Принципы работы антинаркотического дневного стационара «Воскресение»

Доклад на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» в рамках V направления «Церковь и общество» XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, 28.01.2010 года

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
186
Время на чтение 7 минут

Через амбулаторный центр «Воскресение», за последние 2 года прошло более 1000 человек. Это люди, зависимые от наркотиков, юноши и девушки и их ближайшие родственники. Часть из них была направлена в стационарные центры «Саперное», «Торфяное» и другие православные реабилитационные центры, а также в монастыри и подворья, принимающие наркозависимых.

Для сравнения приведу следующий пример. Буквально на днях у нас состоялся разговор с заместителем главного врача межрайонного наркологического центра. У них на дневном стационаре 240 койкомест. На сегодняшний день занято 14. Наш центр в настоящее время посещает, включая родственников наркозависимых, более 100 человек. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о востребованности православного пути исцеления среди граждан России.

Эффективность реабилитации среди тех, кто от начала и до конца освоили программу центра, составила около 80%. За счет чего же достигается такой высокий результат? Главным и основополагающим принципом работы центра «Воскресение» является: помощь наркозависимому, а также и их ближайшему окружению стать другими людьми. Приобрести четкую духовную ориентацию, совершенно иную мотивационную структуру личности. У наркомана, как правило, отсутствуют дальние и средние перспективы жизни. Выражаясь церковным языком, у него нет смысла жизни и даже планов на ближайшее десятилетие. Он живет наркотиком и ради наркотика, привнося хаос и разрушение как в свою жизнь, так и в жизнь окружающих его людей. За этим стоят демонические силы. И наркоман является их проводником и орудием в этом мире. Завладевают они душой зависимого постепенно, по мере погружения его в мир греха и наркотиков. И завладев, безжалостно управляют им. По нашим данным, около 90% процентов пришедших к нам наркоманов, ощущают воздействие какой-то силы, часто принуждающей их к приему психоактивных веществ. 50% из них даже слышали какие-то странные, внутренние голоса, а 20% даже видели некие демонические сущности.

Естественно, что чисто фармакологическим и даже психологическим путем этих проблем не решить. Уколами из-под власти сатанинских сил человека не уберешь. Человек - это, прежде всего, дух, душа и тело. И такая иерархичность проявляется на всем его жизненном пути. Если произошли повреждения на уровне духа, они не замедлят, проявиться и на уровне души и тела. Поэтому и лечение надо начинать не с тела, а с области духа. Человек должен стать таким, чтобы в нем не было места для страстей и греха. И по мере его духовного перерождения, меняется его психическая и телесная составляющая. Мир демонический больше не может полновластно управлять им.

Поэтому на первом месте в нашем центре стоит духовная помощь. Наркоман учится азам духовной жизни. Начинает ежедневно читать Евангелие, часть утренних и вечерних молитв, посещает специальные молебны с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», окропляется святой водой, готовится к исповеди и причастию. Конечно, это не происходит быстро и сразу. Требуется глубокая и профессиональная работа священника и психолога с реабилитантом. Но, буквально, при первой же беседе, мы стараемся задать стратегические пути, решения духовных проблем.

- Очень важно сразу же показать и довести до осознания демонические корни наркотической зависимости. Для этого наркозависимому указывается на изначальное употребление ПАВ сибирскими шаманами, африканскими колдунами и др. для вхождение в состояние общения с миром падших духов.

- потом говорится о том, что многие наркоманы ощущают воздействие темных сил на себе. Это проявляется в постоянных мыслях о наркотиках, в периодическом сильнейшем и неуправляемом влечении к психоактивным веществам, вопреки всякому здравому смыслу и ситуации. В следующей стадии зависимым ощущается какая-то непреодолимая сила, управляющая всем его поведением. Затем могут слышаться голоса и даже видения. Необходимо выяснить, в какой стадии духовного поражения находится наркозависимый, обратиться к его личному опыту и, опираясь на него, сформировать основы правильного понимания происходящих духовных процессов.

