О, Русская земля! Ты уже за холмом!

Родина. Часть 2

Новости Москвы 
0
1894
Время на чтение 27 минут

Родина. Часть 1

Издавна пытались люди найти разгадку тайны понятия «родина». Искали на путях философских умозрений, в сердечных глубинах художественного творчества, в анналах истории, в этнографии - опыте жизни и быта народов... Еще на заре человечества и античные греки размышляли об этой сокровенной связи человека и земли его рождения. Размышлял Гомер, отправивший своего Одиссея в многолетние странствия. А затем - в долгий путь домой - на Родину - на любимый остров Итаку. И Гомеру было открыто, что это очень трудная дорога, и что все на этом пути будет препятствовать человеку. Как препятствовало все Одиссею, то в виде всевозможных испытаний и опасностей, то в виде соблазнов, лишь бы он уклонился с дороги и не достиг цели... Так было, к примеру, в стране Лотофагов, где рос сладко-медвяный лотос. Испробовав его люди забывали обо всем, что только когда-то было им мило и дорого, и чувствовали неодолимое желание «вкусный лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись Отчизны». Наверное, этот лотос есть вечный символ соблазна, если и поныне он опьяняет своей мнимой сладостью тысячи и даже миллионы наших сограждан. А ведь предки наши были иными...

Еще в 1 веке от Рождества Христова римский историк Валерий Максим писал о необыкновенной приверженности и любви к своей Родине наших пращуров - скифов-кочевников. Под напором могущественной армии Дария, вторгшегося в их пределы, скифы непрерывно отступали. Когда же Дарий через послов спросил их, положат ли они конец своему позорному бегству и начнут ли бороться, скифы ответили, что у них нет ни городов, ни возделанных полей, за которые стоило бы сражаться. Но зато, когда Дарий дойдет до гробниц их отцов, то тогда-то он и узнает, как обыкновенно сражаются скифы! И чувствуется, что эта любовь скифов к отческим гробам была тогда для римского историка весьма поразительна...

Мировые воры - «лотофаги», захватчики и агрессоры всех времен очень хорошо осознавали, что любовь народа к Отечеству - есть сила могущественная, даже при недостаточной военно-технической оснащенности противника. А потому вооруженным агрессиям и предшествовали, и сопутствовали войны духовные. Победа в духовной войне как правило обеспечивала победу на полях сражений.

Вспомним, что предшествовало чудовищным - и ни с чем в русской истории не сравнимым по масштабу разрушений! - событиям Смутного времени... Русское Царство и судьба русской нации были поставлены на грань гибели. Но что привело к захвату поляками Московского Кремля? До сих пор еще мы не в полной мере оценили значение тайной, коварной и разрушительной духовной войны, которую в течение нескольких столетий вел католический Рим против Руси. А ведь именно экспансия Ватикана, опутавшего Православную Державу сетью интриг, шпионства, диверсий, провокаций, подкупов и всевозможного растления, начиная с верхушки боярства и чиновничества вплоть до низов, и привела в результате к той Великой Смуте - «шатанию» и «смущение умов» чуть ли не во всем народе Русском...

Из событий не так уж давней истории мы знаем, что и Гитлер в плане завоевания Советского Союза «Барбаросса» намеревается не только захватить Москву, но и... полностью ее затопить. Он следовал традициям своего предшественника, императора «Священной Римской Империи» Фридриха Барбароссы... Завоевав в XII веке Милан, он приказал не просто смести город с лица земли, но и землю распахать, чтобы не только камня на камне не осталось, но даже и памяти об этих камнях... Не то ли, скажем, и сегодня в Москве происходит на наших глазах? Когда тихою сапой, а когда и нагло, в открытую (в особенности в последние пятнадцать-двадцать лет!) уничтожается и вытесняется всевозможными уродливыми и чужеродными «скребонебами» все то, что столетиями хранило и выражало неповторимый лик и самою душу Первопрестольной столицы...

Для подобных тайных и явных «барбаросс» очевидно, что завоевать землю, рабски подчинить ее население - это еще полдела. Надо уничтожить нацию как таковую. А это возможно только при одном условии: если будут уничтожены корни памяти - залог величия и «самостояния» народа, - «любовь к родному пепелищу» и к «отеческим гробам».

Не к тому ли стремятся сегодня и нынешние вершители мировых судеб - «глобалисты» или их близкие родственники «уранолиты»? Никакими средствами не гнушаясь, глобалисты неуклонно толкают народы к разрушению национального «самостоянья». Осуществлению их далеко идущих замыслов мирового господства, подчинения всего мира только одному Западному трафарету как кость в горле мешают национально-патриотическое самосознание и традиционные ценности народов. А потому мишень для глобализма - не просто уничтожение границ, древнейших цивилизаций, духовно, культурно и исторически самобытных государств, но вытеснение из человеческого сознания самого понятия «отечества»! До последнего времени главной преградой глобализму являлось религиозное сознание, и то, что еще вопреки всему сохранилось от православной цивилизации. Поскольку нет для человека более прочного залога верности своему Отчеству, чем подлинная, несгибаемая Вера. Но теперь разрушители национальных опор действуют изощреннее - они пытаются говорит от лица Церкви, разрушая национальное самосознание и святую связь человека с родной землей, говоря, якобы, «от Писаний», пренебрегая даже самыми святыми чувствами людей, ссылаясь при этом на авторитет догматического богословия, а на поверку преследуя все те же стародавние разрушительные цели...

