Протопресвитер А.Шмеман и пустота

Часть 2

Проблемы церковной жизни 
0
5999
Время на чтение 12 минут

Часть 1

Протопресвитер Шмеман нехорошо отзывался фактически обо всех окружающих его людях. Особенно, конечно, о православных, но, впрочем, не жаловал и собратьев по разуму - либералов. Любой революционер всегда распинается в любви к некой абстрактной идее, «к счастью человечества», «к первохристианству», но при этом ненавидит всех окружающих. Высказывания протопресвитера о своих знакомых живо напоминают Собакевича: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

О.А.ШмеманНо вернемся к упомянутой статье о. Александра. Здесь везде - подмены. Исповедь перед причастием приравнена к секуляризации. Между тем, она возникла задолго до того, как возникло само это понятие. Она же лживо объяснена «латинским влиянием»

Статья Шмемана закончена на оптимистической ноте: «...то, что сегодня евхаристическое и сакраментальное возрождение стучится в двери нашей Церкви, должно ободрить нас, ибо это знак того, что зловещий кризис "секуляризма" может быть преодолен». Как понятно из статьи, под «евхаристическим возрождением» «новый богослов» понимает частое причастие без должной подготовки. И это недостойное причащение без подготовки должно, якобы, преодолеть «кризис секуляризма», то есть безбожия! Чтобы победить греховность надо... побольше грешить! Примерно так получается из слов маститого «богослова»...

И ведь все это самое «евхаристическое возрождение» (более здесь подходит слово «вырождение») действительно было реализовано в его детище - Американской Православной Церкви. Там его идеи полностью воплощены в жизнь. Но никакого «избавления от секуляризации» оно не принесло. Это самая разрываемая коррупционными скандалами Поместная Церковь мира. И в ней за соблюдение благочестивых правил поста и молитвы могут обозвать мракобесом и «русским фашистом».

 За что протопресвитер Шмеман пугал оппонентов антихристом? 

Протопресвитер А. Шмеман был ярым сторонником либеральной политической идеологии, и потому особенно трепетно относился к англосаксонскому миру, породившему ее. Показательная его позиция в конфликте между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова.

«Решительные дни на Фолклендских островах. Как ни проверяю свою совесть, свою "эмоциональную" реакцию на эту странную войну, свою страстную проанглийскую "позицию", все так же чувствую - нутром - ее правоту. Нет, в "мире сем" - правота не на стороне всяких шумных пацифистов, сторонников разоружения...»

Далее протопресвитер А.Шмеман пугает антихристом всех, кто не разделяет его политических убеждений:

«Смотрю по телевидению на эти толпы молодежи, бушующие "за мир" в Европе, здесь, и чувствую всем существом, сколько во всем этом "Антихристова добра". Сущность этого Антихристова добра в том, что оно вдохновлено изнутри тем как раз, что изобличал Христос...»

Суть же войны была совсем другой. Столь любимые Шмеманом англосаксы развязали агрессию против более слабого государства. При этом Великобритания осуществила военные преступления, например, атаковав аргентинские суда в нейтральных водах, из-за чего Маргарет Тэтчер долгое время была «невыездной» за границу, боясь, что ее арестуют по постановлению того или иного иностранного суда, подобно Пиночету.

Но здесь протопресвитер Шмеман не только в очередной раз «подгоняет» христианство под свою любимую политическую идеологию, пугая антихристом несогласных, но и снова, не стесняясь, пропагандирует ксенофобию, крайне ненавидя всех, кто сопротивляется господству его любимых англосаксов:

«Англичане начали высадку. Почему это меня так волнует, почему с таким интересом бросаюсь на газеты, к телевизору? Боюсь или, вернее, знаю: не из христианских чувств, которые должны быть миролюбивыми... А от отвращения, ненависти к тому хамству, что торжествует в мире, к этим цирковым "нациям", как Аргентина и прочие "банановые республики"... мне страстно хочется, чтобы старый, потрепанный, облезлый лев проучил этих брюнетов с усиками, этих варваров и пошляков... А ведь вот-вот прольется кровь»

Разве Христос, в любви к которому так распинается «богослов» о.А.Шмеман, учил ксенофобии? Разве Он учил целые народы объявлять недочеловеками, извините, «цирковыми «нациями»», «варварами и пошляками», и не жалеть, что вот-вот у них «прольется кровь»?

