itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовность будущих учителей: сущность, структура и содержание

Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)

ДелоРус 
0
372
Время на чтение 7 минут
Политические и социально-экономические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, привели к пересмотру духовно-нравственных устоев общества. Духовно-нравственное воспитание будущих учителей в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны. Общеобразовательная школа не сможет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающих граждан, если учитель сам не будет в полной мере обладать духовно-нравственным потенциалом, который мог бы служить решающим фактором создания соответствующей атмосферы образовательного процесса, эффективного влияния духовно-нравственного воспитания на развитие молодежи. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Вследствие этого духовно-нравственное воспитание у студентов становится одной из первоочередных задач педагогического вуза. Период профессиональной подготовки является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций.

Исследованием научно-теоретических основ духовно-нравственного воспитания и развития личности в философско-педагогическом аспекте занимались отечественные религиозные философы (И.А. Ильин, Н.О.Лосский, В.В. Розанов, С.Л. Франк, Г.А. Федотов, В.В. Зеньковский и др.), а также просветители российской школы (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, П.И. Ковалевский, Л.Н. Толстой и др.).

Проблемой подготовки студентов педвузов по духовно-нравственному воспитанию занимались ученые, такие как В.А. Беляева, А.В. Усова и др.

Прежде чем обсуждать пути повышения роли вуза в подготовке студентов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи, попытаемся уточнить содержание понятий "духовность" и "нравственность", их интерпретацию в философии и педагогике.

Понятие "духовность" является многозначной категорией. Она может рассматриваться как общечеловеческая (проявление мирового духа, всеобщего разума), межконтинентальная (характерная для Запада, Востока...), как религиозная (православная, мусульманская, иудейская), национальная (отражающая уровень культуры русского, армянского и других народов в тот или иной период их развития). (2, с. 319 - 320).

Обычно понятие "духовность" связывают с религиозностью. С христианской точки зрения понятие "духовность" понимается как "сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом" (12, с. 96 - 97).

Но "духовность" понятие более широкое и многоаспектное. Кроме религиозного, есть и светское понимание духовности.

Понятие "духовность" является производным от понятия "дух". В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой духовность определяется как "свойство души, состояние в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными" (9, с. 174). "Душа", для автора, - это "внутренний, психический мир человека, его сознания". (8, с. 157).

В словаре-справочнике по педагогике можно найти большое количество значений термина "духовность": "1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов". (12, с. 96 - 97).

По мнению Е.С. Рапацевич, термин "духовность" понимается как "выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания (мира, себя, смысла и назначения своей жизни) и социальной потребности жить действовать "для других". (10, с. 156).

По мнению Усовой А.В., "духовность выражает, прежде всего, моральные нормы поведения человека в обществе, примат добра над злом, - это выражение добра, гуманности, справедливости и честности. (13, с. 117). Автор считает, что сердцевиной духовности является нравственность.

А.Д.Алферов в содержание духовности включает культуру народа, получившую в процессе его развития различные направления: литература, искусство, история, живопись, архитектура, музыка и др. (2, с. 320).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что "нравственность" понятие более узкое, нежели "духовность", оно и является составной частью "духовности".

Прежде чем перейти к рассмотрению духовно-нравственного воспитания, необходимо выделить структурные компоненты "духовности". По мнению Осиповой М.П. и др. "духовность" выступает как интегральное качество личности, которое базируется на трех составляющих: Истине, Добре и Красоте. (4, с. 21).

По мнению М.П. Осиповой и др., в сути понятия "духовность" - веками в сознании людей скрыт идеал общества, который ассоциировался с Благородным Человеком. (4, с. 20). По словам Ш.А. Амонашвили, необходимо "всеми средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств". (3, с. 25).

Определений понятия "духовность" много. В некоторых определениях указывается на связь понятия "духовность" с понятием "нравственность", а ряд авторов, учитывая эту связь, употребляют термин "духовно-нравственное воспитание".

Адамова А.Г. в трактовке духовно-нравственного воспитания опирается на системный подход. Автор называет высшими, применимыми к духовно-нравственному воспитанию, следующие ценности, составляющие систему: "1) индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); 2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции); 3) национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); 4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее). (1, с. 26). Такая система ценностей "позволяет понять самого себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традициям семьи; стать сопричастным к большой и малой родине; усвоить основы общечеловеческой культуры, понять развитие этнической культуры в системе мировой культуры". (7, с. 9).

