Россия, Русь, храни себя, храни,
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нахлынули они,
Иных времен татары и монголы.
Н. Рубцов
Константин Васильев прожил короткую жизнь. Ему было всего тридцать четыре года в тот роковой вечер 29 октября 1976 года, когда он вдвоем с приятелем спешил на вечер в Зеленодольске, где должно было происходить обсуждение его картин после выставки, и их обоих нашли под поездом... Как всегда вырывается из сердца надрывное: "В самом расцвете сил и таланта..." С безвременных смертей Пушкина и Лермонтова наших гениев преследует эта страшная традиция.

Помню одну из первых его выставок в здании Московского речного вокзала, где был выставлен самый популярный цикл среди почитателей Васильева - это картины "Старец", "Жница", "Ожидание", "Море", "Шторм", "Нечаянная встреча", "Северный орел", "У чужого окна", "Великан". Образы русских людей здесь не те, которые мы видим в зеркале или с экрана телевизора, но те, которые где-то очень глубоко в нас сумел разглядеть художник Васильев. Художник, сумевший предугадать наше время из глубины глухих 70-х, прозревший в идейных сумерках, увидевший нынешнее противоборство сил. В бесчинстве длящегося лихолетья его творчество звучит чистой и ясной нотой, лики картин не лгут.
Среди известных художников первым на Васильева обратил внимание Илья Глазунов. Увидев работы "Нечаянная встреча" и "Гуси-лебеди", Глазунов позвонил министру культуры и сказал, что готов организовать выставку Константина Великоросса (таков был творческий псевдоним художника). Из Казани работы привезли на самосвале. Выставку тогда сделать не удалось, слишком сильна была "воинствующая серая посредственность у власти", но главное тогда Глазунов вдохновил Васильева на создание цикла картин, посвященного русским былинам, теперь они занимают целый зал в Музее творчества Константина Васильева. Так пересеклись пути двух выдающихся художников-патриотов.

Герои былин и сказаний Земли Русской, образы народной генетической памяти, дремлющие под спудом каждой русской души, - обрели живописную плоть под кистью Васильева. Художник уподобился древнему певцу-баяну, вызывавшему к жизни тени великих предков. Сознание родства с могучими героями-предками придавало слушателям былин силы их прародителей и благородную чистоту помыслов.
Самой знаменательной фигурой русских былин для Васильева был Илья Муромец, которому посвящены работы: "Илья Муромец освобождает узников" и "Илья Муромец и голь кабацкая". Сродни Илье-богатырю и Микула Селянинович и Добрыня и Вольга и Василь Буслаев, и Садко, гость Новгородский, изображенный Васильевым на картинах "Садко в море" "Садко и Владыка Морской"... Но настало грозное лихолетье. Плачет-убивается княгиня Ярославна на картине "Плач Ярославны", она оплакивает не только участь мужа, но и саму Святую Русь приснопамятную. Воздетые к небу руки, глаза наполненные слезами... Безутешные рыдания княгини о минувшем и безвозвратном на фоне наползающих сумерек. Осиротевшая душа кричит в бездонную небесную бирюзу, горе пронзило юное сердце. Но у Васильева нет мертвого - есть уходящее.

Зловещую тишину нарушает только четкий шаг вражеского войска по пыльной дороге. На самом деле на картине Васильева главное противостояние двух сил - покорившей полмира фашистской орды и Святой Руси, которая смотрит на супостатов с древних фресок. Образ лаконичен, но он исчерпывающе выражает истинный характер противостояния. Когда в 1812 году шедший на Русь Наполеон переходил через Западную Двину, он задрал голову к небесам и крикнул дерзко: "Тебе - небо, мне - земля!" В этих словах заключен смысл всякого нашествия на Землю Русскую. И русский витязь в очередной раз поразил змея, флаг Отечества взвился над поверженным Берлином...
Наследие Васильева самодостаточно, оно образует законченную систему образов, но в этой системе символического реализма Васильева Север - понятие священное, представляется художнику духовной святыней. Краски Севера наложили свою печать на цветовую палитру Васильева. Белый цвет снегов, серое, большей частью мглистое небо, багрянец морозного рассвета, это навеки запечатлелось в заповедной глубине русской души.

Очевидцем этой незримой битвы и был художник Константин Васильев, или Константин Великоросс, - этим своим творческим псевдонимом, как богатырской броней, он до сих пор страшен ненавистникам России и люб ее защитникам.
Помочь народу вспомнить героическое прошлое - значить предуготовить его к великому будущему. В этом - главная заслуга Константина Васильева.