Не христианство звучит в этих строчках, а обыкновенный фашизм...

Тем более, что такая ненависть и такие оскорбления в адрес тридцатимиллионной нации, в сложных условиях освоившей и окультурившей огромные дикие степи и леса, давшей миру писателя Борхеса, совершенно несправедливы. Вся «вина» аргентинцев в глазах фашиствующего протопресвитера А.Шмемана в том, что они не склонили голову перед его политическими кумирами - англосаксами.

Но тонкий «православный интеллигент» протопресвитер А.Шмеман был еще и очень «добрым». Он всех «прощал»: сумевших во враждебной среде хранить православную веру русских эмигрантов, письменно ругая их только в цензурных выражениях. «Сложность, снобизм, дешевая сентиментальность эмигрантского подхода к Церкви».

Он «прощал» и исповедников веры, оставшихся в России под прессом атеистического режима, только смеялся над их «недомыслием»:

«Иван М[ейендорф] все огорчается, что в письмах из России защищают и превозносят канонизацию царской семьи. А мне это кажется нормальным, во всяком случае - для "кающейся интеллигенции". У нас всегда так - или "апостазия", или же тогда истерический "максимализм". Не дается, не дается русским "свет разума"».

Итак, в СССР под прессом безбожной власти жили люди, которые не только смело исповедывали веру, но и даже предвосхищали грядущую канонизацию царя. Живущий в за океаном, в сытой и спокойной Америке протопресвитер хихикал, считая их поведение «истерическим максимализмом» и недостатком «света разума». Он-то, в отличии от Мейендорфа, даже не огорчается. Ведь чего можно еще ждать от этих грубых русских?

Канонизация Царя Николая РПЦЗ была страшно ненавистной протопресвитеру. Да, в то время против нее иногда еще возражали, РПЦ еще не канонизировала ее. Но как бы не относится к этому вопросу, но в своем озлоблении на Царя он переходил всякие границы, ставя канонизацию невинно убитой Семьи Помазанников Божьих в один ряд с ритуальными убийствами и ересями:

«Вчера Иван Мейендорф рассказывает мне о письмах, полученных им из России в связи с "канонизацией" [царской семьи]... Вечером, по телевидению, рассказ о женщине, задушившей своего ребенка, потому что в нем был "демон". Все это после Англии, где мне много рассказывали о "расколах" и "скандалах" в среде неофитов, все ищущих "идеальной" и "чистой" Церкви. Спрашиваю себя: что это? Нечто типичное для нашего времени или же нечто постоянное? Ведь с самого начала в Церкви все время возникают эти темные, одержимые максимализмы: монтанизм, донатизм, всякие там павликиане, богомилы, хилиасты, староверы, с самого начала и до наших дней - апокалиптика, страхование, "ферапонты" всех мастей и оттенков. Это, по-видимому, соприродно христианству (а может быть, и "религии" вообще)».

Итак, канонизация РПЦЗ невинно убиенной Царской Семьи, явившей миру христианский подвиг прощения и любви поставлена в один ряд с делами изуверских сект богомилов и павликан. После, как всегда совершенно невнятной и двусмысленной тирады, славный протопресвитер объявляет, что все это «соприродно христианству». «По-видимому», - как всегда осторожно пытается сгладить свои нападки на Церковь Христову протопресвитер А.Шмеман...

Так же осторожненько и двусмысленно он клевещет и на богослужение. Один из многих примеров:

«Страстная неделя стала "дискурсивным рассказом" о том, что две тысячи лет назад произошло со Христом, а не явлением того, что совершается сегодня с нами. Это византийское, риторическое "сведение" счетов с Иудой, с иудеями, наш праведный, "благочестивый" гнев, направленный на них... Как все это звучит жалко после первого Евангелия. Великая пятница, день явления зла как зла, но потому и разрушения его и победы над ним, стал днем нашего маленького человеческого смакования собственной порядочности и торжества благочестивой сентиментальности. И мы даже не знаем, что мы, в конце концов, "упраздняем крест Христов"».