Лопатина А., Скребцова М. выделяют несколько совершенно разных подходов к трактовке "духовного воспитания", а именно:
- "строго религиозное воспитание в рамках какой-либо конфессии;
- воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись;
- воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире". (6, с. 5 - 6).
Два последних будем считать приоритетными.

По мнению Усовой А.В., нравственное воспитание - это воспитание у учащихся честности, порядочности, готовности оказать помощь нуждающемуся, воспитание терпимости, умение выслушать другого, а также воспитание общей культуры". Так же автор добавляет, что "необходимо воспитание гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своей Родины, к людям труда, к старшему поколению, воспитание познавательного интереса, познавательных способностей, стремления, желания созидать, создавать, творческого отношения к порученному делу". (13, с. 117).

В современных социально-экономических условиях решать задачу духовно-нравственного воспитания нелегко, поскольку сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи.

Духовно-нравственное воспитание молодежи есть основное орудие в борьбе с возрастающим валом преступности и одновременно является главным критерием успешности этой борьбы. В данном случае уместно вспомнить слова Э. Дюркгейма: "Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить".

Прежде всего, необходимо усиление внимания к воспитанию самих студентов, будущих учителей, а именно:

- воспитание общей культуры студентов, культуры общения;
- духовно-нравственное воспитание самих студентов.

И.А. Ильин считает, что "образование без воспитания - есть дело ложное и опасное, оно создает чаще всего полуобразованных, самомнительных, напористых и беззастенчивых. Оно вооружает противо-духовные силы, развязывает и поощряет в человеке волка" (11, с. 41). Иван Александрович Ильин разработал четкую концепцию национального воспитания русских детей.

По верному и справедливому утверждению И.А.Ильина, "русский народ не имеет оснований жаловаться на духовную нищету и побираться по чужим культурам" (4). Русский народ в своей истории создал истинные сокровища культуры, которыми следует обогащать наших детей. И первым из них является русский язык.

Человек, воспитываемый в лоне родной, отечественной культуры, лучше будет понимать и уважать культуру других народов. Ибо, по мнению И.А.Ильина, "только со своей родной горы человек может увидеть далекие чужие горы. Постигнуть дух других народов может только тот, кто утвердил себя в духе своего народа". "Чтобы брататься, - надо прежде всего быть... самим собою. Чтобы духовно брататься, - надо не стыдиться своего национального бытия, а нести его с горделивым духовным достоинством". И, наоборот, считает И.А.Ильин, - отказывающийся от своего национального лица человек "не восходит на какую-то высшую ступень, а нисходит в духовное небытие: ему предстоит...исчезновение с арены истории" (4).

Более полувека прошло с того времени, когда великим русским мыслителем Иваном Ильиным были изложены эти принципы национального воспитания детей в русских семьях. Мы видим, насколько они сохранили актуальность и в наши дни.
Наталья Федоровна Чипинова, доцент кафедры философии и социологии ШГПИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета Российской Академии образования. - 2008. - №1(39). - С.26 - 27.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учеб. пособие по психологии. - Ростов н/Д: "Феникс", 2000. - 384 с.
3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 1998.
4. Воспитание. Подготовительный класс: Учеб-метод. Пособие для учителей и воспитателей: 2-е изд., доп. / М.П. Осипова, М.А. Бесова, И.А. Мельничук, З.М. Панасевич и др.; Под ред. М.П. Осиповой. - М.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. - 336 с.
5. Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. - М., 1992.
6. Лопатина А., Скребцова Книга для занятий по духовному воспитанию. - М., 1996. С.5-6.
7. Лушников И.Д. Современная русская школа. - Вологда, 1996.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка.: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой - 18-е изд., стереотип. - М.: русск. яз., 1986. - 797 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: А34, 1996.
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: "Соврем. слово", 2005. - 720 с.
11. Русская речь. - №3. - 1999. - С. 41.
12. Словарь-справочник по педагогике / Авт. сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
13. Усова А.В. Подготовка студентов педвузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Образование и наука. - 2002. - №2(14). - С.116 - 122.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чипинова
Из опыта работы Центра духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)
10.07.2009
Все статьи Наталья Чипинова
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59