От редакции. Этот текст мы получили по почте на адрес редакции. Автор рассказывает о своих паломнических впечатлениях от поездки в Боголюбовский монастырь. Текст интересен тем, что это - впечатления очевидца, рассказ русского православного человека о том, что он лично видел.
Братья и сестры, очень хочется поделиться с вами своими впечатлениями от посещения Свято-Боголюбовского монастыря. Надо сказать, что в последнее время довольно часто начали попадаться все возможные публикации об этом монастыре, причем некоторые из них достаточно критичные. Особенно доставалось духовному наставнику монастыря архимандриту Петру (Кучеру). Обвиняли его чуть ли ни во всех смертных грехах. И тут меня осенило, меня, уже довольно немолодого человека, прожившего, слава Богу, на этой грешной земле и в эпоху соцреализма, и дикого капитализма, что если ругают, значит, на самом деле, не такой уже и плохой человек этот отец Петр, наверное, Богом данное предназначение свое оправдывает. И уж больно мне в этом захотелось убедиться, и сердце позвало меня в дорогу.
Мое желание было настолько велико, что вскоре Господь управил так, что я уже через короткое время стоял у ворот монастыря. Несмотря на поздний час (было уже около десяти часов вечера), меня провели к отцу Петру. Только лишь зайдя на территорию монастыря, я начал ощущать какое-то волнение. Это было не чувство тревоги, это было предвкушение чего-то светлого и благостного.
Первая встреча со старцем была короткой, но она произвела на меня неизгладимое, яркое впечатление. В этом худощавом седоволосом почтенном человеке ощущался неизмеримо мощный духовный стержень, который притягивал, а светлый лик его, излучающий безграничную доброту и любовь, наполнил светом и мою душу. Появилось такое чувство, будто бы я пришел к близкому и родному человеку, с которым не виделся уже много лет.
Внимательно выслушав, отец Петр благословил меня пожить в монастыре несколько дней. Поселили меня в корпусе, где проживают воспитанники монастырского приюта - мальчики из детских домов и неблагополучных семей. Расположился я в уютной комнате для паломников и трудников.
В 5-30 утра радостный звон колокольчика известил о начале нового дня и призвал всех жителей монастыря к подъему и утренней молитве. Вслед за звоном повсюду начали раздаваться веселые детские голоса. Я встал и выглянул в коридор, но быстро отступил назад, так как веселая детская ватага с задорными криками выбежала из своих комнат и неслась вниз по ступенькам на первый этаж умываться. При звуках детского говора юных монастырских воспитанников, неожиданно в моей памяти всплыл недавний эпизод из жизни, когда приятель попросил заехать за сынишкой, который учится в одном из новомодных киевских лицеев. Те словечки, которые я невольно услышал от тамошних учеников, ввели бы в ступор не только строительных рабочих, но и легендарных сапожников. Здесь же слышался нормальный здоровый детский гомон, без всяких вкраплений непереводимых диалектических выражений, которые мы так часто слышим, к сожалению, от детей у себя в городах. А ведь приютские мальчишки в основном были подобраны на улице отцом Петром и его сподвижниками. Позже я узнал, что парни воспитываются в духе православного воинства - помимо общеобразовательных предметов, ребята проходят и начальную воинскую подготовку, занимаются боевыми искусствами, а некоторые старшие ребята даже попробовали себя в парашютном спорте. В общем, духовность образования и физическая подготовка идут в ногу друг с другом. А когда я увидел в храме, с какой искренней верой молятся воспитанники, невольно подумалось, как бы то ни было, Русь Святая возродится, вот они, будущие православные воины Пересветы и Федоры Ушаковы. Как жалко, что мои дети уже взрослые, а то бы я их периодически отправлял в монастырь на воспитание к отцу Петру.
