Общественная палата РФ о «миниправительстве в отношении детства»

Ювенальная юстиция в законодательстве: мнение эксперта

Ольга Леткова 
Ювенальная юстиция 
0
06.05.2010 180

Правовой комментарий к материалам слушаний на тему: «Государственная система сопровождения семьи в России», проходивших в Общественной палате РФ 27 апреля 2010 года

На указанных слушаниях было предложено принять ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, управленческих решений, которые служили - бы правовой основой модернизации социальной сферы России, направленной на укрепление семьи.

Девочка с голубями. Фото Даниила МихайловаС этой целью предлагается создать некий орган, который должен иметь статус местного «миниправительства в отношении детства». Решения этого органа обязательны к исполнению для всех организаций, независимо от их подчинённости. Сами же эти органы, являясь надведомственными, никому не подчиняются и обладают широкими властными полномочиями и контрольными функциями. Такими органами должны стать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).

Среди полномочий Комиссии, согласно прилагаемому проекту поправок в целый ряд федеральных законов, является принятие акта о признании ребенка нуждающимся в помощи государства. При этом в соответствии с данным законопроектом к детям, нуждающимся в помощи государства, относятся дети, родители (законные представители) которых «не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними», а также дети, чьи родители своими действиями или бездействиями «препятствуют их нормальному воспитанию и развитию». Неопределенность понятий воспитания, содержания детей, нормального развития, отрицательного влияния на ребенка, жестокого обращения с ним позволяет признать практически любого ребенка нуждающимся в помощи государства. При этом очевидно, что невыполнение обязанностей по содержанию и воспитанию, жестокое обращение с детьми предполагает применение мер к родителям вплоть до изъятия детей по причине бедности и за применение домашних наказаний, а также иных способов воспитательного воздействия на детей.

Согласно рекомендациям слушаний и материалам к ним, такие положения, как порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства, организация раннего выявления случаев детского и семейного неблагополучия, включая основания и порядок выхода в семью, составления акта обследования условий жизни ребенка, осуществления мер по защите прав и интересов ребенка, в том числе проведение профилактической работы с ребенком в семье в форме социального патроната или его устройство в специальные учреждения, порядок и особенности формирования единых региональных и муниципальных банков данных детей и семей, нуждающихся в помощи государства и т.д. будут устанавливаться Правительством РФ. Это значит, что указанные вопросы не будут рассматриваться на законодательном уровне, а будут определены в подзаконных нормативных правовых актах. Это лишает общество возможности их обсуждения через своих представителей в парламенте, а также непосредственного влияния на принятие решений путём выражения своего мнения иными, не запрещенными законом способами, по наиболее острым вопросам общественной жизни страны.

Кроме того, учитывая, что предлагаемая к созданию система надведомственных органов имеет четырёхуровневую структуру (общественные, муниципальные, региональные и правительственная комиссии), получается, что указанные органы сами будут устанавливать правовые критерии и порядок осуществления своей деятельности.

На законодательном же уровне предлагается установить основные принципы осуществления деятельности по защите прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства. К ним, в частности, относятся: признание приоритета интересов ребенка при рассмотрении любых вопросов, связанных с защитой его прав и интересов, защита ребенка от жестокого обращения, насилия и эксплуатации, признание индивидуальности ребенка и его потребностей, обеспечение участия родителей (иных законных представителей) в воспитании ребенка во всех случаях, когда это не противоречит его интересам.

Это международные принципы, на которых во всём мире построена система ювенальной юстиции.

Суть предлагаемых изменений заключается в том, что для каждого из выявленных случаев детского неблагополучия Комиссией утверждается индивидуальный план по защите прав ребенка, заключающийся в проведении профилактической работы в семье в форме социального патроната или устройство ребенка в специальные учреждения - в зависимости от решения Комиссии.