***

...Великая это тайна - любовь к Родине, связь наша с землей, на которой мы родились и «пригодились», с той почвой, в глубинах которой сокрыты многовековые корни каждого из нас, со всем тем, что сокровенным образом сопрягается в нашей душе с понятием «Родина». И сказки, и летописи, и древние предания сохранили для нас немало удивительных примеров этой неразрывной, кровной связи человека с землей его рождения. Взять хотя бы язык наш - самый верный свидетель... В нем, как в глубинных недрах земли алмазы, веками откладывались и совершенствовались самые главные, самые ценные, вечные понятия о жизни. Как называли всегда русские люди землю свою? «Святая Русь», «Россия матушка», «Родина-мать», «матушка-кормилица», «родимая сторонушка», «мать сыра земля». И все на этой любимой сторонушке было особенное: и «полюшко», и «реченька», и «травушка-муравушка», - где, в каком языке мы найдем еще такую ласку и такое тепло!

Иван-чай. Фото Даниила МихайловаК родной земле припадали древние русские воины, когда изнемогали в тяжкой борьбе с погаными, ее неземной животворной силою возрождались и укреплялись. К земле родной припадали, целовали ее с благоговением, кланялись ей на все четыре стороны света и прощения просили, собираясь в дальний путь, или на смертный бой. Родимая земля была не просто почвой под ногами, а чем-то всеобъемлющим и священным для человека. Тысячу лет, провожая на войны своих мужей, братьев, сыновей, русские женщины зашивали в ладанки своим солдатам щепоть святой родной землицы. Обычай этот древний еще жив был и во время последней Великой Отечественной войны. А у солдат русских всегда одно было на сердце: «Лутче есть на своей земле костью лечи, и нежели на чюже славну быти» (Ипатьевская летопись, 1201 год), чему свидетельств очень много в наших исторических памятниках: от древних летописей - до реликвий последней войны. Слово «русский» - всегда было синонимом «патриота», иное казалось невозможным, невероятным, чудовищным! Взять хотя бы путевые заметки иностранцев о России - они нам не льстили, но не могли и не признать, что да, действительно такой и была вся Русь Святая: и цари, и отцы, и матери, и дети...

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Казалось, что эта «смертная связь», о которой так хорошо сказал замечательный русский поэт ХХ века Николай Рубцов, пребывала и пребудет в русском сердце вечно. «О Русьская земле! Уже за шеломянем еси!» - «О Русская Земля! Ты уже за холмом!» Какое русское сердце не отзывалось на этот зов, на эту боль «Слова о полку Игореве» (шеломя - холм, шелом - шлем). И сколько раз за тысячу лет звучал над холмами России этот стон-вопль, собирая народ, объединяя его в монолитное духовное единство! Он и поныне, этот пронзительный зов, звучит над осиротевшими просторами Руси... Только многие ли сыны Отечества ныне хотят услышать его, хотя ведь у каждого, наверное, непременно был когда-то его собственный, родной «кормящий ландшафт», - по выражению Льва Николаевича Гумилева, открывшего законы возникновения, развития и угасания этносов. В основу этого учения был положен постулат о «привязанности» этноса к природной среде его обитания, к своему «кормящему ландшафту» (Л.Н. Гумилев. Этносфера. История людей и история природы. М. 1993.) - закон неразрывной, кровной, смертной связи человека (и рода, и этноса, к которому он принадлежал) и места его рождения и жизнедеятельности.

Родная природная среда кормила, воспитывала и формировала неповторимый облик этноса, неповторимые черты и особенности поведения, передававшиеся по наследству, от стариков и матерей - к детям. Жесткая связь народа с кормящим ландшафтом, выработка традиций и стереотипов поведения, необходимых для благополучного существования именно на этом месте, рождение в этом народе людей творческих, концентрирующих и выражающих его неповторимый, отличный от соседей облик - по Гумилеву - это и есть Родина. Сочетание этих координат - родной земли, бережно хранимых живых традиций, цветение и плодоношение их в деятельности творческих личностей, выражающих душу этого места и этого народа, и превращает Родину в Отечество.

Русский былинный эпос сохранил множество сказаний о том, как мертвого богатыря спасала и возвращала к жизни своими магическими соками и энергией родная земля. А так же о том, как разлука и отлучение от родной почвы неминуемо приводили к истаиванию в человеке его самобытности и его творческих сил. Память, конечно, могла поддерживать и довольно долго в человеке духовную связь с родиной, поскольку человек был все-таки на ней рожден и ею вскормлен. Но вот уже его дети и внуки - следующие поколения странников - одной памятью, чтением и рассказами о своем «кормящем ландшафте» насытить свою душу уже были не в состоянии. Начинал действовать неумолимый закон связанности человека (рода и этноса) со своим родным кормильцем-ландшафтом, вне которого и человек, и род, и этнос начинали терять свою самобытность, свое лицо, свою неповторимую и единственную ипостась на этой земле, свое самостоянье. Ту самую «любовь к отческим гробам» и «любовь к родному пепелищу», о которой еще задолго до Гумилева сказал Пушкин, утверждавший, что «На них основано от века / По воле Бога самого / Самостоянье человека / Залог величия его».