После утренней службы матушки пригласили позавтракать в монастырской трапезной. Господь свидетель, я уже давно не ел такой вкусной, здоровой и разнообразной пищи, состоящей как минимум из семи и более постных блюд. «Это еще что, - говорили несущие послушание на кухне матушки, - «вы еще не ели наших молочных и рыбных блюд».
В монастыре имеется собственная животноводческая ферма и другие виды сельскохозяйственного производства с небольшим парком сельхозтехники и автомобилей. Хорошенько подкрепившись, несмотря на то, что был немного простужен, покашливал и, извините, сопливил, я с несколькими паломниками отправился к знаменитой монастырской купели - святой водой смывать мирские грехи. Несмотря на температуру воды (+3-4 градуса) и температуру воздуха (-18 градусов), я совершенно спокойно трижды совершил омовение, будучи абсолютно уверенным, что с верой и молитвой никакие болезни не страшны, мало того, имеющиеся недуги исцелятся от омовения в святом источнике, ведь это же Бого-любово. На самом деле, то, что должно было свершиться, свершилось - помимо прилива здоровья, я получил заряд необычайно энергии и жажды деятельности на благо Божие.
Так как в монастыре бездельничать не принято, то я, немного согревшись горячим чаем в трапезной, попросил послушания у матушки-экономки и сразу же был удостоен чести привести в порядок двор возле трапезной и нарубить дров.
Постепенно мой первый день пребывания в монастыре подходил к концу. Приближалось время вечерней службы. О том, как идут богослужения в монастыре, хочу сказать отдельно. Во-первых, соблюдаются все каноны - служба не сокращается и может длиться до четырех часов подряд. Поначалу кажется утомительным стоять столько времени, но потом, когда проникаешься молитвой, словом Божьим из уст священников, особенно когда правит отец Петр, великолепием храма и совершенством хора, наступает состояние благости и безграничной благодарности нашему Творцу. И совсем не хочется уходить после службы из храма, думаешь, с какой бы радостью еще бы одну службу отстоял, слушая и повторяя светлое песнопение и молитвы.
К сожалению, все хорошее имеет обыкновение заканчиваться быстрее, чем мы этого хотим - незаметно подходило время моего отъезда. Несмотря на то, что я прожил в монастыре всего несколько дней, меня не покидало чувство, что здесь я живу давно, что это мой дом, что люди, живущие здесь с просветленными, добрыми, излучающими любовь лицами, - мои близкие родственники, ведь не просто так истинно верующие православные называют друг друга братьями и сестрами.
Получив благословение на дорогу и ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы, поблагодарив отца Петра за гостеприимство, с нахлынувшей небольшой грустью в душе, но легким сердцем, я возвращался домой. Уже в дороге вспомнил один эпизод из рассказа, если мне не изменяет память, кажется, Лескова, названия которого не помню: восемнадцатый век, русская полувымершая после эпидемии холеры деревня. Вокруг безысходность, темнота, пустота и смерть. Люди, каждый в своей избе, в одиночестве, без покаяния умирают страшной смертью. И тут в одной из изб с большим усилием, со скрипом открывается дверь и оттуда выползает изможденный косматый человек. Это местный кузнец, и в руках он судорожно сжимает топор. С большим трудом преодолевая слабость, то падая то на четвереньках, то роняя топор, но упорно, снова и снова его поднимая, иногда придерживаясь за плетень, он медленно, но уверенно передвигается к опушке леса. В лесу он начинает рубить дерево, чтобы строить церковь. Поначалу удары топора слабые и нерешительные, но с каждым ударом они становятся все увереннее и решительнее, все громче и громче, и в итоге удары топора звучат как набат колокола, и люди начинают выползать из своих изб на звук набата, присоединяться к кузнецу и всей деревней строить храм. И тут я подумал, а ведь кузнец - это отец Петр, и такие как он, благословенные праведники, которые несут свой тяжкий крест защитников и созидателей, объединяют нас, дорогие братья и сестры, в оплоты веры, православной надежды и любви, такие как Боголюбово.