В законопроекте и во всех материалах к нему подчёркивается, что социальный патронат осуществляется с безусловного согласия родителей и на основании заключаемого на добровольной основе договора между родителями (иными законными представителями) и уполномоченной организацией по опеке и попечительству. Однако в том же законопроекте определено, что отказ от предлагаемых мер, а также их безрезультатность, влечёт лишение родительских прав. Понятно, что каждый родитель подпишет любой договор под любыми условиями, лишь бы не потерять своего ребенка. Например, одним из таких условий в законопроекте предлагается временное помещение детей с согласия родителей в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое положение не отвечает требованиям статьи 421 Гражданского кодекса РФ о свободе договора, а сама деятельность является ни чем иным, как вмешательством в дела семьи, нарушением прав родителей по воспитанию своих детей, установленному в статье 38 Конституции РФ и статьях 1, 63 Семейного кодекса РФ.

Решение о возможности или невозможности проживания детей в семье будет принимать тот же самый никому не подотчётный надведомственный орган.

В отношении родителей предлагается предусмотреть на законодательном уровне меры ответственности за уклонение от воспитания детей: общественные работы, алименты (если ребенок находится в госучреждении или на воспитании в другой семье).

Ключевым моментом предлагаемой модернизации социальной сферы является делегирование функций органов опеки и попечительства уполномоченным организациям - патронатным учреждениям и НКО. Эти организации приобретают право выхода в семью и составления акта обследования условий жизни ребенка, внесения предложений по принятию конкретных мер по защите прав и интересов детей, осуществления заместительного патронатного воспитания детей и т.д.. Примечательно, что те же самые организации приобретают эксклюзивное право устраивать отобранных ими детей на усыновление в приёмные семьи, то есть прослеживается возможность работать под заказ. Общественный статус организаций лишает их какой-либо должностной ответственности за производимые действия. Надведомственная Комиссия также является коллегиальным общественным органом, члены которого не несут персональной ответственности за принимаемые коллективные решения.

Предлагаемая система представляет собой ни что иное, как западный образец ювенальной юстиции, когда всевластные и никому не подотчётные ювенальные органы способны отобрать ребенка практически у каждой семьи по любому, самому абсурдному поводу. Общественная палата РФ именует это созданием системы защиты детства и семьи в России.

Справедливости ради следует отметить, что в рекомендациях указанных слушаний содержится ряд предложений по оказанию помощи семьям (реализация программ для бедных: «продукты по карточкам», «школьное питание», «школьное молоко» и др.). Однако в них не определен основной вопрос - из каких источников данная помощь могла бы предоставляться нуждающимся семьям. Не ясны и возможные объёмы её предоставления.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает правовой возможности выделения финансовых средств на оказание адресной социальной помощи семьям. Не предлагается такого правового механизма и в материалах слушаний, соответствующие законопроекты не представлены. Такое положение ставит под сомнение возможность реализации указанных предложений на практике.

Ольга Владимировна Леткова, главный консультант Правового управления Аппарата Совета Федерации

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Леткова
Все статьи Ольга Леткова
Ювенальная юстиция
Нас ожидает мутация мира?
Эксперты предупреждают о смертельных угрозах глобальных сценариев расчеловечивания
23.12.2021
Перевёрнутая реальность – уже на расстоянии вытянутой руки
Автор и ведущая программы «Территория семьи» на радио «Радонеж» Людмила Рябиченко – о фатальности цифровых изменений нашей жизни
30.11.2021
«Всеобщее счастье» уже не за горами?
Людмила Рябиченко о начале построения в России экспериментального правового режима и связанных с ним рисках и угрозах для суверенитета страны
10.11.2021
Обыкновенный феминизм
Об итоговых документах Евразийского женского форума
23.10.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
18.01.2022 02:23
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
18.01.2022 02:06
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Наблюдатель
18.01.2022 01:52
«Нужно наращивать вакцинирование»
Новый комментарий от Vladislav
18.01.2022 01:52
Почему мы победили
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2022 01:34
Встреча с Папой – большой соблазн
Новый комментарий от Сергей Швецов
18.01.2022 00:40