1. Рост удельного веса ремесленничества в структуре совокупного работника выражает потребность людей в творческой самореализации. Такая потребность порождена стандартизацией массового промышленного производства, безадресностью и безличностностью его продуктов, их усредненным характером, создающим усредненных индивидов-кубиков. Такая потребность есть, далее, реакция на такое разделение труда, которое разлагает целостность деятельности и поражает индивида в самой его творческой основе. Разделение труда бывает по предмету труда (врач, инженер и т.п.) и по составу самой трудовой деятельности, которое закрепляет за работником репродуктивные функции (грузчик, работник на конвейере и т.п.). В первом случае целостность деятельности может сохраняться, во втором - нет.
2. Деятельность ремесленника целостная, менее подвержена отчуждению, спекулятивным экономическим тенденциям современной рыночной экономики, продуктивная; в ней идеальное, целеполагание, замысел и его реализация не отделены друг от друга; она порождает продукт полухудожественного характера, который служит и для личностного культурного общения "ремесленник - потребитель". Такое общение выходит за рамки узко экономических связей и складывается по поводу обмена, взаимодополнения и взаимообогащения продуктивно-творческими силами индивидов. Тем самым ремесленная деятельность расширяет область глубинного общения. В деятельности ремесленника соединены личный труд, функции организации, управления, изучение спроса и др. Фигура ремесленника в городе подобна крестьянину на селе полнотой в реализации социально важных функций: производительно-продуктивных и идеально-проективных и т.п. Ремесленники - особая социальная группа с экзистенциальной полнотой бытия, могущая обновить образ жизни в городе.
3. Целостная деятельность порождает и целостное общение, свободное от соображений односторонней утилитарности. Ибо потребление продукта ремесленного труда актуализирует культурные компоненты в сознании потребителя - эстетический вкус, национальную память о традициях, социокультурную символику и др. Тем самым сравнительно целостное общение порождает и целостность в сознании как ремесленника, так и потребителя его продукта. Такой продукт уместно назвать произведением, а деятельность ремесленника отнести к "полухудожественной деятельности".
4. Труд ремесленника вырастает всегда из традиций, соединяя их с инновациями. Транслируя традиции в обновленной форме, такой труд создает культурно-продуктивную преемственность поколений, актуализирует и закрепляет национально-культурную идентичность в сфере производства и общественного сознания, расширяет область национально-культурных коммуникаций как внутри страны, так и между странами.
5. У ремесленника доминирует самодеятельность, моделирование новых вариантов, новых схем продуцирования, а не деятельность по заранее установленному внешнему масштабу, равнодушному к индивидуальному своеобразию личности, как это имеет место на больших предприятиях. Именно самодеятельность сообщает конкретную креативность труду ремесленника. Самодеятельность формирует творческие способности потому, что она есть, свободная деятельность, изменяющая сами схемы деятельности; развивает самоопределение, необходимое для творческого акта и переводит самоопределение в объективно выраженный процесс, содействует общению, просторному для самореализации человека как субъекта. Креативно-антропологический аспект такой деятельности состоит в развитии продуктивно-творческих сил человека в их целостности - мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания и др. продуктивных профессиональных способностей.
Поскольку предметом самодеятельности являются способы человеческой же деятельности, то субъект не теряет себя в предмете, не отчуждается от себя в актах самодеятельности. За внешним отношением к предмету он усматривает внутреннее отношение к человеческим продуктивно-творческим силам, которые запечатлены в предмете. В самодеятельности отношение к опредмеченной деятельности подчинено отношению субъекта к самому себе, и живой труд господствует нам опредмеченным. В отличие от деятельности по заранее установленному внешнему масштабу самодеятельность альтернативна консерватизму, косности и отчуждению; она - адекватная форма самореализации личности в творческом процессе.
6. В самодеятельности происходит практическое закрепление способности личности к самоопределению. Эта способность - необходимая предпосылка творчества, генетически исходная основа субъектности, умения личности развивать свои способности. Развивая самоопределение, самодеятельность тем самым развивает субъектные качества личности - способность к самоопределению и самоорганизации, самоуправлению и нормотворчеству; в целом, самостоятельность личности, которая сама избирает варианты действия и поэтому сама несет ответственность. Тем самым ремесленничество как социальный институт крепит гражданское общество самодеятельностью "снизу". Гражданское общество есть совокупность корпораций (в отличие от учреждений), т.е. неполитических объединений, которые сами себя конституируют "снизу", сами ставят и решают задачи. В таком самовоспроизводстве важнейшими являются субъектные качества. Не случайно, в средневековых городах, основой которых был цех ремесленников, процветала конкретная форма демократии - демократия личного участия в отличие от современной формальной - представительной демократии, где избранникам нет дела до электората.
7. Наконец, современный ремесленник может соединять в своей продуктивной деятельности основы науки и дизайна, национальные традиции, символику и инновации, разнообразя формы творческой самореализации. Высшее или среднее профессиональное образование, художественная подготовка и т.п. не инородны ремесленничеству.
В целом, ремесленничество есть социальный институт, включающий в себя определенную духовно-ценностную доминанту, национальные традиции, креативно-антропологическое и социокультурное измерения, продуктивную деятельность, экономические формы и нормативно оформленные процедуры функционирования. Меры по развитию ремесленничества есть личностно развивающие инвестиции в продуктивную деятельность, в креативно-антропогенную сферу - в образование, культуру, социальную инфраструктуру.
Гончаров Сергей Захарович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Российского государственного профессионально-педагогического университета
Чупина Ирина Петровна, кандидат экономических наук, доцент Урал. ин-та бизнеса