- также важно показать зависимому, что прежде он являлся послушным орудием в руках демонических сил, которые способны только уничтожать и разрушать. При этом стоит задать вопрос зависимому: с кем и где он будет после смерти? И хорошо ли в аду? Здесь необходимо подчеркнуть, что адское состояние - это состояние вечности (ломки, усиленные в 100 раз и помноженные на вечность).

- затем следует акцентировать внимание подопечного, что средняя продолжительность жизни героинового наркомана от 5 до 10 лет. Так сколько же ему осталось? И предложить сделать окончательный выбор, или иди умирай, или раз и навсегда, с сегодняшнего дня навсегда оставь наркотики и алкоголь. При этом необходимо подчеркнуть, что только личный безапелляционный выбор может обеспечить успех духовного преображения.

- здесь же необходимо поставить и стратегическую задачу деятельности наркозависимого - стать другой личностью. Не просто бросить принимать наркотики, а стать другой личностью, такой, которой они просто не нужны! Надо перестать быть рабом бесов, и стать Рабом Божиим. Из разрушителя превратиться в созидателя! Потому, что Бог - источник жизни и созидания. Пребывание с Богом дает счастье и радость еще здесь на земле, а в будущем и вечную жизнь в Царстве Небесном. При этом необходимо указать на путь освобождения и духовного преображения. Прежде всего это исполнение всех заповедей Божиих. Нельзя что-то исполнять, а что-то нарушать. Для практически всех наркозависимых характерно вначале нарушение седьмой заповеди "не блуди", а потом уже впадение в грех наркомании. Так же и оставить наркотики навсегда невозможно, если не будет исполняться эта заповедь, а с ней и все остальные. Реабилитанту указывается на необходимость исполнения постоянного молитвенного правила, обязательно включающего в себя ежедневное чтение двух глав Евангелия и хотя бы нескольких псалмов. Желающему исцелиться рекомендуется проработать, с выпиской всех своих грехов, книгу «Исповедую, грех батюшка» и ознакомиться с книгой священника Родиона «Люди и демоны». Также наркозависимый посещает 3 раза в неделю особые молебны с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», и водосвятные молебны, где он поминается и окропляется святой водой. Кроме того, в субботу вечером и по праздникам он бывает на церковной службе. По мере покаяния и готовности, реабилитанты дают обет трезвости и причащаются Святых Христовых тайн.

В процессе реабилитации наркозависимый посещает семинары духовно-психологического роста и лекции, которые проходят 2 раза в неделю. Их задача - сформировать у слушателей основы православного мировоззрения. Для этого на год запланировано 30 тематических лекций, в среднем по 2 часа и столько же семинаров. На семинарах прорабатываются глобальные, центрально опорные для человеческой жизни и деятельности проблемы, такие как: «Смысл жизни», «Смысл смерти», «Что такое любовь и какой она должна быть», «Что такое смирение и как оно выражается» и т.д. Всего 14 подобных тем. На семинарах и лекциях присутствуют не только реабилитанты, но и их родственники, с которыми ведется усиленная работа по выведению из состояния созависимости и воцерковлению. В семинарах все участники должны принимать активное участие. Выражать мнение по тем или иных вопросам, учиться слушать и понимать других, четко осознавать и проговаривать свои проблемы. Только при такой активной работе у слушателей вырабатывается и закрепляется правильная православно обоснованная жизненная позиция, которая в дальнейшем окажет влияние на весь строй его жизни. Кроме того, на других семинарах проводится чтение Евангелия на славянском и тут же русском языке, происходит его толкование, применительно к современной жизни. Слушатели учатся связывать евангельское слово со своей реальной и конкретной жизнью. Это также духовно обогащает человека, меняет угол восприятия мирской жизни с сугубо плотского, душевного, на духовный. Также периодически с реабилитантом ведутся духовные беседы, на которых священник корректирует его духовно-нравственное состояние.