Характерное для протопресвитера А.Шмемана противопоставление исторически сложившегося церковного богослужения и Евангелия с целью манипуляции верующими. Как уже говорилось, Евангелие совершенно несовместимо не с исторической Церковью, а с его «богословием».

Враждебность к богослужебным текстам автоматически означает и враждебность к Византийскому периоду истории Церкви, когда они были сформированы:

«Лишний раз убеждаюсь в своей отчужденности от Византии, если не в некоей даже враждебности к ней».

«Мне уже давно оскомину набил "византинизм", наука для снобов и неудачников... Продолжающаяся жара. Читал сегодня свой доклад ("Symbols and Symbolism in the Byzantine Liturgy"). Вышло что-то вроде спора, оживившего ужасную - для меня - скуку такого рода симпозиумов... Но все это происходит в необычайно "шикарном" Dumbarton Oaks, с хорошими обедами и коктейлями, и потому терпимо».

Настоящий либерал - чисто плотский человек, отрицающий любой идеал ради комфорта и удобства. Протопресвитер А.Шмеман ради «шикарного» отеля, хорошего обеда и коктейля готов смириться даже с ненавистным ему «византизмом».

Широко известна цитата из журнала «Православная Русь», орган РПЦЗ, 1/14 мая 1990 г:

«Кажется, что прот. А.Шмеман полностью осуществлял идеал семейной духовности у себя дома... епископ Православной Церкви... на чистый понедельник, после вдохновляющей началопостной проповеди прот. А.Шмемана, в доме проповедника был угощен курочкой».

Итак, по его мнению, нет никаких святых, аскетов и подвижников, все монашество - это «игра в монашество», иерархи - недостойны ничего, кроме презрения. «Жалкий патриарх» - так, например, отзывается протопресвитер А.Шмеман о Патриархе Антиохийском за то, что он осмелился критиковать бомбящий православных палестинцев Израиль и дружить с арабами.

Вкусная еда и напитки, курево - вот единственная и подлинная реальность для подобных людей, а отнюдь не Царство Небесное.

Маленькие радости маленького человека - вот это, кажется, и есть то самое «радостное христианство» протопресвитера А.Шмемана. Курочки в Чистый Понедельник после «вдохновляющей проповеди» о посте, коктейли и сигаретки...

После чтения «Дневников» протопресвитера А.Шмемана все время вспоминается «последний человек» Ницше:

"Что такое любовь? Что такое созидание? Что такое страсть? Что такое звезда?" - так вопрошает последний человек и недоуменно моргает глазами.

Земля стала маленькой, и на ней копошится последний человек, который все делает таким же ничтожным, как он сам. Его род неистребим, как земляные блохи: последний человек живет дольше всех...

...Время от времени - немножко яду: он навевает приятные сны. И побольше яду напоследок, чтобы было приятнее умереть.

Они еще трудятся, ибо труд для них - развлечение. Но они заботятся о том, чтобы развлечение это не утомляло их чрезмерно.

Не будет уже ни бедных, ни богатых: и то, и другое слишком хлопотно. И кто из них захочет повелевать? Кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно.

Нет пастыря, есть одно лишь стадо! У всех одинаковые желания, все равны; тот, кто мыслит иначе, добровольно идет в сумасшедший дом.

"Прежде весь мир был безумным", - говорят самые проницательные из них и бессмысленно моргают.

Все они умны, они все знают о том, что было: так что насмешкам их нет конца. Они еще ссорятся, но быстро мирятся - сильные ссоры нарушили бы их покой и пищеварение.

Есть у них и свои маленькие удовольствия: одно - днем, другое - ночью; но более всего они пекутся о здоровье.

"Мы открыли счастье", - говорят последние люди и бессмысленно моргают".

Чего же может хотеть «последний человек» больше всего после своих маленьких плотских радостей? Десакрализации Церкви, конечно, которая является живым упреком для него. Он еще может смириться с Церковью, как с клубом по интересам, полезным социальным институтом, но никак не с мистическим институтом Спасения, требующим от людей самоотверженности и жертвенной любви.

