В прошедшее воскресение после службы за традиционным чаепитием в очередной раз речь зашла о женском священстве. Каждая из сторон отстаивала свою точку зрения, причем все ссылались на Библию. Дискуссии на эту тему длятся годами, но кажется, так никого и ни в чем не убеждают.
Я несколько раз писал на эту тему, но и сам постоянно испытывал какое то внутреннее неудовлетворение от своей собственной позиции. С одной стороны я не принимаю женского священства, и этому есть много подтверждений в Писании. "Жена в церкви да молчит"... и т.д.
Но с другой стороны, мы все: и женщины, и мужчины равны перед Господом и почему тогда женщина не может служить наравне с мужчинами? Логически, это никак это не противоречит духу Евангелия, словам Христа...
Консерваторы говорят о какой-то особой греховности женщин, которая не позволяет им быть служителями. Но ведь мы все греховны и нет среди нас безгрешных. Да, змей искусил первой Еву, а Ева затем увлекла в грех Адама, но ведь пришел Искупитель и искупил наши грехи: и Адама, и Евы. Или Он искупил только грехи мужчин? Все эти мысли бродили в голове и периодически заставляли склоняться то на одну, то на другую сторону.
Все тайны Господь нам открывает (Второзаконие 29:29), и все-таки, зачем была создана Ева, становится понятным из следующих слов. Еще в III веке велись дискуссии о роли мужчин и женщин. Так, в "Слове на Рождество Христово" Святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского читаем: "Ибо Он - Тот Самый, Кто вначале из девственной земли создал Адама, и от Адама без женщины произвел ему жену Еву, и как Адам без жены, прежде чем имел жену, произвел в мир первую женщину, так и в настоящий день Дева родила без мужа Того, о Ком сказано пророком: Он - человек, он кто знает Его? Человек Христос, ибо ясно виден людьми, рожденный от Бога, так как роду женскому должно было совершить то же для рода мужеского, что совершено было родом мужеским для женского. И как от Адама взята была жена, без ущерба и умаления его мужской природы, так из женщины должен был без мужа произойти муж, по подобию произведения Евы, чтобы не превозносился Адам тем, что без посредства жены произвел женщину. Потому-то Дева без сожительства с мужем родила Бого Слово, соделавшегося Человеком, чтобы в одинаковой мере равным чудом воздавалась равная честь тому и другому полу - мужу и жене".
Прекрасные слова! Но, несмотря на все доводы... Я все-таки выступаю против женского священства, и все приведенные доводы "за" меня не убеждают. Почему? Самое простое было бы сослаться на традицию. Мол, так заведено в церкви, но традиции, как известно, со временем меняются, и мы меняемся вместе с ними. И традиции не относятся к вечным вопросам, в том числе к вопросу спасения. Может, действительно время пришло отказаться от старых традиций, а мы просто закостенели в своем невежестве, как убеждают нас сегодняшние "теологи из Германии".
Некоторые из них буквально насильно стремятся насадить в России женское священство, специально присылают "женщин-пасторов", ставя условие, если не будет "женщин-пасторов", не будет и экономической помощи российским церквям со стороны Германии. Так, обязательное условие финансирования лютеранской семинарии в Новосаратовке Ленинградской области наличие женщин студенток. Если нет студенток, то и денег не будет. И ведь действительно желают нам хорошего. Считают, что таким образом мы преодолеем свое отставание в теологии. "Ну, чего вы упираетесь, все равнок этому придете".
А вот мне так кажется, что традиция не устарела. По крайней мере, христианская традиция. Та новая традиция, которая сейчас формируется на Западе не имеет никакого отношения к христианству и я об этом много писал и кому интересна моя точка зрения может обратиться к моим статьям: "Кризис христианства", "Москва-третий Рим?".
Так вот почему же все-таки сложилась такая традиция, что служители в Церкви только мужчины? Да, наверное, потому что Господь создал нас, слава Богу, разными и как бы женщины ни стремились к равноправию, в большинстве своем мужчины просто сильней в определенных областях (а в определенных, тех, что присущи именно женщинам - слабее).
