зло в аспекте мировой глобализации». Она стала подготовительным этапом большой исторической конференции «История православия Коми края: 15 лет возрождения православной епархии на Коми земле», которая пройдет в октябре. В ходе работы которой участниками чтений были затронуты вопросы стирания культурных, национальных особенностей и религиозной самоидентичности русского народа в России и Республике Коми. Присутствовали представители Православного педагогического общества им. Стефана Пермского, Русской Православной Церкви, а также республиканской общественности.
«Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть»
Дорогие братья и сестры, уважаемые педагоги, участники I Республиканской научно-практической конференции «Бог и мировое зло в аспекте мировой глобализации» позвольте обратиться к вам с архипастырским словом.
Разгул мирового богоборчества, инославного экстремизма, рост межнациональной напряженности, как в России и мире - все это свидетельствует об огромном конфликтном потенциале современного мира, о близости последних времен, об активизации темных сил мировой закулисы, готовящих на волне разгорающейся смуты воцарение «человека греха, сына погибели», предреченного еще апостолом Павлом на заре христианской эры. Мы просто обязаны сегодня во всеуслышание, обнажить ту Тайну беззакония, которая дерзает ныне поглотить в своих смрадных глубинах уже не только отдельные страны и народы, но весь мир целиком.
Теоретики экуменизма под предлогом преодоления межрелигиозной розни предлагают создать на земле единое нивелированное религиозное пространство, в котором не будет ни правых, ни виноватых, ни ангелов, ни бесов. Казалось бы - благородная цель - воссоединение верующих на земле. Но на деле мы здесь имеем дело с подлой и коварной подменой понятий: можно ли объединить свет и тьму, Бога и дьявола? От этого преклонения под чуждое ярмо нас предостерегал еще первоверховный апостол Павел, вопрошая «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмой?» Экуменисты говорят об историческом разделении и равноправии всех религий, однако тот, кто хоть немного знаком с церковной историей, без труда разоблачит эту ложную посылку. Православие - это не одна из многочисленных конфессий, это первоначальное, неискаженное, апостольское христианство. Мы видим здесь ни что иное, как посягательство на родные святыни, попытку заменить святоотеческое христианство, исполненное живой веры в Господа, скопищем либеральных околоцерковных верований с множеством гибельных еретических заблуждений.
То же мы видим и в государственной жизни. Здесь экуменизм представляет собой опять-таки лжеучение о неизбежности разрушения национальных государств и объединения человечества в единое сверхгосударствво с единым мировым правительством во главе.
С точки зрения двухтысячелетнего христианства подобные попытки создания «универсального» государства с «универсальной» религией могут оцениваться только как подготовка грядущего воцарения сына погибели - антихриста. Это мы видим и в Откровении Иоанна Богослова, и в творении святых отцов нашей Церкви. В целом же эта насквозь лживая псевдорелигиозная доктрина экуменического всесмесительства направлена мировой закулисой на духовную деградацию человечества и в первую очередь Православной России, которую враг рода человеческого - диавол не может покорить уже второе тысячелетие и которую он решил, взять изнутри.