Так говорил протопресвитер А.Шмеман:

«Драма Православия: у нас не было ренессанса, не было пускай даже греховного, но освобождения от "сакральности". Вот мы и живем потому в несуществующих мирах - в Византии, в святой Руси, где угодно, только не в своем времени».

Мнение Святейшего Патриарха Кирилла о реннесансе резко отличается от шмемановского, он вовсе не печалится его отсутствием у нас:

"Ренессанс - возрождение. Возрождение - чего? Возрождение язычества, возрождение языческой философии с ее антропоцентризмом.... Идея Ренессанса, затем протестантская идея с ее несомненным антропоцентризмом и с отказом в нормативном значении Церковного Предания. Если вы откроете семинарский учебник, где сказано, чем протестантизм отличается от Православия, там написано: протестанты не признают Предания. И многие из наших семинаристов автоматически заучивают эту идею, не докапываясь до сути. А вся проблема именно в этом: если вы отрицаете Предание, вы отрицаете норму веры. То есть любая интерпретация веры становится законной. И поэтому совершенно неслучайна та колоссальная трансформация в области богословия (особенно нравственного богословия), которая произошла в протестантизме. Мы знаем, что сейчас проповедуют многие протестантские деноминации: это и возможность гомосексуальных браков, и женское священство и т.д. Так вот, протестантизм тоже был одним из источников. Третьим источником была еврейская философская мысль, как она сформировалась в Испании и как она реализовала себя в западно-европейских университетах: не нужно путать эту иудейскую философскую мысль с традиционным иудаизмом как религией. Это разные явления. Вот эти три источника западно-европейского либерализма - они и породили такое явление как либеральная философия и либеральная политическая мысль. И все это, конечно, укрепилось в эпоху Просвещения, а затем уже вошло в политическую практику через Французскую революцию".

Церковь сакральна, то есть священна, по определению. Ренессанс был наступлением антихристианских сил, действительно, весьма греховным.

Почему уж мы должны печалиться тому, что у нас не было такого реннесанса - вырождения, это одна из «загадок» пресловутого шмемановского «наследия». С его «высокоинтеллектуальными» пассажами, крайне мутными и невнятными. Но если попытаться перевести эту фразу протопресвитера А.Шмемана на человеческий язык, то выйдет, что этот «христианский священник» по названию, печалится о том, что Православие не согласно с установкой т.н. Ренессанса на то, что человек, а не Христос, стоит в центре мироздания, и религия должна занять свою узкую нишу в гетто безбожного («светского») либерального общества.

Но на деле это вовсе не означает, что мы живем «в несуществующих мирах». Церковь стоит над временем, не подвергаясь влияниям мира сего и веяниям времени.

Если рассмотреть эту проблему в чисто практическом аспекте, то в последние годы было особенно ярко видно, что шмеманисты, так любящие современность, это воистину «тростник колеблемый», люди с весьма слабыми навыками самостоятельного мышления. Известный «библеист» и «интеллектуал» А. Десницкий в начале 2000 года популяризировал в своих статьях маразматические страшилки американского Госдепа о «всесильных» исламских злодеях, якобы взорвавших небоскребы и Пентагон. Церковный же народ с самого начала усомнился в этой конспирологической версии Вашингтона о «всемирном заговоре» Аль-Кайды, которую якобы не могут победить все спецслужбы сильнейших государств мира, подозревая прагматичных американских политиков в намерении овладеть природными ресурсами мусульман под предлогами «борьбы с мировым терроризмом».

Киевские собратья по разуму Десницкого из либеральной секты шмеманистов несколько позже развернули бесплатную агитацию за Ющенко, вполне сообразно с духом времени веруя в то, что его «руки не крали», что он «приведет Украину в Евросоюз». Что «кровавая гэбня» из России прислала свой спецназ в Киев дабы «мочить» преданных Виктору Андреевичу «разумных» майданщиков.