А вслед за утратой «самостоянья» - живой связи со своим «кормильцем», вступала в действие новая и неотвратимая напасть - обрыв «сигнальной наследственности» - передающихся по наследству преимущественно от старших к младшим, от матери к детям - путем подражания - традиционных особенностей поведения. Не «я так хочу», но переданных от старших, от старины устойчивых условных поведенческих рефлексов и реакций на мир.

Феномен «сигнальной наследственности» или, проще, негенетической преемственности был впервые открыт генетиком М. Лобашевым, пронаблюдавшим и описавшим процесс заимствования потомством жизненно важных навыков от старшего поколения. Это открытие широко использовал в разработке своей теории этноса и Л.Н. Гумилев. По его мнению, кормящий ландшафт и сигнальная наследственность и были теми условиями, при помощи которых формировались неповторимые и устойчивые во временах лики этносов. А в отрыве от родной земли, от семейственных и родовых связей и этносу и даже отдельному человеку сохранить свою самобытность, свое лицо, сотворенное и запечатленное в традициях поведения, в непосредственных реакциях и восприятиях мира, преемственно передавамых «из рода в род», было невозможно.

Теряли лицо, а затем самих себя и свою жизнь многие, пребывавшие ранее в пространствах истории этносы. Они растворялись в других «водах» и «течениях» духовно и метафизически, а вслед за тем неминуемо утрачивали и свою землю, как физическую реальность, превращаясь в этносы-бомжи, чтобы вслед за тем прекратить и свое собственное самостоятельное существование на земле.

***

Наш мир - им храм опустошенный,

Им баснословье - наша быль,

И то, что пепел нам священный,

Для них одна немая пыль.

П.А. Вяземский, 1840 г.

Кто не видел разрушенных храмов в городах и весях нашей Родины... Печальная и, увы, до боли знакомая картина. Обезглавленные колокольни, пустые глазницы окон, полуразрушенные стены, являющие поразительную толщину и добротность старинной кирпичной кладки, небо - вместо купола, да кое-где, с чудом уцелевших остатков фресок скорбно глядящие на это запустение лики святых... Войдешь в такой «храм опустошенный», перекрестишься на Восток, на беззащитный, засыпанный мусором алтарь и взгляд остановится на кое-где сохранившихся и, видимо, в свое время очень красивых каменных плитках пола... И заноет сердце о звучавшей здесь когда-то молитве, об ушедших людях, проживавших здесь когда-то лучшие минуты жизни. О давно умолкнувших на этом святом месте праздниках... Вот купель: Батюшка простой, деревенский крестит младенчика... Вот уже и имя ему нарекли - Иоанн... Доживет ли Ванюша этот до наших дней? Вспомнит ли о храме и о своей крестильной купели? Или молодым парнем вместе с матросами с гиканьем и свистом будет крушить крест с колокольни, а затем и сам сгинет без вести и памяти... А вот - молодые стоят под венцами: застенчивые, серьезные, - такие, как на множестве старых деревенских фотографий. Серьезно, строго люди к жизни относились...

Но подымешь глаза - и все исчезнет. Вокруг большое, населенное, современное село. Огороды, картошка, нищенство и - иномарки у поваленных заборов, неряшество бедности и крикливые потуги «новых русских» - все разом. Тут и старики живут, и молодежь приезжает, и ребятишки есть, и среднего возраста люди в наличии. Только вот, кого не спроси, а в честь какого праздника или святого храм был поставлен, когда отмечался в селе престольный праздник? Никто и не вспомнит. И помнить - не интересуется... И заботы нет, что дети - некрещеные, что старики уходят в мир иной без покаяния и напутствия, что жизнь в селе - однообразна и тускла. А вместо праздников церковных и колокольного звона - одни застолья с беспробудным пьянством, что поля вокруг - давно превратились в целину, а луга пахучего разнотравья ныне поросли колючками да чудовищного роста сорняками-мутантами. Что фермы все поразрушены, скотинки нет, вот только недавно завел кто-то петуха... Как, иной раз, думаешь, русский человек может на все это взирать? И не жалко, не больно, не страшно? Почему никто никогда даже и не заплачет о Родине своей горемычной? У тех, кто покрепче, да помоложе - все дела, все - бизнес, все мысли о том, что еще купить-прикупить, да как к центру цивилизации поближе перебраться. И нет почти что подступа к такому человеку: ничего уже он не боится, кроме денежных «обвалов», ни на никакие «химеры» вроде «служения Отечеству» (уже почти готовы материал для уранополитической пропаганды!) просто не реагирует, никаких предупреждений для себя в том страшном и трагическом, что вокруг каждый день случается, - не слышит. Правда, если даже и услышит и озаботится, то все равно выход-то вряд ли найдет. Ведь только и слышно вокруг уже многие годы: «что-де с нами происходит?», да «как восстановить порушенную связь времен»? А Русь все не дает и не дает ответа...

