"Разрушительны для российской системы образования"

Информационная записка

0
153
Время на чтение 5 минут
Анализ обсуждаемых в настоящее время двух проектов нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опубликованных в "Учительской газете" 17.03.2009, дает основания для вывода о полном исключении обоими проектами возможностей для реализации курсов религиозной культуры (по добровольному выбору), а также реализации национально-культурного образования в школе.
Проект рабочей группы Института проблем образовательной политики "Эврика" под руководством А.И. Адамского является явно разрушительным для российской системы образования, содержит ряд откровенно абсурдных идей, является антиправославным (подробнее см. заключение М.Н. Кузнецова и автора настоящей записки (www.moral-law.ru)), а потому, с большой вероятностью, изначально Минобрнауки России к принятию реально не планировался, а использовался в качестве прикрытия второго проекта. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на втором проекте.

Проект, разработанный коллективом под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова, вместе с его составной частью - "Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников" характеризуются фактической направленностью на разрушение российской системы школьного образования, на радикальное понижение культурного, научного и интеллектуального уровня школьного образования, на воспроизводство поколений детей, изолированных от своих национальных духовно-нравственных традиций и культур (подробнее см. заключение Л.С. Гребнева, В.В. Гребенникова и автора настоящей записки (www.moral-law.ru)).

Разработчики данного проекта заявляют, что ими учтены интересы православных, что проект будто бы предоставляет возможности для изучения в школе религиозной культуры: православной культуры, иных религиозных культур, нерелигиозной этики. Для создания видимости правдивости таких утверждений в проекте появился следующий текст: "Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и всех субъектов образовательного процесса. Время, отводимое на вариативную часть, в пределах допустимой аудиторной учебной нагрузки... может быть использовано по желанию учащихся и их родителей на изучение курсов, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание учащихся, основ религиозной культуры, светской этики".

Более того, составной частью проекта стандарта заявлена "Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников", разработанная А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым и др.

В действительности, всё это призвано ввести руководство Русской Православной Церкви и православную общественность в заблуждение относительно реального содержания проекта стандарта и указанной его части (Концепции) и относительно реальных условий реализации вариативной части базисного учебного плана, поскольку, на самом деле, проект Кондакова-Кузнецова проигнорировал ранее многократно "достигнутые" с Русской Православной Церковью договоренности, в том числе те, что были зафиксированы в решениях конференции в г. Калуге 20-21.12.2007.
Суть проблемы заключается в том, что заявленные в проекте А.М. Кондакова и А.А. Кузнецова декларации невозможно реализовать надлежащим образом в рамках их проекта, поскольку:

1. На сегодняшний день обсуждалась необходимость интегрировать изучение православной культуры как полноценного курса в рамках вариативной части программы, словами Закона РФ "Об образовании" - части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (образовательным учреждением, обучающимся и его родителями, иными участниками образовательного процесса). Но проект стандарта предусматривает время на вариативную часть (основной образовательной программы и соответствующего ей базисного учебного плана), по существу, только для школ с 6-дневной учебной неделей, относя к ним только школы, где обучение ведется на родном (нерусском) языке", и школы, где наряду с русским языком изучается один из языков народов России. Это дискриминирует русское население.
2. Но даже для школ с 6-дневной неделей проект стандарта отводит на вариативную часть всего 306 учебных занятий за 4 года (что дает примерно 2,18 часа в неделю). При этом в указанные 2 часа школы должны будут вместить не только изучение по желанию учащихся и их родителей курсов, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание учащихся, основ религиозной культуры, светской этики, но также и изучение отдельных предметов обязательной части программы, а также "введение курсов, обеспечивающих интересы региона". В этих условиях говорить о реальном введении курсов религиозной культуры просто бессмысленно. (Поскольку рассматриваемый проект относится только к начальной школе, не представляется возможным понять, сколько часов авторы проекта намереваются отвести в дальнейшем на такие курсы).
3. Для 5-дневной учебной недели авторы Проекта вообще сводят вариативную часть основной образовательной программы в основном к "внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня". Текст проекта стандарта содержит взаимно противоречащие друг другу положения на этот счет, но системный анализ позволяет однозначно подтвердить этот вывод (подробнее см. заключение Л.С. Гребнева, В.В. Гребенникова и автора настоящей записки).

Анализ проекта стандарта А.М. Кондакова и А.А. Кузнецова и прилагаемой к нему Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (один из авторов - А.Я. Данилюк - известен публичными проявлениями своей неприязни и нетерпимости к православному христианству) позволяет выявить, что совокупностью этих документов под видом духовно-нравственного воспитания предусмотрено противоправное навязывание общеобязательного вульгарно-секуляристского религиоведения, формирующего у школьников в головах негативно-скептическое отношение к религиозной вере и "мировоззренческую кашу" из множества религиозных, в том числе сектантских, вероучений.

Доводы авторов проекта стандарта о том, что ими учтены интересы православных, оказываются полностью несостоятельными при его внимательном прочтении. В нём не содержится никаких положений, которые действительно подтверждали бы такие заверения.

В идеале, необходимо добиться того, чтобы "Православная культура" вошла в качестве самостоятельного учебного курса по выбору семьи учащегося в основную часть Базисного учебного плана в рамках максимально допустимой учебной нагрузки.

Нет абсолютно никаких юридических, фактических и каких бы то ни было иных препятствий (включая сложившиеся в Минобрнауки "обыкновения", выражаемые словами в отписках, типа: "У нас обычно так не делается") к тому, чтобы:

ввести самостоятельный учебный курс "Православная культура" по выбору семьи учащегося и закрепить это не только в вариативной части Базисного учебного плана, но более того - в основной части Базисного учебного плана в рамках максимально допустимой учебной нагрузки;
закрепить такое введение курса "Православная культура" напрямую в обсуждаемом проекте школьного стандарта, посредством внесения в него сформулированных конкретными, предельно ясными и не допускающими двойного толкования формулировками положений об основаниях и порядке реализации указанного учебного курса и предельно ясного указания выделенных конкретно под такой курс часов в неделю (либо в течение года);
закрепить такое введение курса "Православная культура" НЕ во внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня, а именно в рамках основных занятий - в рамках урочной деятельности, в первой половине дня;
если речь пойдет о включении указанного учебного курса в рамках вариативной части, то четко закрепить отведение на вариативную часть основной образовательной программы (часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса), и соответствующую ей вариативную часть базисного учебного плана примерно 20-25% общего объема часов нагрузки, ведя речь о полноценных занятиях в первой половине дня.

Обратные сказанному утверждения, которые, наверняка, прозвучат от Минобрнауки и коллектива А.М. Кондакова и А.А. Кузнецова, будут юридически и фактически не обоснованными, заведомо ложными и направленными на введение руководства Русской Православной Церкви и православной общественности в заблуждение, с тем, чтобы повторить ситуацию осени 2007 года с принятием изменений в Закон РФ "Об образовании", подорвавших правовую базу реализации курса "Православная культура" в регионах.
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета при МВД России, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права

30.04.2009
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Владиславович Понкин
Все статьи Игорь Владиславович Понкин
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 02:20
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21