В плане психологической составляющей - с наркозависимым работают специально подготовленные в этой области психологи, наркологи, волонтеры, которые ведут группы психической взаимопомощи, проводят необходимые тесты и дают специальные домашние задания. Проводятся также занятия по арт-терапии, групповой просмотр и обсуждение определенных фильмов, книг и статей. Работа психологов построена на восстановление «Я-концепции», то есть правильного самосознания, самовосприятия, выработки правильного отношения к ближним, обществу, государству. Как показали наши исследования «Я-концепция» у наркозависимого серьезно повреждена. И на основе православной духовности ее не только необходимо восстанавливать, но зачастую и заново создавать.

Одно из врачующих душу средств, приходящее в процессе проработки иерархии собственных жизненных целей и их взаимосвязи с ценностями, которые в свою очередь отражают индивидуальную иерархическую структуру личности - осознание в себе господства низших сил и устремлений. Осознание, основанное на рассудительности и диалогическом общении, помогает постепенно начать поиск и путь навстречу тем целям, которые отвечают главной потребности личности - поиска и осознания смысла собственной жизни.

Здесь человек сам, своей волей соприкасается со своим пристрастием, с его глубиной и пагубными последствиями - в трезвении, а не в дурмане наркотиков: зависимость, которая привела в тупик, блокирует движение к истинным целям и ценностям. Осознание - это путь к свободе, путь развития и восстановления целостности личности.

Поэтому следующим шагом становится многосторонняя проработка «Я-потенции». Это представление о самом себе, осознание своих физических, интеллектуальных качеств, это самооценка, образ «Я»и субъективное восприятие окружающего мира, влияющее на жизненные проявления, это анализ психологической защиты и системы межличностных отношений.

У наркозависимых изменения личности - это, чаще всего, психопатии возбудимого типа или акцентуации различного характера.

Работа в группе и индивидуальные консультации позволяют пережить и осознать содержательные компоненты «Я-концепции», улучшить как поведенческие реакции, так и упорядочить иерархию личности - ее «доминирующие отношения» с самим собой, с миром и Богом. Такой подход позволяет начать решать проблемы основной жизненной направленности человека, его путь к истинным ценностям и ориентирам.

В плане телесной помощи, реабилитантам предлагается специальная фитотерапия, занятия по оздоровительному диафрагмальному дыханию на основе биологической обратной связи (БОС), и обязательная трудотерапия. Последняя, на наш взгляд, является обязательной и необходимой. Для наркозависимых свойственна крайняя лень, безответственность и нежелание трудится во благо ближних. Трудотерапия помогает преодолеть лень, воспитывает чувство ответственности и помогает процессу ресоциализации зависимого.

Окружение наркомана, это, как правило, люди, страдающие созависимостью, нервными и психическими расстройствами. Большей частью это родственники, не ведущие православной духовной жизни, сами нуждающиеся в духовной и психологической помощи. Для них также проводятся специальные лекции и семинары, консультации психологов. Им предлагается активный путь воцерковления и изменения своего поведения по отношению к наркозависимым. Совокупность такого труда с реабилитантами и их родственниками и приводит к столь высокому проценту исцеления от наркотического пристрастия.

Священник Алексий Мороз, руководитель антинаркотического амбулаторного центра «Воскресение» при Санкт-Петербургской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Не со всем согласен

адское состояние - это состояние вечности (ломки, усиленные в 100 раз и помноженные на вечность)

Если бы вы на себе познали что такое ломка, то не стали бы ничего в 100 раз усиливать.Не достаточно ли объяснитъ наркоману, что ломка будет продoлжаться и после смерти, т.к. это и есть состояние ада?
Георгий Д. / 05.03.2010, 12:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Мороз
Очень нужен церковный дождик
«Обращение к православному народу» священника Алексия Мороза и комментарий Анатолия Степанова
18.02.2016
«Это сатанинская диверсия»
Иерей Алексий Мороз о пагубности культа, основанного на серии книг «Гарри Поттер»
29.01.2016
«Это ужасающее событие для всего православного мира»
Иерей Алексий Мороз о решении греческого парламента, допустившего для содомитов возможность заключения т.н. «договоров сожительства»
24.12.2015
Все статьи Священник Алексий Мороз
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05