Позже «шмеманисты» шарахалась от ужаса при виде курей, когда на Украине и в России была объявлена т.н. «пандемия» «птичьего гриппа». В период «пандемии» «свинского» пиара они же шарахались от свиней, а многие из них даже одели белые намордники, что лично наблюдал автор статьи. Хотя церковный народ и тогда преспокойно ходил в храмы и прикладывался к иконам. А вот хамелеонская мимикрия киевских либералов ко всем современным пропагандистским глупостям проявлялось в широкой цветовой гамме: сначала у их было красное - на груди, потом оранжевое - на рукаве, потом - белое - на лице.

Все эти прикладные моменты прямо следуют из установки человека: если он смиренен и пытается угодить Христу, ему дается верный ориентир и в сравнительно мелких житейских вопросах. Если же он пытается угодить міру сему и духу времени - его судьба быть всегда дезориентированной марионеткой в чужих руках. Не хочешь быть рабом Божьим - будешь рабом второразрядных политтехнологов.

Это маленькое отступление - только иллюстрация того, к чему приводит шмеманистов приводит ставка на свой слабый разум, а не на Волю Божью.

«Освобождение от сакральности» привело к бы к гибели миллионов душ в вечности. А на этом свете - к созданию общества манипулируемых демагогами стад двуногих существ, лишенных разума. Ведь десакрализация - это еще и «свобода» от любых координат критериев добра и зла во всех сферах жизни: в области экономики, политики, культуры, морали.

Церковь с ее священными критериями истины - последний эталон добра и зла. Без нее на землю обрушиться ад. И точно по Достоевскому, начнут с отрицания Бога, а закончат каннибализмом. Поэтому против нее и ведется такая атака снаружи и изнутри.

В этом свете интересна позиция анонимных цензоров из церковного Издательского отдела, которые недавно запретили книгу архимандрита Петра (Кучера) в магазинах РПЦ, так не объяснив церковному народу, что же в ней «не соответствует вероучению». Зато разрешили книги протопресвитера Шмемана и ему подобных «богословов», в которых органично смешиваются экклезиологические ереси, русофобия и ксенофобия по отношению к иным народам, клевета на святых и Церковь Христову.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Еве

Но ведь согласитесь о.Рафаил критикуя Кураева не ставит же его вне церкви. У нас же как - объявят еретиком, и начинают шельмовать словно он и не ближний уже.А я этим переболел уже, мне такое отношение к людям молиться мешает.Я помню в конце девяностых гостил на Елеоне у зарубежников, так они мне столько всякого компромата на наше священноначалие напоказывали, что хоть из церкви уходи. Но когда я столкнулся с этой злобой, то понял, что в жизни нельзя руководствоваться только канонами. Потому, что я любил и свою церковь и своего патриарха.А что касается перечисленных мною батюшек, то никакой хулы на церковь я, хоть убей, у них не вижу. Ну не верит Кураев в Благодатный Огонь, мне его искренне жаль. А начинал я не с Кураева и не с Катехизиса, а с Аввы Дорофея и Иоанна Лествичника.Спаси Вас Господь.
Георгий Д. / 01.06.2010, 15:52

6. 88.Ева

Я не могу Вам аргументированно подтвердить свою мысль, поскольку даже уже приведённые цитаты каждый может понимать по своему.Кроме дневников о.Александра ничего более не читал,судить не могу. Но ощущение от прочитанного осталось именно такое - искренность и отсутствие лицемерия. Помню также, что мною очень любимый о.Серафим Роуз много критиковал идеи о.Александра, но считал его искренне заблуждающимся.Мне на самом деле очень трудно понять и принять крайнюю консервативную позицию, потому что я одинаково люблю и о.Рафаила Карелина и Андрея Кураева,Дмитрия Смирнова и Петра Мещеринова. Я чувствую, что именно они хотят сказать, хотя далеко не всегда с ними согласен.Вот "кочетковство" мне действительно чуждо, но я не стал бы валить всё в одну кучу.Насчёт духа фарисейства,по моему мнению - это: уверенность в своей правоте, осуждение ближнего, при внешней правильности и благочестивости. Выдавание себя не за того кем ты являешься, постоянное актёрство. Благодарю Вас за то, что был услышан.
Георгий Д. / 01.06.2010, 10:52

5. Редакция на боевом посту

О, ребята , да всем пора к родному о.Петру в боголюбский , да на поля поработать во славу боголюбского, свой родной ....., вот там и докажете степень подства, а то сидите , раскармливаете гордыньку то , да с женщинами выясняете чистоту веры. Вообще в ход пошел махровый экстремизм, пора в соответствующие органы обращаться , с форумом то непорядок явно. Редакция АУ ! Еще апра статей про о. Петра и у вас все будет хорошо!!!!!

