Обратной стороной этой медали оказывается чувство глубокого одиночества и чужести, которые они пытаются компенсировать странной общественной активностью, которая граничит с патологической демонстративностью, эдаким нравственным эксгибиционизмом. Во многом именно этим объясняется феномен "политического православия".
Великий пост вовсе не мешает "политическим православным" паки и паки грубо пытаться навязать свое "политкорректное христианство" церковному народу.
Заработавший печальную известность в Киеве и не только, ветеран майдана, активный популяризатор и пропагандист всех голодоморно-мазепинских политических кампаний Секретариата президента (каждая безумная антирусская инициатива была информационно поддержана его интернет-сайтами), был, как известно, "добровольно-принудительно" убран с сайта "Православие в Украине", когда он обрушился с резкой критикой на... православных меценатов, строящих храмы.
В своем интервью для РЛ архиепископ Вышгородский Павел сказал, что "таким...как иерей Андрей Дудченко, закон не писан". Он выразился о нем словами псалмопевца: "Рече безумец в сердце своем: несть Бог". Однако клирик А.Дудченко остался главным редактором сайта "Киевская Русь" и во время Великого Поста начал... хулить пост. Точнее сказать, он начал еще с хулы на Прощеное Воскресенье, когда он разместил на своем сайте статью А.Десницкого - "птенца гнезда о.А. Меня", известного своими "реформаторскими" взглядами и пародиями на Жития Святых http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1908/:
(Не) прощеное воскресенье.
...Я не знаю, как мне быть с этим днем. Честно, не знаю, и чем дальше, тем меньше я понимаю. Может быть, этот обряд подобен "целованию мира" (его кто-то кое-где практикует) или пасхальному приветствию, когда совершенно чужие люди, стоящие рядом на литургии, дают друг другу поцелуй, обычно совершенно символический? Дескать, между нами должна быть братская любовь, мы об этом помним, даже если на деле ее нет... так и здесь - напоминание о необходимости прощения? Или у меня просто такой "кривой" опыт?..."
Потом, уже в пост, были поставлены материалы того же высокоумного автора, где он смеялся над привычками православных людей ограничивать себя в еде http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1916/:
"Уроки поста.
Идет Великий пост. Православные тщательно осматривают упаковки продуктов на предмет скоромных ингредиентов, в столовой заказывают двойной гарнир без мяса (и соусом ни в коем случае не поливайте, он мясной!), в гостях расспрашивают хозяев о точном составе салата."
Но А.Десницкий милостиво соглашается, что иногда надо ограничить себя в супружеских отношениях. Ну уж конечно, не ради Бога, не ради православного аскетизма. В кругах обновленцев за такие "реакционные" штуки сразу запишут в "православные фашисты". Нет, только ради телесного здоровья и удовольствия согласен "прогрессивный" А.Десницкий ограничивать себя:
"Тысячу раз правы те, кто говорит, что нельзя лезть в постель к супругам с аскетическими советами. Но выскажу только одно небольшое наблюдение: иногда интимные отношения в браке приедаются, лишаются остроты, и тут очень кстати может оказаться, например, командировка: после разлуки всё переживается по-новому. Не всем и не всегда, но кому-то и такое воздержание по взаимному согласию может оказаться полезным, если не делать его самоценным".
Потом редактор сайта клирик УПЦ А. Дудченко начал громить пост с помощью более тяжелой артиллерии. Он поставил на свой сайт скандально известную статью иеромонаха Димитрия (Першина), в которой тот сам впоследствии раскаялся, и за которую был лишен права выступать публично. Также о. А. Дудченко поставил и другие материалы подобного рода, например, статью дьякона А.Кураева.
Рационально и материалистически мыслящие закоренелые "советские" диссиденты, из которых и состоит ядро обновленцев, пытаются во всем найти "юридическую" основу.
Вот, мол, не все нюансы поста регламентированы Вселенскими Соборами - значит можно, с их точки зрения, ослабить пост, потакая своей немощи. Между тем их "новаторства" противоречат самому духу поста, образцом которого служит пост Господа нашего Иисуса Христа, сорок дней постившегося в пустыне. Он же не брал с собой мясо и молоко. Ясно, что пост существует для усиления духа в противовес плоти, что он поэтому, вместе с молитвой, приближает нас к Богу. И уж особенно отвлекает от молитвы такое сильное переживание, как сексуальное соитие мужчины и женщины. Не потому ли так сильно не любит пост и молитву священник А.Дудченко, что руководствуется совсем не Божьим духом?
