Странствующий анахорет

Новости Москвы 
0
385
Время на чтение 5 минут

Проблемы российской геополитики в аспекте державного единства станут много ближе читателю книги писателя А.Ю.Хвалина «Государь и Дальняя Россия. Уроки Церковно-Самодержавной политики» (Москва-Владивосток, 1999). Вот плод десятилетнего покаянного труда и мучительных раздумий русского православного человека, убежденного имперца, чья судьба неразрывными кровными узами связана с тысячелетним христианским бытием нашего великого Отечества. Потомок приморских казаков-переселенцев, в конце прошлого века с Юга России обогнувших Земной шар и пришедших к берегам Тихого океана, Андрей Хвалин одинаково чувствует себя дома и в Кишиневе, и в сибирском Колпашево, и в Санкт-Петербурге, и в ярославском Любиме, и в балтийских Дубултах, и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Нижнем...

Начав в 1989 году кропотливую работу по изучению последнего на тот момент в истории России Земского Собора 1922 года во Владивостоке, Андрей Хвалин сам стал непосредственным участником современного возрождения Соборного движения, активно сотрудничая будучи братчиком Братства Святого Благоверного Царя-Мученика Николая в Постояннодействующем предсоборном совещании по подготовке Всероссийского Земского Собора, которое было учреждено 21 Сентября 1990 года на Первом съезде православно-патриотических сил России.

Статьи А.Ю.Хвалина в русской грамоте «Земщина», штатным сотрудником которой он был на протяжении более двух лет, в альманахе «К свету», его книга «Восстановление монархии в России» (М., 1993), посвященные Приамурского Земскому Собору, вызвали оживленный интерес не только у специалистов — Бгословов, историков, аналитиков, но и в широких кругах православных монархистов России и Русского Зарубежья.

Впрочем, не всем русским эмигрантам пришлась по душе принципиальная и последовательная позиция писателя как в изложении политических реалий Владивостока 1922 года, так и в вопросе Имперского престолонаследования. Из-за океана раздались возмущенные окрики. Но виноват ли А.Ю.Хвалин в том, что следовал исторической истине, а не подправлял минувшее в угоду тем или иным антикварным концепциям?!

Дело в том, что Земский Собор в Приморье — явление уникальное не только в истории гражданской войны, но и в истории России как таковой. Пожалуй, единственная аналогия в прошлом нашего Отечества возможна со Всероссийским Собором 1613 года. Мистическое же значение этого события по-настоящему раскроется только в грядущем — на путях нового собирания Русских Земель, на путях одоления нынешней Смуты. Именно через Земский Собор в Приморье 1922 года будет восстановлена прерванная революцией «времен связующая нить».

Об оригинальности и серьезности работы А.Ю.Хвалина «Восстановление Монархии в России» наглядно свидетельствует тот факт, что приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, не только высоко оценил ее, но и активно использовал исторические материалы из книги А.Ю.Хвалина в своем фундаментальном труде-завещании «Русь Соборная». Митрополит Божией милостью с надеждой писал:

«В последнее время, кажется, процесс осмысления русской трагедии XX века в общественном сознании все же стал обретать конструктивные формы. Все более очевидным становятся попытки современных историков выйти за рамки привычных стереотипов и преодолеть, наконец, мифологические завалы на пути обретения правды. Среди наиболее интересных работ можно указать на исследование Вадима Кожинова "Черносотенцы и революция", труд Андрея Хвалина "Восстановление монархии в России", книги Михаила Назарова и им подобные» («Наш современник», 1995, № 4. С. 101).

В самом начале девяностых годов патриотические идеологи и деятели «большой политики» в силу своего дремучего невежества даже не догадывались о существовании самобытных и реальных политических технологий в арсенале державного российского инструментария, который олицетворяется земской Соборностью. По их убогим представлениям эта традиция прекратила свое существование чуть ли не в эпоху Царя Алексея Михайловича — после присоединения Малороссии к Руси Великой. 

В начале девяностых пряника слаще референдума или пресловутой «Учредилки» образца 1917-1918 годов эти теоретики и практики даже не пробовали. Проблема действительной законопремственности и легитимности в их сознании упиралась в непроходимые тупики современного государственного права, попранного правами некоего человека.