Помнится, в семидесятых, когда был всплеск «деревенской прозы», казалось, что уж теперь-то оживет в русском человеке подлинное национальное чувство, сыновнее отношение к России, что новое поколение образумится и вернется на наш прерванный, исторически сложившийся, национальный путь... Сколько тогда было написано на темы памяти исторических романов, эссе, какая публицистика появилась! Имена русских литераторов звучали у всех на устах. Казалось, что еще немного - и все, читая, загорятся, ринутся глубоко изучать наше прошлое, начнут любить его, подражать, сообразуясь с традициями переосмысливать и преображать свою неудавшуюся жизнь... Но вышло-то все по-другому. Наиболее способная, деятельная часть молодого поколения не выбрала этот путь. Оно очень быстро бросилось «вкусный лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись Отчизны», соблазнившись идеалами сытого запада. Небрежение своим, отечественным еще более усугубилось. И даже собственные отпрыски патриотов в большинстве своем не воспылали любовью и пафосом отцов, не зажгли от них своей свечи. Почему?

...Почти сто лет назад, в апреле 1907 года известный православный публицист и мыслитель Лев Тихомиров выступил в Историческом музее Москвы с докладом на тему «Что такое Отечество?». С болью говорил он об оскудении патриотизма в России, о скептически высокомерном, нигилистическом отношении к Родине во всех слоях русского общества, пытался ответить и на вопрос «почему»... Диагноз Львом Тихомировым был поставил неутешительный: душевная болезнь. «Опустошение души - говорил он, - это болезнь века, и особенно (?) русских людей». Психиатрия того времени, по его словам, свидетельствовала о возрастании числа больных, сомневающихся... в своем собственном существовании. Отсюда, по мнению Л. Тихомирова проистекала и такая общественная болезнь как «не видение» и «не ощущение» Отечества.

Это было еще относительно тихое время... Еще далеко было до массового дезертирства солдат, предательства Родины, долга, присяги... Еще не начался бесовский «карнавал», высвободивший все до поры сдерживаемые в людях под личиной приличий, привычек, инерционного страха бесовские силы. «Свобода!» - кричало потерявшее все скрепы стыда русское общество... Точно также оно кричало и в 1991 году, в то время как окончательно рушилась огромная страна, и в 1993, когда расстреливали из пушек патриотически настроенный Верховный Совет России...

Леушинское подворье (СПб). Фото Даниила Михайлова«Рассуждение о том, есть ли Отечество и в чем оно состоит, - размышлял в 1907 году Лев Тихомиров, - получает теперь особое значение... Разум, поддерживая остатки ослабевшего чувства, даст ему время оправиться, воспрянуть в своих функциях и снова начать расти в душах». К чему привели эти наивные упования на спасительную силу разума начала ХХ века - известно. И чаяния патриотов конца ХХ века (действительно немало потрудившихся на ниве нравственного просвещения народа, оплакавших то время как время прощания с Матерой и матерью-Родиной) тоже, увы, не оправдались. «Флейта» так и не заиграла. Не потому ли, что не до конца было нами тогда понято, на чем же стояло и чем крепилось наше Отечество в годы исторического расцвета? Не потому ли, что сами с собой лукавили, и не в полноте правды оценивали тогда масштабы и характер разрушений, сотворенных в умах и сердцах нашего народа в последние, преимущественно, полтораста лет? Трудно было с кровью отдирать себя от Белинских и Добролюбовых! От всего, что было заучено и зазубрено, что окружало и давило, с чем связаны были годы жизни и послужные списки...

Вспомним, как разрушалась шаг за шагом живая связь поколений, как в Х1Х веке навязан был ненавистниками России и Православия конфликт отцов и детей... Это был страшный удар: ибо отрицая и презирая родителей, отцов, высокомерничая над ними, становясь их судьями, мы неминуемо приходим и к отрицанию Родины! Как был перевернут с этой разрушительной целью с ног на голову роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»! До сих пор не вернулись мы к тому, что действительно было задумано и написано автором, видевшим то, что назревало в России, и не одобрявшим это искусственное разрывание семей и поколений, тех, кто на самом деле горячо любили друг друга...

Не потому ли не увенчались успехом патриотические надежды, что не имели мы тогда (да и сегодня все ли имеем?) мужества отказаться от компромиссов, рожденных себялюбием? С изуродовавшим русскую душу марксизмом, привычным и грубым материализмом? Не потому ли, что упорно охраняли свой собственный покой, уклоняясь от очистительной правды и неминуемого покаяния пред Богом? Ведь оно привело бы к пониманию того, что не от других надо требовать самоотречения, а начинать с самих себя!

...Когда-то давным-давно шекспировский принц Гамлет дал замечательную отповедь всем тем, кто ничтоже сумняшеся дерзает дергать струны человеческих душ, чтобы наигрывать на них свои небескорыстные «мелодии»... В то время когда на самой простой дудочке-флейте, не зная устройства ее клапанов, даже примитивную песенку сыграть невозможно! Не то, что посягать на хозяйничанье в бездонных глубинах человеческих сердец, которым Творец, Царь и Хозяин Един только Отец Господа нашего Иисуса Христа, «от Которого, - по слову св. апостола Павла (Еф. 3:14), - именуется всякое Отечество на небесах и на земле».

