РЛ: Алла Валентиновна, Вы известны как автор нескольких десятков учебников и методических пособий, а также целого ряда статей культурологической и педагогической тематики, автор первого учебника по Основам православной культуры, учебника, с которого собственно и начался курс ОПК, борьба за ОПК, за право изучать религиозную культуру. Вы были одной из первых, кто сумел организовать сотрудничество светской педагогической и церковной среды при подготовке учебных материалов в этой области. Но вот с удивлением православная общественность обнаружила, что Вас-то в составе комиссии и не оказалось? Почему Вы не вошли в состав Комиссии?
А.В.Бородина: Действительно, само понятие культурологического образования в области религиозной культуры появилось именно в моих пособиях, программе, концепции, это было проверено экспериментально, апробировано, закреплено в документах ещё с 90-х гг. Кстати, напомню и о том, что постоянно замалчивается: существует всего только три учебных пособия по курсу ОПК, которые имеют грифы Министерства образования и науки. И все три - это мои пособия. А это - профессиональная оценка, а не какое-то неквалифицированное частное мнение.
Но теперь, после оглашения состава Комиссии, я понимаю, почему все это замалчивалось столько лет даже в церковной среде. Я познакомилась с оценками, уже опубликованными в прессе в связи с созданием Комиссии - оценками, как сторонников ОПК, так и противников. Приходится задуматься над тем, что говорят последние. Высказывается обоснованное опасение, что, возможно, речь уже идёт не о культурологическом курсе, а о чём-то другом, просто используется путь, который мы уже протаранили и который стал таким авторитетным на всех уровнях.
Наш известный писатель Владимир Николаевич Крупин уже отметил, что в состав Комиссии почему-то не вошел целый ряд признанных писателей и учёных. Со своей стороны хочу добавить, что Комиссия вряд ли может быть компетентной и по другой, ещё более важной, причине - в ее составе нет опытных учителей-профессионалов, известных педагогов, которые бы имели опыт работы непосредственно в светской школе. У меня есть два объяснения этому факту: либо мы сталкиваемся здесь с непониманием проблемы, либо Комиссия создаётся для подготовки вероучительного курса. Если верно последнее предположение, то православных состав Комиссии больше настораживает в том смысле, будет ли новый курс вообще православным?!
РЛ: Сейчас много споров ведётся об учебниках, много появляется желающих стать автором пособий по ОПК, теперь ведь эта тема модная, если можно так выразиться. Однако именно ваши учебники получили признание у педагогов и родителей. Ваши учебники принимает и православно-патриотическая общественность. Одновременно, именно с ними ведут борьбу либеральные круги и те, кто пытается реформировать православие. Но пока никто ничего не написал лучше. Пока Ваши учебники признаются самыми интересными и глубокими. Каким, на Ваш взгляд, должен быть учебник по ОПК?
А.В.Бородина: Действительно, кто уж только ни пытался написать учебник по ОПК! И рекламировали широко, с большими средствами, а все бестолку.
Конечно, я с радостью поделюсь тем, что знаю, для того, чтобы глупостей было меньше в этой области. Первое - если это учебник по Основам православной культуры, то концепция должна быть православной, с опорой на канон, на исторические традиции православной культуры, а не какая-то модернистская, которую кое-кто надеется пропихнуть. Второе - учебник должен соответствовать всем традиционным для отечественной дидактики принципам, в том числе соответствовать возрастной ступени, возрастным особенностям школьников. Третье - он должен быть написан в школьной практике, а не в кабинете и не в келье, только тогда это вообще будет похоже на учебник. Четвёртое - учебник должен пройти апробацию в течение 2-3 лет в разных условиях. Пятое - он должен быть глубоким, и увлекательным одновременно. Он должен быть живым, должен играть, звучать. Книг мудрых много, читаешь, всё правильно, а ни одна струна не звучит.
В чём секрет успеха первого учебника? Зазвучал, заставил спорить, думать, проверять, искать. Это главное. Не должно быть точки, должен быть вопрос и желание найти ответ. А значит, дело не в одном только учебнике, а в системе. Боюсь только, что ни учебник, ни систему новая Комиссия не создаст (если бы могли, уже бы создали за 15-то лет!). Да и помогать авторам не будет, потому что задачи другие. Ведь такая комиссия существовала много лет назад, только иначе называлась, хотя многие фамилии - из того состава.
Только ведь разрабатывают курс ОПК совсем другие люди, и зависит успех ОПК от других людей - от тех, которые не ищут места под фонарём, а которым достаточно солнца, чтобы отдавать себя детям, служить России.
РЛ: Часто противники ОПК утверждают, что нет преподавателей, некому вести курс? Так ли это? И кто должен преподавать?
А.В.Бородина: Это - неправда. Преподавать должен профессиональный педагог. Это и по законодательству так, таково и официальное мнение Церкви, которое высказывал еще Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил курс ОПК и столько сил отдавал для его развития. Надеюсь, ничего не изменилось и сейчас.
Для профессиональных педагогов в течение уже многих лет мы проводим авторские семинары и курсы повышения квалификации. Такие курсы организуются институтами повышения квалификации работников образования. У меня обучались уже несколько сотен учителей на разных базах России и Белоруссии. Недавно прошли курсы в МПГУ. Учителя получают государственный документ - удостоверение федерального статуса, которое действительно на всей территории России. Такие курсы становятся центрами и по обмену опытом. Я помню, как счастливы были учителя, прошедшие подготовку на курсах в МПГУ.
Курсы будем проводить и на базе Перервинской семинарии. К сожалению, Московская система образования - самая отстающая в этом смысле, в Департаменте этим направлением занимаются не те люди. Придётся Перервинской семинарии помогать столичным несознательным чиновникам...