Редакция на боевом посту, г-жа Теленкова! Где Вы обнаружили экстремизм, сформулируйте почетче, искореним всенепременно. Так что не тревожьте органы, у них и без Вас забот полно. А почему Вы так ненавидите архимандрита Петра, позвольте поинтересоваться? Из-за дочери? Так не он ведь виноват. Да и странно как-то винить священника, благословившего девушку в монастырь. Раньше за это Бога благодарили, теперь у вас такая молитвенница появилась. А Вы не унимаетесь никак. Все воюете, обличаете...

4. Re: Протопресвитер А.Шмеман и пустота

"Беседа становится бессмысленной, если мы позволяем ей превратиться в спор, в своеобразный словесный поединок, в котором мы наносим и получаем удары, не приобретая ничего. Тогда диалог превращается в два монолога - каждый говорит, не слушая собеседника, а если слушает, то с одной установкой: во что бы то ни стало опровергнуть его. Свидетельством духовной и нравственной неразвитости человека служит его неправильная позиция, или, проще, "поза" в беседе...Человек должен быть корректным, тем более - при беседах на религиозную тему. Наша ревность о Божественной славе должна выражаться в нашей жизни посредством исполнения воли Божией, то есть заповедей, а не через нетерпимость к инакомыслящим и инаковерующим. Грубость часто скрывает под собой слабость или отсутствие аргументов, а гордость и высокомерие - низкий интеллектуальный уровень. "О.Рафаил Карелин."О культуре общения"Полностью текст: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/19.html Кто-то назовёт это толерантностью.
Георгий Д. / 01.06.2010, 08:23

3. 80.Ева

Вы опять делите - своя территория,чужая.Лично у меня ЖЖ нет, а читаю в основном Русскую Линию и Православие.ру.Просто я хочу сам для себя разобраться откуда этот дух нетерпимости к чужому мнению. Для меня авторитетным является мнение о.Дмитрия Смирнова, который далеко не столь категоричен, как в оценке Шмемана, так и Александра Меня. Или Вы можете назвать о.Димитрия теплохладным?А об о.Александре Шмемане у меня сложилось мнение как об искреннем человеке и защищаю я не его воззрения(Бог ему судья), а пытаюсь, и в первую очередь сам, учиться не осуждать людей. Простите, если у меня это плохо получается и я кого-нибудь обидел.Всех братьев и сестёр поздравляю с началом Петрова поста. Не ругайтесь.
Георгий Д. / 01.06.2010, 07:54

2. Re: Протопресвитер А.Шмеман и пустота

О.Александр ненавидел не православную церковь, а дух фарисейства, в том числе и в себе самом.От чего нас предостерегал Господь - "берегитесь закваски фарисейской".А деление на своих и чужих - позиция не православная а, именно, фарисейская.И возмущение наше от того, что чувствуем себя "вельми правыми", поэтому друг друга и не слышим.
Георгий Д. / 31.05.2010, 23:12

1. 72.Громыко?

Ещё вопрос кто троллит.Форум понемногу превращается в театр одного актёра.Вернее актрисы.Все старожилы прекрасно понимают о ком я говорю.
Георгий Д. / 31.05.2010, 21:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Михайлович Друзь
Макрон восхвалил власть масонства
Международная тоталитарная секта оказывает огромное влияние на политику Франции, по словам ее президента
14.11.2023
Западные традиционалисты – за Россию
Стереотипы не работают: наши старые соперники становятся друзьями
11.06.2023
Большевизм родился в Лондоне
Прошло 114 лет со дня V съезда РСДРП, проведенного при покровительстве британских властей.
29.05.2023
Захват лавры: Украина стала антихристианской «наследницей» УССР
Киев захватывает лавру по лекалам хрущевских гонений
10.04.2023
Все статьи Игорь Михайлович Друзь
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07