***

«...Господь Бог носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, на всем пути, которым вы проходили, до пришествия вашего на сие место» (Втор.1:31).

Когда Адам был изгнан из Рая - прародины своей, ему и тут, Отцом Небесным было уготовано место для жизни - землю, от которой предстояло Адаму «со скорбью питаться» во все дни жизни его, добывая свой хлеб в поте лица (Быт.3:17-19). Теперь, под грузом первородного греха, жизнь для Адама стала равнозначна труду. Его ждали на земле скорби, болезни, смерть... Уже не имел Адам власти ни над природой, ни над животными. И человек, и вся живность, - вся тварь совокупно, вместе с человеком обречены были «стенать и мучиться» (Рим. 8:19-22). И Еве предречено было «умножение печали», ибо предстояло ей в болезнях и муках рождать детей (Быт.3:16). «Мы созданы для жизни в раю, - писал святитель Феофан Затворник, - Но согрешили и изгнаны на эту землю скорбную. Зачем? Чтоб принести покаяние. Жизнь наша на земле есть эпитимия. А тому кто несет эпитимию, что свойственно? Сетовать, сокрушаться, плакать о грехах...»

«Какое жестокое наказание!», - быть может, и воскликнул бы иной современный человек, не отдающий себе ясного отчета о том, с какой высоты и как низко пал наш праотец Адам... И все же хоть и трудно, но возможно для нас постигнуть, что приговор, данный Богом нашей земной жизни, был не просто наказанием, но прежде всего явлением безмерной Божественной Любви. Вне тесного пути скорбей не смог бы искалеченный первородным грехом человек встать на путь исцеления и преображения. В то же время, как любящие отец и мать, заботливо приуготовляющие все потребное для прихода в мир и жизни своего будущего младенца, так и Отец Небесный и здесь, на Родине земной уготовил Адаму и Еве дивное «приданное»: все необходимое для совершения спасительного жизненного пути. И даже более того...

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

И. А. Бунин. 1918 год.

И солнце, и небо, и дожди, и звезды, и дивная, разнообразная, неповторимая красота земли, и смена времен года, и каждое животное, и каждый цветок, - все, абсолютно все в этом мире носило на себе Божественную печать, отблеск Любви Божией, частичку красоты Самого Творца. Нет, земная Родина, которая приняла изгнанника, была не только юдолью покаяния и плача, но красотой своего устроения напоминала об утраченном рае. Все в ней было пронизано неким призывным, манящим светом, все дышало, все говорило, все звало человеческое сердце к примирению с Богом... И человек стал любить эту теплую землю труда и покаяния. Но не только потому, что и она была прекрасна, но и потому, что каждый раз, когда хоть на краткий миг каялся человек перед Богом и плакал о своем недостоинстве, то чувствовал он себя в эти мгновения как бы в Раю... Ибо это были мгновения примирения его с Богом.

Первые потомки Адама и Каина «извратили путь свой на земле», и «земля растлилась пред лицем Божиим» (Быт.6:11-12). Наверное, и сам лик земли, наполнившейся злодеяниями, с того времени тоже начал меняться и уродоваться... Тогда решил Господь истребить людей на земле потопом водным, за исключением праведного Ноя, обретшего пред очами Божиими благодать, и его семьи. Бог повелел Ною строить ковчег спасения и Сам же указал все пропорции, размеры его конструкции до мельчайших деталей. «Сто лет строил Ной ковчег и когда поведал людям, что будет потоп, посмеялись над ним», - читаем мы в - «Повести Временных лет» - Начальной летописи нашей. А преподобный Нектарий, старец Оптинский, и так еще говаривал: «Сто лет строил Ной ковчег и сто лет звал в него людей. А пришли одни скоты...»

Но что же знаменовал собою этот божественный корабль-ковчег, чем по сути был он для Ноя в то время как «разверзлись все источники бездны, и окна небесные отворились» (Быт.7:11) и вся земля покрылась потопными водами? Ведь все Священное Писание - глубоко символично! Так и ковчег являл собой и глубочайшее пророчество, и приоткрывал многие великие тайны Божия Домостроительства...

Прежде всего, для людей стал ковчег (а семья Ноя в то время и была всем человечеством!) единственным местом жизни, фактически временной родиной. Ковчег стремительно носился по водам, и это было зримым свидетельством тому, что земная жизнь человечества - не последний пункт в его пути, а сам путь. Что у этого пути (как и в конструкции ковчега) есть заложенный Богом смысл и предуказанная Им же цель - спасение людей. Конструкция ковчега, до малейших подробностей предписанная Господом Ною, было прямым свидетельством Божественного Отеческого попечения о человеке.

...У святителя Николая Сербского (Велимировича) есть примечательное рассуждение, посвященное Рождеству святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Приведем его: «Еще до того, как Иоанн появился на свет, о нем было сказано... И обо всех нас, любезные братья, говорят еще прежде нашего рождения. Еще до того, как мы на свет явимся, о нас думают и говорят. О нас думает Бог, ангелы Господни знают о нас, родители наши советуются о нас в то время, как мы еще далеко от сознания и света. Сотнями видимых и невидимых связей связаны мы еще до рождения с целым светом, который нас окружает». Из этого рассуждения следует, что и в нашем земном бытовании, как и в ковчеге, нет, и не может быть, случайностей. Все промыслительно устроено Богом для нашего спасения: и наши родители, и Родина наша - есть плод Божественного о нас попечения.

