VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)" /> VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)" /> VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)" />

Россия в слове, образе и Боге

Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)

Вся моя жизнь как писателя заключается в том, чтобы разгадать тайну связи человеческой души с родной природой, с Большой и Малой Родиной, в слове, образе и Боге. Вот лишь некоторые из моих сокровенных размышлений.

1. Я подумал: в чем заключается особенность русского народа, русского человека? И не смог дать ответ. Многие литераторы, философы давали ответ. И может быть, кто-нибудь из них дал настоящий ответ. Но мы его не осознали, не знаем. Гончаров сказал, что русский человек - это Обломов. Пушкин, что это Онегин, или, точнее, что это Пушкин. Толстой - Каратаев. Достоевский - Раскольников. Чернышевский - Рахметов. Каждый из великих прибавлял для понимания какую-нибудь очередную грань: Петр, Ломоносов, Сергий Радонежский, Рублев, Хомяков, Ленин. А новгородцы, а северные крестьяне, а казаки? Одно время в русском видели покорность, в другое - разбой. Но можно ли до конца определить особенность народа? И что это такое? Смогли ли это сделать греки? евреи? египтяне? индейцы? китайцы? Когда на основе многовековой народной жизни рождается религия, не это ли и есть понимание народа? Конфуцианство - это ли понимание китайского народа, Тора - еврейского, греческие мифы - греческого? Народ стремиться сам себя осознать, как стремятся осознать себя мудрецы, философы, отшельники, каждый отдельный человек. Не определен ли русский характер в народном творчестве, в былинах, например? В православии? Склонность к самосознанию есть у каждого народа. Осознали ли себя немцы? французы? испанцы, американцы? Обломов у Гончарова ленив по сравнению с Штольцем. Каратаев покорен против Андрея, но не сам по себе, не сами по себе. И еще. Осознанный народ не образует ли некую замкнутую форму, через которую он уже не переходит, каменную на века, где круг пределов начертан, и за него не переступить? Во что вылился духовный подвиг русских монахов, подвижников, не мог же он пропасть бесследно. Народ, осознавший себя, становится вечен. Он переживает смерть и второе рождение. Так в чем же особенность нас, русских?

2. Стали говорить про русское и вдруг обнаружили, что тема эта запретная, что про русское говорить и писать нельзя, что такой темы, такого народа, такой культуры не существует, что люди русские боятся на эту тему рассуждать, что тема эта несет в себе преступление. Вот до чего мы дожили! То есть говорить-то, конечно, можно, но только так, как требует власть, а она требует, чтобы говорили об этом не говоря. Что же такого сотворил русский народ, если о своем ему не разрешено говорить? Далеко мы ушли. Как-то так получается, что всем, кроме русских, говорить о себе выгодно. А о русских не выгодно. А выгодно замалчивать. Про узбеков говорить можно, про грузин, про татар, про англичан, про американцев, про евреев (про этих только и разговору), а про русских нет. Словно клеймо какое-то на тебе презренное, что ты русский. Я не собираюсь гордиться тем, что я русский, и тем умалять других и презирать других, но и стесняться этого я не хочу. Я чувствую потребность жить с народом, быть с народом, и как человек, и как художник - русская история, русская философия, русская культура, русский дух, русские традиции, русский язык - все это моя история, культура, дух, язык, и я не мыслю себя без этого. И это-то стало запретным. У человека отняли его способность слиться с народом, быть целым. Какое же это чудовищное заблуждение! Как умирают народы? В погоне за материальным. И сохраняются в духе.

3. Я понимаю русскую веру не только как служение конкретному Богу, Христу, а как служение тому лучшему, что родил русский народ на протяжении всей своей истории. Христос оказался сосудом, в который было влито вино русской мудрости, русской красоты, русской силы, мужества, смирения, справедливости, мира, добра, любви, милосердия и прочее, и прочее, и прочее. То, что объединяется одним словом - Бог.