Для получения спасения Бог никому не отдает предпочтения, ни рабам, ни свободным, ни мужчинам, ни женщинам. Однако роли мужчины и женщины в Слове разные, поэтому и есть определенная иерархия - жене глава муж, а мужу - Христос. Женщина, безусловно, может и должна нести служение в церкви, Библия об этом четко говорит, только пасторская роль не для нее. Посмотрите на апостолов, если бы Иисус (который высоко ценил женщин и был определенного рода освободителем их от тогдашней униженной роли, где в статусе Израиля женщина считалась ниже хорошего осла) посчитал нужным дать нам пример женского священства, то Он бы, наверняка, призвал хотя бы одну женщину. Послания Павла к Тимофею тоже четко об этом говорят. Роль женщины другая - дать состояться мужу и быть помощницей для него.
В отрицании женского священства нет дискриминации - просто Бог, любя женщину, не дал ей этой тяжелой ноши, которую ее хрупкие плечи не могут и не должны нести.
И что-то я не вижу, чтобы в спорте женщины стремились соревноваться на равных с мужчинами и выражали протест, когда им отказывали в этом. Отдельно существуют соревнования для мужчин, отдельно - для женщин. Мне могут возразить, что этот пример касается только физической силы, но не интеллекта. Да, но почему тогда в таких видах спорта как шахматы, шашки в которых физическая сила не имеет никакого значения, мужчины и женщины соревнуются отдельно. Иногда наиболее сильные шахматистки принимают участие в мужских турнирах, но я что-то не слышал о каких либо серьезных успехах женщин в этих турнирах. Ну, а интеллектуальные игры, которые так часто показывают по телевидению? Там мужчины играют наравне с женщинами, но много ли вы знаете сильных игроков женщин?
Это никак не принижает значение и качества женщин. Просто они другие и роль у них, уготованная Господом, другая и в семье, и в обществе, и в церкви.
Женщины более эмоциональны, их суждения более полярные. Когда я учился на философском факультете МГУ, у нас была кафедра социологии, и научные сотрудники кафедры любили проводить среди студентов различные опросы. И когда нам в очередной раз принесли анкету то, начав ее заполнять, я был вынужден срочно уйти по неотложному делу. Тогда я попросил свою жену за меня проставить галочки в анкете. Через несколько дней ко мне подошли люди, проводившие опрос и сказали: "Владимир, вот до этого места заполняли вы, а дальше явно какая-то женщина". Ответы стали более полярные, суждения более резкие, мужчины обычно отвечают более спокойно. И пришлось мне заполнять анкету еще раз, теперь уже самому. Есть ряд профессий, где работать женщинам просто запрещено. Совсем недавно я читал о женщине, которая хотела стать машинистом в метро и даже подала в суд, когда ее не приняли на работу, но к счастью, она этот суд проиграла. Есть ряд других профессий, где присутствие женщин резко ограничено. И так и должно быть. Женщина с кувалдой - это неправильно...
Есть много других ролей в церкви, где, напротив, не справятся мужчины или сделают это намного хуже: воскресная школа, диаконическое служение и др. Конечно, любой человек может, приложив огромные усилия, добиться некоторого успеха в том деле, к которому у него нет призвания, но лучше бы он занимался своим делом, к которому призван, и нашел бы действительно самого себя в этой жизни.
Каждый должен заниматься своим делом. Ведь быть пастором это не только проповеди красивые с кафедры говорить, это в первую очередь быть душепопечителем. И пускай женщины на меня не гневаются, видеть их в качестве душепопечителей мне как-то не хочется.
Владимир Сергеевич Пудов , Президент Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания
29.08.2009 г
"Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания" приняла на заседании Генерального Синода 28 июня 2008 года в Москве следующее обращение: "В Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания согласно традиции заложенной еще в древние времена Господом нашим Иисусом Христом, все пастырские должности занимают мужчины. Но ЕЛЦАИ с уважением относится к выбору других христианских церквей призывать на духовное служение женщин. Женское священство (в отличие от призвания на духовное служение лиц нетрадиционной сексуальной ориентации) не является препятствием в нашем братском общении".