Проблема неообновленчества есть своего рода обратная сторона проблемы экуменизма, именно в нем церковный модернизм находит свои идейные истоки. Здесь нужно сказать, что необновленческие тенденции имеют место сегодня отнюдь не только в нашей Церкви - это процесс всеобщей мировой апостасии. Другое дело, что Русская Православная Церковь веками как зеницу ока хранила незамутненную чистоту веры и потому подобные призывы и лозунги выглядят дико в устах православных иерархов. Но обо всем по порядку. Во-первых, эти веяния, безусловно гибельные и тлетворные для духовной жизни нации, не стоит абсолютизировать: все же подавляющая часть епископата стоит на глубоко традиционалистских позициях, хотя, может быть, не все их афишируют. Во-вторых, от нас ушел митрополит Иоанн (Снычев), но с нами остается другой столп державного Православия - Святейший Патриарх. Его Святейшество принял на себя в наше страшное смутное время миссию охранительного маяка, светом своим оберегающего чистоту православной веры. Одному Господу известно, под каким прессингом ежеминутно, ежесекундно находится Патриарх, какому давлению со всех сторон подвергается. Дело в том, что ему суждено было взойти на Патриарший Престол в историческое для России время. Вы посмотрите ведь воцерковление народа было начато практически с нуля, с чистого листа, Церкви приходилось, да и до сих пор приходится, постоянно искать тот доступный язык, при помощи которого можно было бы донести обезверившимся людям образ Христа и Его спасительное Учение. С этим в первую очередь связан соблазн неообновленчества и церковного модернизма. Но Патриарх категорически разграничил понятия доступности языка миссионерства и реформации Церкви и призвал всех - и клириков, и мирян - руководствоваться в своем служении Святыми Канонами. Все же разговоры о церковном модернизме Церковь однозначно признала ересью несомненной. Ведь представьте, взять тот же вопрос о новом стиле, Господь еще не родился, а мы уже отмечаем Рождество; Господь еще на Кресте страдает, а мы уже Пасху празднуем. Разве это не страшно? Нам всем нужно отчетливо понимать, что мы живем в очень коварные, воистину последние времена, о которых Св.Писание пророчествовало словами «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть».
Святейший Патриарх подтвердил, что для новых и последних гонений на Церковь сегодня уже все готово. Стоит нам поступиться пядью нашей веры, и поток апостасии остановить будет невозможно.
Экуменизм представляет собой отнюдь не диалог культур (от него мы никуда не денемся в современном мире), а литургическое всесмесительство. Это нужно четко разграничивать. Одно дело, когда мы общаемся в рамках культурного взаимодействия с представителями инославных, но традиционных для России конфессий (например, с теми же мусульманами), а другое, когда пытаемся уравнять Христа Спасителя с Буддой или Магомедом, а Православную Церковь - по благодати с какой-нибудь южнокорейской протестантской сектой. Именно этого добивается враг нашего спасения в лице экуменизма, исполненного ядом ненависти и злобы в первую очередь по отношению к христианству и Православной России. Ведь кроме Православия врагу ничего не нужно. Поэтому слова «Православие или смерть!» означают вовсе не требование моментального воцерковления народа, Православию вообще глубоко чужд дух прозелитизма. Нужно помнить, что сегодня большинство верующих людей являются православными только по крещению и по исторической памяти, у Бога все медленно, но верно. Как говорил Иоанн Златоуст, «Господь и первых приемлет, и последних лобзает». Речь здесь идет о защите основ веры, ее догматической незыблемости, ее литургической чистоты. Да мы знаем, что врата адовы не одолеют Церкви, но Господь ждет от нас не только пассивного ожидания исхода истории, но и активного делания на ниве Божией. Если мы всем миром сегодня не встанем на защиту чистоты веры наших отцов и дедов от посягательств иноземных губительных ересей, получается, что тогда тщетна вера наша, а все красивые слова - подобны меди звенящей, по слову апостола Павла. Как никогда нам сейчас необходимо вспомнить завет св.прав. Иоанна Кронштадтского: «Мир прелюбодейный и грешный поднял гордую голову свою на Церковь и ныне учит крещенный народ не веровать в Учение Христа, в воскресение мертвых, в Страшный Суд Христов и жить по своей плотской воле, исполнять все похоти плоти... мы смело обличаем это современное бешенство. Господь видит все совершающееся в нашем Отечестве, и уже скоро изречет праведный Суд Свой на дерзких и вероломных. Господи! Да возопиет Кровь Твоя против всех крамольников и да воздаст им Господь праведным отмщеньем!» И еще: «Полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам... человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию... скор день праведного, страшного воздаяния! Скорее с покаянием к Богу, скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!..»
28 августа 2010 года,
г. Сыктывкар