4. Что такое русскоязычные поэты: Мандельштам, Пастернак, Бродский? Идолопоклонники русского языка, языкопоклонники. В этом их временное преимущество и вечный недостаток, их особенность. Есть русский язык, русское слово. И есть русское молчание, русский дух. Одно поклоняется слову, другое молчанию. Поклоняться слову значит созидать его, разрушая его. Поклоняться молчанию - созидать, созидая. Вот откуда косноязычие этих поэтов. Косноязычие как разрушение языка, как антиэстетика языка и антиэтика. Одни меняют язык, обогащая его, другие уничтожают, паразитируя на нем. Невозможно говорить о русском слове без русского молчания, также как невозможно говорить о древнегреческом знании без древнегреческого, сократовского, платоновского незнания. Для Христа, может быть, и не существует ни иудей, ни эллин, а для языка существует: для иудея - иудейский, для русского поэта - русский. Русскоязычные поэты - воры, присвоившие себе чужой язык. Чужой язык можно взять только вместе с молчанием. Косноязычие - это отсутствие в языке Бога (после чтения стихов Бродского). Раньше говорили: язык - народ. "Всяк сущий в нем язык". Идолопоклонство языка есть прелесть. Слово полноценно, когда включает в себя молчание.

5. В чем суть бесовства? В отпадении от всего божественного, в отрицании святого: отрицание Бога - сатанизм, отрицание личности - эгоизм, отрицание народа, родины - космополитизм, отрицание природы - техницизм, отрицание человечества, других народов, кроме своего, - шовинизм, расизм. Порча Набокова - в отпадении от Родины. Он, как ребенок, обиделся на свой народ и мстит ему за то, что тот так круто с ним обошелся. Это не бесовство, а болезнь, порча, пассивная форма бесовства. Неспособность, нежелание жертвовать собой ради народа. Иудеи отказались от братства народов, и в этом они бесы. Их избранность, выраженная в идее господства над другими, над миром. Это чистой воды бесовство. Если они хотят стать действительно избранным народом, они должны жертвовать собой ради человечества, а они действуют наоборот. Достоевский первый среди литераторов обратился к идее бесовства в виде отрицания Бога и отрицания личности - этих двух святынь. Набоков выразил собой отрицание народа.

6. Особенность русского духовного пути, если она есть, а она есть, заключается в том, что после принятия христианства Русь прошла через три столетия тяжелейшего монгольского ига, рабства. Приход татар заставил русских православных, будущих святых, монахов, подвижников жить не миров, а духом, подталкивал их к этому, способствуя внутренней работе нации. Возможно, это были малые шаги, но верные. Обремененная игом Русь находила свой путь не в военной силе, не в торговле, не в науке, не в философии и искусстве, как это было в Европе, а в духовном созерцании. В первую очередь, в нем, а уж потом во всем остальном. Можно сказать так: сначала она окрепла духом, а потом стала наращивать тело, устроять свое государство, империю, культуру. Татары совершив зло, напав и поработив Русь, как бы невольно способствовали духовному росту России. Подобная история, кажется, разворачивается и на наших глазах.

7. Когда говорят об империи, обычно замечают одну силу, которая давит, грабит, завоевывает, подминает под себя иных малые народы. По мне, этот процесс обоюдный. Империя давит, а малые народы прижимаются. У империи не только физическая сила, но и духовная, и она не только гнет, но и склоняет, не только берет, но и отдает, и бывает, что больше отдает, чем берет, как это делала Россия.
Сергуненков Борис Николаевич, писатель (Санкт-Петербург)

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Борис Сергуненков:
Россия в слове, образе и Боге
Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)
03.07.2009
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
Во имя мч. Иоанна Воина
В Петергофе начинается строительство нового православного храма
19.02.2020
Прекрасный песенный венок Рождеству!
На Рождественском вечере в Александро-Невской лавре выступили детский хор прп. Иоанна Дамаскина и дочь кобзаря Василия Жданкина - Анастасия
20.01.2020
«Как же знаменательно прошла наша поездка!»
Делегация экономического факультета СПбГУ посетила Тихвин в рамках празднования 100-летия бывшего декана факультета профессора Николая Моисеенко
13.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Карантин или пост?
Новый комментарий от Сант
30.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
30.03.2019
Путин объявил войну офшорной аристократии
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
«Внезапный вирус». Актуальное стихотворение
Новый комментарий от влдмр
30.03.2019
«Если вы не станете частью потока, будете частью дороги»
Новый комментарий от наталья чистякова
30.03.2019