Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля -
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом».
Федор Тютчев
Смотрел вчера референдум в Крыму и вспоминал пророческие стихи Фёдора Тютчева и хочется сказать - здравствуй Крым, Ты вернулся домой.
Из того, что мы видели за последние 20 лет на Украине, да и в других республиках Советского Союза, можно сделать только один вывод, что там все так переплелось, что распутать это можно было только кропотливым трудом, максимально учитывая интересы всех сторон проживающих на Украине. У всех народов живущих в этом регионе своя правда, свои обиды и претензии к соседям. Совсем недавно мы жили в одной стране и вдруг, неожиданно для нас всех, оказались по разные стороны колючего забора. Кто спросил нас, кто спросил народы, жившие до этого в мире друг с другом, и если уж пришлось нам расходиться, то с кем Вы хотите остаться? Нет, собрались три человека и на троих решили судьбы сотен миллионов людей. Резанули по живому и еще заявили, что так и должно быть. Теперь мы пожинаем плоды этих действий.
Кто объяснит крымчанам, жителям юго-востока, что они должны жить в одном государстве с людьми, откровенно проповедующими нацистскую идеологию, особенно если с самых высоких трибун новое украинское правительства раздавались призывы «Украина для украинцев». Да, нам могут возразить, что и в России слышны призывы «Россия для русских», но раздаются они со стороны лиц либо плохо понимающих, что они провозглашают, либо со стороны провокаторов, мечтающих о развале России. Если бы в свое время Президент России Борис Ельцин вместо призыва (с нашей стороны тоже не очень обдуманного) «Берите суверенитета, сколько хотите», объявил - «Россия для русских», то всем нашим национальным республикам просто ничего бы не осталось, как бежать из России. И аналогии с Чечней здесь не проходят. Россия, в конце концов, согласилась с правом Чечни на самоопределение, и Чечня зажила своей, независимой от России жизни и не Россия напала на Чечню, а Чечня на Россию. И нам хотелось бы обратить внимание на один момент. Когда шла первая Чеченская война, беженцы от этой войны, в том числе и чеченцы, бежали в Россию, выступали на телевидении, возмущаясь действиями Российских властей. Много Вы знаете случаев, когда абхазцы или осетины бежали от войны в Тбилиси, выступали на грузинском телевидении, проклиная грузинских оккупантов?
Таких регионов на постсоветском пространстве, к сожалению много. И решать эти конфликты надо с учетом мнения всех сторон. Если невозможно дальнейшее проживание, надо расходится, не доводя дело до смертоубийства. Путем взаимных уступок, в том числе путем обмена территориями. Никто не хочет покидать обжитые места, но что делать, надо учиться жить в мире друг с другом. Ведь недаром же говорит народная мудрость «Худой мир лучше доброй ссоры»
С глубокой скорбью российские лютеране переживают случившиеся в последнее время в на Украине, в Киеве, а также с болью в сердце смотрят на трагедию братского народа. Тем более что братоубийственный конфликт случился между братскими христианскими православными народами. Наши собратья по вере так же живут и в Крыму и в Донбассе и на западе Украины. И все они одинаково ценны в глазах Бога и в наших глазах, как братья и сестры во Христе, независимо от места проживания, национальности и вероисповедания.
Война - это всегда беда и всегда она порождает массу негативных последствий. Никто не готов признать свою неправоту. Во всех бедах всегда виновата другая сторона и единственный выход - убрать оппонента. Как Каин, который убил Авеля. И его духовные дети, и последователи продолжают идти по тому же кровавому пути. Убил за что? За то, что путь Авеля был в глазах брата не таков как его. Убивают почему? Потому, что не могут понять и принять другое мнения.
У каждого сегодня своя правда, которая заключается в желании отстоять свою точку зрения. Не будем вдаваться в подробности. Это вопрос юристов и историков. Хотелось бы сконцентрировать внимание на человеческом аспекте трагедии. В свое время Христос сказал своим последователям и продолжает говорить нам со страниц Евангелия: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Ради религиозной идеи, вернее даже ради того как понимали ее фарисеи, которые готовы были лишить жизни человека, не соблюдавшего субботу так, как считали правильным соблюдать ее они.
Территориальная целостность, даже если она и оправдана с точки зрения права, не может быть аргументом, если это ведет к гибели и страданиям людей. Из двух зол выбирают меньшее. Если есть возможность сохранить семью, нужно бороться до конца, но если совместное проживание чревато смертоубийством, то лучше все-таки разойтись и сохранить друг другу нервы, а возможно и жизни.
Как лютеране мы исповедуем, что христиане являются сразу гражданами двух государств: временного земного и вечного - небесного. Земное рано или поздно кончится, а небесное будет длиться вечно. Писание однозначно говорит нам устами Святого Апостола Павла: «Если возможно, имейте мир со всеми +». Если возможно! А если нет, то следует руководствоваться другим более важным библейским принципом: «Не убий!»
А закончить бы мне хотелось другими словами Фёдора Тютчева:
«Напрасный труд - Нет,
Их не вразумишь, - чем либеральней,
Тем они пошлее…
Как перед ней ни гнитесь господа,
Вам не снискать признания от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы».
Владимир Пудов, президент Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания
1. Re: Здравствуй, Крым, ты вернулся домой