Проблемы российской геополитики в аспекте державного единства станут много ближе читателю книги писателя А.Ю.Хвалина «Государь и Дальняя Россия. Уроки Церковно-Самодержавной политики» (Москва-Владивосток, 1999). Вот плод десятилетнего покаянного труда и мучительных раздумий русского православного человека, убежденного имперца, чья судьба неразрывными кровными узами связана с тысячелетним христианским бытием нашего великого Отечества. Потомок приморских казаков-переселенцев, в конце прошлого века с Юга России обогнувших Земной шар и пришедших к берегам Тихого океана, Андрей Хвалин одинаково чувствует себя дома и в Кишиневе, и в сибирском Колпашево, и в Санкт-Петербурге, и в ярославском Любиме, и в балтийских Дубултах, и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Нижнем...
Начав в 1989 году кропотливую работу по изучению последнего на тот момент в истории России Земского Собора 1922 года во Владивостоке, Андрей Хвалин сам стал непосредственным участником современного возрождения Соборного движения, активно сотрудничая будучи братчиком Братства Святого Благоверного Царя-Мученика Николая в Постояннодействующем предсоборном совещании по подготовке Всероссийского Земского Собора, которое было учреждено 21 Сентября 1990 года на Первом съезде православно-патриотических сил России.
Статьи А.Ю.Хвалина в русской грамоте «Земщина», штатным сотрудником которой он был на протяжении более двух лет, в альманахе «К свету», его книга «Восстановление монархии в России» (М., 1993), посвященные Приамурского Земскому Собору, вызвали оживленный интерес не только у специалистов — Бгословов, историков, аналитиков, но и в широких кругах православных монархистов России и Русского Зарубежья.
Впрочем, не всем русским эмигрантам пришлась по душе принципиальная и последовательная позиция писателя как в изложении политических реалий Владивостока 1922 года, так и в вопросе Имперского престолонаследования. Из-за океана раздались возмущенные окрики. Но виноват ли А.Ю.Хвалин в том, что следовал исторической истине, а не подправлял минувшее в угоду тем или иным антикварным концепциям?!
Дело в том, что Земский Собор в Приморье — явление уникальное не только в истории гражданской войны, но и в истории России как таковой. Пожалуй, единственная аналогия в прошлом нашего Отечества возможна со Всероссийским Собором 1613 года. Мистическое же значение этого события по-настоящему раскроется только в грядущем — на путях нового собирания Русских Земель, на путях одоления нынешней Смуты. Именно через Земский Собор в Приморье 1922 года будет восстановлена прерванная революцией «времен связующая нить».
Об оригинальности и серьезности работы А.Ю.Хвалина «Восстановление Монархии в России» наглядно свидетельствует тот факт, что приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, не только высоко оценил ее, но и активно использовал исторические материалы из книги А.Ю.Хвалина в своем фундаментальном труде-завещании «Русь Соборная». Митрополит Божией милостью с надеждой писал:
«В последнее время, кажется, процесс осмысления русской трагедии XX века в общественном сознании все же стал обретать конструктивные формы. Все более очевидным становятся попытки современных историков выйти за рамки привычных стереотипов и преодолеть, наконец, мифологические завалы на пути обретения правды. Среди наиболее интересных работ можно указать на исследование Вадима Кожинова "Черносотенцы и революция", труд Андрея Хвалина "Восстановление монархии в России", книги Михаила Назарова и им подобные» («Наш современник», 1995, № 4. С. 101).
В самом начале девяностых годов патриотические идеологи и деятели «большой политики» в силу своего дремучего невежества даже не догадывались о существовании самобытных и реальных политических технологий в арсенале державного российского инструментария, который олицетворяется земской Соборностью. По их убогим представлениям эта традиция прекратила свое существование чуть ли не в эпоху Царя Алексея Михайловича — после присоединения Малороссии к Руси Великой.