Сокрушительный крах политики реформ привел к тому, что последние два-три года все чаще и чаще поднимается вопрос о необходимости некой общенациональной идеи. И в русле этой праздной политической трескотни все чаще стали поговаривать и о земской Соборности. Несомненно, одной из причин того, что тема стала неожиданно актуальной, является широкое распространение книги Владыки Иоанна «Русь Соборная». Однако серьезного понимания проблемы Соборности в условиях современной России пока нет. 

Более того, уже без глубокого понимания саму идею земской Соборности пытаются с одной стороны извратить, а с другой — превентивно дискредитировать. Так, например, небезывестные Е.А.Киселев и Э.С.Радзинский, еще недавно слывшие чуть ли не главными телеспециалистами по так называемым «екатеринбургским останкам», а по сути бывшие одними из инициаторов страшного духовно-политического подлога, теперь, рассуждая о болезнях президента РФ, учат Русский Народ истории Земских Соборов, явно черпая канву из труда Митрополита Иоанна «Русь Соборная», но все перетолковывая на выгодный для своих хозяев лад.

В свете этого работа А.Ю.Хвалина является своеобразным оселком, которым проверяется качество подобных новаторских «откровений». Однако писатель не предлагает готовых рецептов, он только понуждает читателя глубже вдумываться в существо явления, подводя своим повествованием к главной мысли: единственным ключом к подлинной Соборности является общецерковное прославление христианского подвига Святого Благоверного Царя-Великомученика и Искупителя Николая Александровича.

Таким образом, не Соборность как таковая, а именно значение личности Государя Страстотерпца в минувшей и грядущей судьбе России и даже мира является основным лейтмотивом книги «Государь и Дальняя Россия». При этом словосочетание «Дальняя Россия» отнюдь не сводит повествование к сугубо дальневосточной тематике, хотя исторический и современный материал, казалось бы, преобладает здесь именно Приамурский.

Слова «Дальняя Россия» здесь означают и ту, удалившуюся от нас в далекое прошлое Россию Царскую, и ту Россию, пока еще дальнюю, к которой мы все стремимся в грядущее. Без деятельного и трудоемкого покаяния в грехе Бого- и цареотступничества приближение к этой заветной цели невозможно, как невозможно и подлинное соборное единство для осуществления практических, самых насущных задач державного строительства и восстановления истинного достоинства, величия нашего Отечества.

Более того, сегодня, после десятилетий государственного атеизма, перед Русской Православной Церковью стоят те же самые задачи, что и при «освоении» Дальней России век назад, но только уже в масштабах всей страны: просвещение Евангельским словом истины заблудших из среды Русского Народа и миссионерская проповедь среди язычников, иноверных и инославных, храмовоздвижение и основание монастырей, церковно-школьное строительство и окормление христолюбивого воинства... Вот почему для нас так важно усвоить уроки церковно-самодержавного обустройства Дальней России.

Для Андрея Хвалина слова о покаянном труде не просто слова. Это за последнее десятилетие стало главным делом его жизни. Собирал ли он сотни и тысячи подписей верующих под Воззванием Священному Синоду о необходимости канонизации Святых Царственных Мучеников, организовывал ли народ на Крестные Ходы по Царским Дням, работал ли в архиве или выполнял какую-то будничную работу в Епархиальном управлении, или просто трудился над восстановлением православного храма — все эти разнообразные занятия были подчинены одной цели — посильному прославлению подвига Августейших Святых. Его статьи и исследования отнюдь не рождались в тиши уютного кабинета, которого у Андрея пока еще и не было за все двадцать с лишним лет его творческой деятельности. Но степени сосредоточенного внимания в его статьях на важнейших и самых злободневных проблемах Российской жизни может позавидовать любой анахорет.

Москва, 23 февраля 1999 года от Р.Х.

Из сборника «Слушая сверчка».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Новый комментарий от Тимофеев Александр
09.10.2024 17:56
«Возвращайте школу в лоно Матери-Церкви!»
Новый комментарий от РОНОЛ
09.10.2024 16:15
О дарвинизме и эволюционной теории в школе
Новый комментарий от ОСт
09.10.2024 13:39
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
09.10.2024 12:35
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.10.2024 11:17
Новое русское документальное кино
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.10.2024 10:49