Конструкция ковчега была совершенна. Она обеспечила семье Ноя безопасное пребывание в пучине умножающихся вод в течение более пяти месяцев! По указанию Божию, Ноем были сделаны в ковчеге три жилья: нижнее, второе и третье (Быт.6:16). Что же они означали, что прообразовывали эти три жилья?

Пожалуй, нижнее жилье ковчега можно было бы сравнить с материнским лоном, - первой родиной, куда из небытия в бытие вселяет человека Сам Господь. Где Сам же о нем, немощном и беззащитном, не способном ни на какую деятельность существе, и печется. «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея Ты еси мой покровитель» (Пс. 70:6). Первое жилье ковчега - материнское чрево - было и неким отголоском утраченного рая. А роды - памятью о горестном из рая изгнании, и пророчеством, о котором речь пойдет ниже...

Второе жилье ковчега знаменовало вторую человеческую Родину - земную, с которой мы были так же, Самим Господом кровно связаны, как дите с матерью Он связал пуповиной. Не потому ли и воздух Родины, и травы ее для нас всего целительнее, и даже «дым Отечества нам сладок и приятен» (А. С. Грибоедов)?

У Степана Тимофеевича Аксакова в «Детских годах Багрова внука» есть удивительные страницы, где вспоминает он тяжкое, долгое и чуть ли не смертельное боление свое во младенчестве, и странный, на первый взгляд, метод лечения, избранный его матерью. Как только становилось мальчику совсем худо, запрягали лошадей, укладывали младенца в коляску, а затем отправлялись в путь по широким и долгим степным дорогам. И только там, на родных оренбургских просторах, среди безбрежных степей, среди трав и природы Родины своей, он оживал...

Прямая дорога, большая дорога!

Простору немало взяла ты у Бога,

Ты вдаль протянулась, пряма, как стрела,

Широкою гладью, что скатерть легла!

Так писал о русской дороге сын Сергея Тимофеевича - известный славянофил и поэт Иван Аксаков, так же, как и отец, неразрывно связанной с душою и миром своей Родины. Между прочим, и Николай Васильевич Гоголь, часто болевший, оживал, становился крепче и бодрее только в пути, в дороге. Что и сказалось гениально в «Мертвых душах», где он возвел дорогу в великий символ жизни христианской, в образ особенного и неповторимого пути России...

А Кто дарует человеку Родину, Тот Сам же и в сердце человеческое насаждает залог прочности этого союза - любовь человека к земле рождения и становления, к земле отцов, скрепляя человека и Родину той самой «смертною связью», о которой так хорошо сказал Николай Рубцов. Но для чего нужно было так прочно и кровно связывать человека с его земным Отечеством? Почему испокон века ставили на Руси добродетель служения Родине в теснейшую связь со служением Богу? Даже так считали, что Богу не угодишь, коли Отечеству не послужишь. Не потому ли, что не исполнив этого земного послушания своему Небесному Отцу, не исчерпав и совершив свое земное призвание, не смог бы человек предуготовить себя к переходу в третье, самое высокое жилье ковчега?

***

«Праотцы называли себя странниками не только по отношению Палестины, но по отношению к целой вселенной, [...] они искали Отечества Небеснаго».

Свт. Иоанн Златоуст

И в Священном Писании Ветхого Завета, и в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа, - тема странничества человека на земле рождения звучит постоянно и неизменно. Сам Господь был Странником на этой земле. За Ним шли Его ученики, оставив всех и вся позади себя, за ними шли люди, толпы людей, за ними, только услышав глас Божиего призвания, пошла и вся Святая Русь - вечная странница! Если бы мы только вознамерились проследить, как отразился образ странничества в русской духовности, в народном творчестве, в песнях и сказках, в искусстве наших великих писателей и художников, - получилась бы бесподобная, великая, неповторимая картина!

...Тысячу лет шли они, неустанные, по родной земле: и лапотные, и босые мужички и бабы деревенские, отставные солдаты, вчерашние купцы, юные мастеровые и даже слабые девицы! И дворяне, писатели и - потаенно - государи... Шли в Киев и на Соловки, в Почаев и к Троице, поклониться преподобному Сергию... Шли, возгревая дух свой и умудряясь у великих святынь, от встреч со святыми Божиими человеками. Терпели и холод, и голод - все терпели, ибо души их искали встречи с Господом, искали пути в Царствие Небесное. И если бы можно было бы чудом, внезапно остановить это тихое и непрестанное движение, увидеть его в миг как одну живую картину, мы бы, взглянув на нее, не смогли бы не сказать: вот это-то и есть образ Родины нашей. Здесь - тайна нашей национальной жизни, нашего национального характера, нашей души и нашей земли, в своей неповторимой природе и в рукотворной красоте, отразившей эту духовную высоту народной жизни.