В начале девяностых пряника слаще референдума или пресловутой «Учредилки» образца 1917-1918 годов эти теоретики и практики даже не пробовали. Проблема действительной законопремственности и легитимности в их сознании упиралась в непроходимые тупики современного государственного права, попранного правами некоего человека.
Сокрушительный крах политики реформ привел к тому, что последние два-три года все чаще и чаще поднимается вопрос о необходимости некой общенациональной идеи. И в русле этой праздной политической трескотни все чаще стали поговаривать и о земской Соборности. Несомненно, одной из причин того, что тема стала неожиданно актуальной, является широкое распространение книги Владыки Иоанна «Русь Соборная». Однако серьезного понимания проблемы Соборности в условиях современной России пока нет.
Более того, уже без глубокого понимания саму идею земской Соборности пытаются с одной стороны извратить, а с другой — превентивно дискредитировать. Так, например, небезывестные Е.А.Киселев и Э.С.Радзинский, еще недавно слывшие чуть ли не главными телеспециалистами по так называемым «екатеринбургским останкам», а по сути бывшие одними из инициаторов страшного духовно-политического подлога, теперь, рассуждая о болезнях президента РФ, учат Русский Народ истории Земских Соборов, явно черпая канву из труда Митрополита Иоанна «Русь Соборная», но все перетолковывая на выгодный для своих хозяев лад.
В свете этого работа А.Ю.Хвалина является своеобразным оселком, которым проверяется качество подобных новаторских «откровений». Однако писатель не предлагает готовых рецептов, он только понуждает читателя глубже вдумываться в существо явления, подводя своим повествованием к главной мысли: единственным ключом к подлинной Соборности является общецерковное прославление христианского подвига Святого Благоверного Царя-Великомученика и Искупителя Николая Александровича.
Таким образом, не Соборность как таковая, а именно значение личности Государя Страстотерпца в минувшей и грядущей судьбе России и даже мира является основным лейтмотивом книги «Государь и Дальняя Россия». При этом словосочетание «Дальняя Россия» отнюдь не сводит повествование к сугубо дальневосточной тематике, хотя исторический и современный материал, казалось бы, преобладает здесь именно Приамурский.
Слова «Дальняя Россия» здесь означают и ту, удалившуюся от нас в далекое прошлое Россию Царскую, и ту Россию, пока еще дальнюю, к которой мы все стремимся в грядущее. Без деятельного и трудоемкого покаяния в грехе Бого- и цареотступничества приближение к этой заветной цели невозможно, как невозможно и подлинное соборное единство для осуществления практических, самых насущных задач державного строительства и восстановления истинного достоинства, величия нашего Отечества.
Более того, сегодня, после десятилетий государственного атеизма, перед Русской Православной Церковью стоят те же самые задачи, что и при «освоении» Дальней России век назад, но только уже в масштабах всей страны: просвещение Евангельским словом истины заблудших из среды Русского Народа и миссионерская проповедь среди язычников, иноверных и инославных, храмовоздвижение и основание монастырей, церковно-школьное строительство и окормление христолюбивого воинства... Вот почему для нас так важно усвоить уроки церковно-самодержавного обустройства Дальней России.
Для Андрея Хвалина слова о покаянном труде не просто слова. Это за последнее десятилетие стало главным делом его жизни. Собирал ли он сотни и тысячи подписей верующих под Воззванием Священному Синоду о необходимости канонизации Святых Царственных Мучеников, организовывал ли народ на Крестные Ходы по Царским Дням, работал ли в архиве или выполнял какую-то будничную работу в Епархиальном управлении, или просто трудился над восстановлением православного храма — все эти разнообразные занятия были подчинены одной цели — посильному прославлению подвига Августейших Святых. Его статьи и исследования отнюдь не рождались в тиши уютного кабинета, которого у Андрея пока еще и не было за все двадцать с лишним лет его творческой деятельности. Но степени сосредоточенного внимания в его статьях на важнейших и самых злободневных проблемах Российской жизни может позавидовать любой анахорет.
Москва, 23 февраля 1999 года от Р.Х.
Из сборника «Слушая сверчка».