В эти дни, когда всерьез засыпало снегом Петербург, похоже, наступила расплата. Убирать этот снег на самом деле некому. И эта ситуация сложилась задолго до 1 января 2009 года, когда начались массовые увольнения работников дорожной отрасли.
Когда високосный кончается год,
Сердечную боль прибавляя,
Мой самый великий и гордый народ
На биржу труда отправляют.
Какой-то неведомый вирус грядет,
Что даже Стабфонд не спасает;
Трудяга-народ за расчетом идет,
И очередь не убывает.
«Ужель и меня, да за что, почему?
Ведь я же на совесть трудился,
Неужто, как прежде, не так, не тому,
Я долгие годы учился?..»
Кормильцы России, опора семьи,
Мужчины, - что лица склонили?
Ведь только вчера вы на фабрики шли,
И, кажется, счастливы были.
Я знаю, что странное время пройдет,
Взликуют победные марши;
А нынче, страна за расчетом идет,
И горько, и стыдно, и страшно!!!
Пожалуй, началось все с нецелевого использования средств. Смешная и унизительная зарплата водителей уборочных машин и трактористов привела к укомплектованности автопарков людьми лишь наполовину. Зато этой половине "давали заработать", разрешая им график работы "сутки через сутки", что превращало их в рабов. Имели место случаи смерти прямо в кабине, на рабочем месте, от хронического недосыпания, от чудовищной перегрузки и отчаяния. Машина еще движется, руки лежат на рычагах, а тело уже мертво... Чем не ситуация для революции? Такой эксплуатации человека человеком даже Марксу не снилось. И ведь не выступишь, не поборешься за свои права, - негде! При советской власти хоть партийные собрания были, где в принципе можно было критиковать кого угодно. И критика часто попадала в цель. В теперешней ситуации руководители своевременно позаботились о ликвидации всяких профсоюзных и иных общественных организаций, где рабочий или инженер мог бы реально заявить о своих правах, а работодатель его услышать. "Не хочешь работать - увольняйся". Эта формула стала приметой времени. Но и это - от лукавого, т.к. увольняться некуда, везде похожая картина. И бедному водителю (чего греха таить) даже выпить стало некогда. (Может быть, в этом только и есть положительный момент.)
А где же тут повышать зарплату? Когда большинство директоров слишком увлеклись повальным "евроремонтом", которым не были охвачены разве что...собачьи будки. Думаю, у кого и для чего в том была заинтересованность, объяснять не надо. Ну а потом, как гром среди ясного неба ударил экономический кризис, и под это дело начались массовые сокращения кадров. И медленно стала вползать в дорожную отрасль профессиональная некомпетентность руководителей всех уровней. (Правда, это явление началось несколькими годами раньше.) Мастера своего дела стали исчезать года три-четыре назад, их задвигали на вторые и третьи роли так называемые "крепкие хозяйственники" с лицами и сердцами Прохора Громова из "Угрюм-реки" (многие бывшие отставники из силовых ведомств.) Они смогли наладить между собой хороший контакт, как по горизонтали, так, в некоторых случаях, и по вертикали. Конечно, такие черты дремлют в каждом из нас, но почему создались условия, когда все, о чем я пишу, стало возможным?
"Дух дышит, где хочет", - сказано самим Господом Богом на все времена. Но почему он перестал дышать на наших улицах и магистралях, в душах тех слуг народа, которым доверена чистота и порядок, ведь это визитная карточка культуры и цивилизации любого места, где живут люди? Вот в чем вопрос, так вопрос!
И вот печальный итог, он потрясает своей "оригинальностью и новизной":
1. Низкая профессиональная подготовка, отсутствие системы подготовки кадров, как в подразделениях государственных специализированных предприятий, так и на верху.
2. Нехватка кадров (в первую очередь водителей уборочной техники, самосвалов и особенно - трактористов).
3. Нехватка техники и отсутствие надлежащей ремонтной базы.
4. Низкая почасовая оплата труда (дикая переработка нормы часов не в счет, т.к. сегодня не времена Спартака).
Спросите любого водителя, кто достаточно долго работает в этой отрасли: когда последний раз подметали улицы и магистрали города (включая и правительственные трассы) колонной из 8-10 уборочных машин и пескоразбрасывателей одновременно, с перекрытием проезжей части ГИБДД или без оного?.. Это было последний раз лет пять назад. Данный вид работы, в виду нехватки водителей успешно заменили растапливанием снега на проезжей части огромным количеством соли, что очень "нравится" горожанам и борцам за экологию. Благо зимы были бесснежные и этот номер сходил с рук. Кто в этой отрасли работает или когда-то работал, тот знает, о чем идет речь.
Вот почему, к изумлению горожан и автомобилистов, улицы и тротуары, а так же дворовые территории убираются столь малорезультативно, почти как в блокадном Ленинграде.
Да, случилось стихийное бедствие, никто не спорит. По данным статистики читаем, что чуть ли не со времен Ф.М.Достоевского не выпадало столько снега в единицу времени. Но ведь так и войны начинаются, внезапно, вероломно и неотвратимо, когда их не ждешь. Но в нашем случае, как видно, дело не только в стихии. Она, эта стихия, лишь должна помочь понять руководителям великого города, что за своей занятостью и масштабностью стоящих задач, упустили они работу СПЕЦТРАНСА, слишком доверились соответствующим чиновникам, не контролировали ситуацию в течение нескольких лет. И вот результат. Теперь вернуть назад кадры будет сложно, а вырастить новую плеяду директоров-бессребреников, которые не только умеют "спрашивать", но еще и дело свое знают, умеют организовать работу и позаботиться о подчиненных. Это задача еще более трудная. Но решать ее обязательно надо!
Петр Анатольевич Кузнецов, капитан 2 ранга запаса,
восемь лет работал руководителем группы организации и контроля за производством работ в ГУДСП "Купчинское" (механизированная уборка и ремонт дорог и тротуаров в Московском, Фрунзенском и Невском районах)