Наши предки почитали свою землю священной. Как «светло светлую и украсно украшенную» (Слово о покорении Батыем Рязани, ХIII век), освященную Божиими храмами, святыми иконами, крестными ходами, колокольными звонами, неусыпными молитвами и богослужениями, святыми источниками, мощами бесчисленного числа явленных и неявленных святых землю. Вся жизнь - от рождения до гроба - на этой святой земле была фактически одним непрерывным богослужением. От премудрой и глубочайшей мистики русских храмов и градостроительства, символизировавших реалии Святой Земли - как Родины Спасителя, и образы Небесного Града - Земли Обетованной, Отечества Небесного, до тончайших сторон быта, - все было подчинено одной мысли, одной цели, одному заветному чаянию, которое напечатлено в нашем Православном Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Но войти туда, переселиться в это третье заветное жилье ковчега можно было только «родившись свыше», от воды и Духа, преобразившись из плотяного человека (рожденного от плоти) - в человека духовного, рожденного от Духа. Об этой тайне и говорил Господь Никодиму (Ин. 3:3-5). А Никодим недоумевал: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Но Господь еще и еще увещевал Никодима: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7).

Вот эти-то слова Господа о втором рождении и открывают нам путь к пониманию того, чем является для человека земная Родина...

Величайший Божественный дар, плод Отеческого о нас промышления, Родина дается нам как место второго рождения. Как единственно возможная - и для каждого конкретного человека, и для народа в целом, - совокупность необходимых и достаточных условий, потребных для исцеления поврежденных греховностью наших душ. Родина даруется человеку для того, чтобы пройдя свой здесь, на земле, свой путь в послушании воле Божией, в этих конкретных условиях, на этом месте, в этой обстановке, среди этих людей, наш внутренний ветхий человек смог стяжать это второе рождение от Духа, и стать новым Адамом. А, значит, и предуготовить душу свою для вечной жизни во Христе.

Потому-то и своевольное оставление Родины, измена ей, или даже просто пренебрежительное, нигилистическое, нелюбовное отношение к родной земле - есть величайший грех перед Богом и величайшее из зол, которое может сотворить для своей души и человек, и народ в целом. Измена этому пути, искажение его и в судьбе одного человека, и в судьбе целого народа, влечет за собой великие скорби, тягости и беды, которые ложатся страшным грузом на плечи нескольких последующих поколений. А нередко, и ведут к прямой гибели и народ, и его Родину. Примеров тому в истории множество. И судьба России - тому пример. «Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь, забыли Господа Бога Своего. Возвратитесь, мятежные дети: я исцелю вашу непокорность», - так предупреждал народ свой пророк Иеремия (Иер.3:21-22), уже предвидя и плен Вавилонский, и гибель Иерусалима. Не слушали его. Не слушали и других пророков. Не хотела слушать своих пророков и Россия. Но мы-то, почти столетие пребывающие в плену Вавилонском, пожинающие все плоды своего отступничества, и в окружающей нас жизни, и в жизни совбственных своих детей, уже и Родину почти теряюшие, должны же мы, наконец, их услышать и «возвратиться»?! Возвратиться... Но как?

***

«...Тамо вопросиша ны пленшие нас о словесех песней, и ведшие нас о пении: воспойте нам от песней сионских. Како воспоем песнь Господню на земле чуждей; Аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136:1).

История наша сохранила примечательное высказывание императора Петра I, относящееся еще к началу «прорубания окна» в Европу: «Нам Запад нужен только на время, - говорил Петр, - а потом мы повернемся к нему спиной». А вышло-то, оказывается, совсем наоборот. Вот уж почти десять лет как стоит в центре Москвы, неподалеку от Кремля, против Храма Христа Спасителя уродливый памятник великому реформатору, но только лицом-то он смотрит на Запад, а к Востоку, к Кремлю, к России он повернут... задом. Такой вот звучный символ нашего времени! Как тут «домой» возвратиться, когда все вокруг тебя и над тобой пропитано чуждым духом, чуждыми понятиями: «гражданское общество, демократические ценности»... И вы знаете, что все это - ложь, что под нею одна подоплека: деньги, нажива, корысть и очень далеко идущие планы мирового господства. Что политики-космополиты уже и не скрывают бесстыдства своего, и на глазах у вымирающего под давлением подобных «ценностей» народа русского, доедают то, что еще десять лет назад они называли «русским пирогом». Как уж тут о Родине словечко замолвить, к кому его мысленно управить, как тронуть ожесточенные и хладные сердца соотечественников, уже не верящих никому и ничему?

Давно и не нами сказано: в чем согрешил, в том и исправляйся. Всю полноту, всю красоту, все счастие русское и весь смысл своей народной жизни мы погубили, покинув церковную ограду. Отвергнув Христа, мы тем самым порушили и все духовные скрепы нашей земной жизни, и прежде всего свою «смертную связь» с единственной нашей Богом дарованнной Родиной. Теперь-то понятно, отчего не увенчались успехом попытки возрождения патриотического сознания в конце ХХ века, почему не смог возыметь действия искренний и горький плач об уходящей под воду забвения Родине. Как не удается оживить святую Любовь к Отечеству тем, кто уповает на внешность, на обряд пусть даже очень древний и красивый... Да хоть воспроизведи весь быт Святой Руси из ХУ11 века, что выйдет? Один только театр, одна фальшь, ряженые, мертвечина и сушь...

«Полнота народной жизни возможна только там, где уважено предание», - писал замечательный «печальник» и знаток земли Русской, собиратель народных песен и былин, Петр Васильевич Киреевский, духовный сын преподобного Оптинского старца Макария. Но что такое «предание»? Это традиции, это пронизанность всей жизни, всего быта человеческого светом Веры, всем тем, что народ почитает за идеал. Освященность жизни. Не о том ли Ф.М. Достоевский думал, когда в пылу полемики защищал народ Русский и всю русскую жизнь от потока злобных выпадов. Да, - говорил Достоевский, - грешил народ наш много, и падал глубоко, - но ведь и то правда, что как только душу народа русского «не починали»! Как только не соблазняли его, не испытывали его святое терпение, не мучили! Судить о народе, - утверждал Ф.М. Достоевский, - можно только по тому, что народ почитает за идеал, что для него - есть высочайшее добро и святыня, чему он, пусть немощный и грешный, в душе своей покланяется. А мы знаем, чему, а, вернее, Кому народ наш, почти тысячу лет покланялся!

...Помнится, как запинались и терялись школьные учителя литературы, когда доходило дело до разбора лермонтовского стихотворения «Родина»: «Люблю отчизну я, но странною любовью, Не победит ее рассудок мой». Смущало привыкших к культпросветовскому примитиву преподавателей это «странное» отрицание рассудка и всего того, на чем еще держалась после Великой Отечественной войны официальная патриотическая пропаганда. А у Лермонтова было что-то иное, забытое, не понятное... Ни историческая слава, «купленная кровью», ни родовая память и ностальгия по «заветным преданиям» старины - не шевелили у поэта «отрадного мечтанья». Иные картины, щемящей любовью и болью отзывались в сердце поэта:

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

ее лесов безбрежных колыханье...

И далее:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Вот тут-то безбожный ум человеческий и терялся, чувствуя некую, не подвластную ему силу. Не только у Лермонтова, но и у Пушкина, у Гоголя, у Тютчева, у Достоевского, у Тургенева, у Блока, у Есенина, в народных протяжных русских песнях (в особенности!) мы слышим все тот же повторяющийся, долгий, томительный, сжимающий сердце звук... Эти «дрожащие огни печальных деревень»... Эта любовь-боль, - словно прикосновение к каким-то сокровенным глубинам, к обнаженному сердцу земли Русской, к ее природе, смиренной и тихой, к тому, что «сквозит и тайно светит» в наготе ее смиренной» (Ф.И. Тютчев), и что «не поймет и не приметит гордый взор иноплеменный» никогда... Очи Христа, Его кроткий, смиренный и светлый взор, который тысячу лет назад навеки вошел в сердце русского человека, освятил всю нашу землю, нашу природу, нашу историю, культуру, наше самосознание, все наши чувствования, наш быт, все наши устремления в этой земной жизни, самою любовь к Родине - все наше.

Так можем ли мы вернуться домой другой дорогой?

Путь на Родину, путь в истинную, подлинную, тысячелетнюю Россию для нас, сегодняшних, как, впрочем, и для предков наших, только один: через Церковные врата - ко Христу. Из них мы в безумии своем когда-то вышли, в них и войти вновь должны. А там - молитва. «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мк.11:17). А молитва все уврачует и всех соединит. У Бога-то все живы. И поминая предков своих, знаемых и не знаемых, близких и дальних, всех русских людей, молясь о них, скорбя, но не осуждая! - по Пушкину -

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

- мы почувствуем, как начнут залечиваться наши вековые раны, а в сердцах начнет оживать - словно взгляд и руки давно покойной матери - забытое, родное, святое... Как сердцу нашему вдруг откроется во всем сиянии истины, что все мы - одна Семья, один Дух, - ибо «Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем» (1 Кор.6:17), одна Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь - и Торжествующая Небесная, и Воинствующая земная. Что у всех нас - Один Отец Небесный, и Родина наша кровная, Им врученная нам, чтобы мы «возделывали ее», как рай, и «хранили» как святыню, и тем спасались, - тоже одна. И тогда, только тогда начнут сбываться пророческие, исполненные любви и света, слова святой преподобномученницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, написанные ею в 1918 году, за несколько дней до ареста и всего за два с небольшим месяца до мученической ее кончины:

«Мы... на этой земле, должны устремить свои мысли к Небесному Царствию, чтобы просвещенными глазами могли видеть все и сказать с покорностью «Да будет воля Твоя». Полностью разрушена «Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная». Но «Святая Россия» и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», - существуют и существуют более, чем когда бы то ни было. И те, которые веруют и не сомневаются ни на мгновение, увидят «внутренне солнце», которое освещает тьму во время грохочущей бури». Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Домбровская-Кожухова
Он не вносил в святилище Божие чуждого огня
3.12.2013 г. отошел ко Господу архиепископ Алексий (Фролов)
03.12.2021
Птица, летящая через океан...
15/28 октября память святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, епископа Ковровского. Часть 2
27.10.2020
Где межа пролегла...
О Солженицыне
12.12.2018
Сестры
О том, как на Вознесение Господне нашлись следы потерянной бабушки Машуры
16.06.2013
Все статьи Екатерина Домбровская-Кожухова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
23.11.2024 11:48
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 10:18
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
23.11.2024 09:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 09:20