Еще в 2004 году, во время майдана, священник Андрей Дудченко прославился своей политической ангажированностью и явной переоценкой своей роли в Церкви. Он тогда ни много не мало, взял на себя функции Предстоятеля УПЦ, публично обратившись с политическим воззванием ко всей полноте УПЦ, на что имеет право только Блаженнейший Митрополит Владимир или Святейший Патриарх Всея Руси.
"...Защита народом своих попранных прав и свобод может и должна быть поддержана Православной Церковью... Есть исторические времена, когда очевидно, где правда, и мы призываем Леонида Даниловича Кучму и Виктора Федоровича Януковича, позиционирующих себя православными христианами, смириться с выбором народа и отказаться от власти. Глас Церкви повлиял на Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе; надеемся, что он повлияет и на позицию украинских политиков...
Во многих храмах Украинской Православной Церкви в период предвыборной кампании велась агитация за Виктора Федоровича Януковича, но теперь есть возможность призвать проигравшую сторону достойно уйти из власти в оппозицию, без кровопролития и массовых репрессий. Мир и стабильность не могут основываться на лжи и обмане, на крови и насилии, иначе Господь покарает и страну, и народ, и Украинскую Православную Церковь...
Не следует бояться гонений при новой власти. Господь наш Иисус Христос заповедовал всем христианам достойно нести свой крест. Нет спасения без страданий. Лучше быть гонимыми, но с Богом и народом. Мы полагаем, что гонений скорее всего не будет. Но если таковые и состоятся, они только покажут моральное величие Церкви Христовой."
Некоторые публицисты видят в этом прежде всего глупость подписантов. И она действительно есть. Можно не сомневаться, что они вполне искренне верили в то, что все их проблемы будут решены после ухода от власти Кучмы, что его преемник будет добрым президентом с "некравшими руками", при котором, как он обещал, "богатые помогут бедным", "бизнес отделят от политики", Украина вступит в ЕС. В общем, вот приедет барин, барин нас рассудит - так рассуждали новые самозваные "учителя Церкви". И конечно, очень и очень глупо с их стороны было думать, что гонений при власти националистов, крайне сильно ненавидящих Церковь, не будет.
Однако вопрос намного шире. Недаром же многие ветераны майдана, такие как автор этого пламенного политического воззвания священник А. Дудченко, одновременно со своей политической деятельностью хулят Благодатный Огонь, выражают презрение ко многим святым и святыням. Сказывается прививка "научного мировоззрения", когда признанные Церковью чудеса объявляются "оптическим обманом зрения", а, например, святой царь - страстотерпец получает оценку, в точности соответствующую советским учебникам.
В воззвании к клирикам и мирянам УПЦ видно не просто наличие глупости, здесь налицо обычный, к сожалению, для многих неофитов - интеллигентов советской закалки "толпоцентричный" образ мыслей.
Вчерашние безбожники, воспитанники советских школ и вузов, прошли сильную идеологическую обработку в плане того, что быть нужно прежде всего с народом (хотя Церковь учит - с Богом), что где толпа, там и правда. Между тем, как хорошо известно из Писания, в духовном и нравственном плане толпа как раз и находится внизу, она падает всегда и постоянно. То она ропщет при освобождении ее от рабства, то она поклоняется золотому тельцу, то и вовсе кричит: "распни, распни!". Худшие качества советского человека - это тот антропоцентризм, который на место Бога поставил некие "чаяния народных" масс, "революционного пролетариата", "общечеловеческую справедливость". Не Бог, не Церковь, ставятся вчерашними советскими интеллигентами в центр мироздания, не Церковь рекомендуют защищать "клирикам и мирянам УПЦ" эти "новые революционеры". Нет, они считают как раз наоборот, что "...защита народом своих попранных прав и свобод может и должна быть поддержана Православной Церковью..." А если гонения и будут, как все же допускает клирик А. Дудченко - автор этого пламенного политического воззвания, то все равно нужно быть на стороне Ющенко. Но гонения организовывает только сатанинская власть. Значит, следует помогать придти и укрепиться и такой власти? Но это уже измена Церкви. Не говоря уж о том, что большинство народа не было ни на каком майдане, что выборы были выиграны решением неправедного суда, который и вовсе не имел полномочий назначать третий тур.
Изрядно может повеселить и список подписантов, среди которых есть и предпочитающие любить Родину издалека украинские иммигранты, и запрещенные в служении за антицерковное поведение бывшие грузинские священники Василий Кобахидзе, свящ. Заза Тевзадзе. Уж они-то какое отношение имели к украинским политическим делам, и какое право имели проводить политическую агитацию в стране, гражданами которой не являлись? В любой нормальной стране они получили бы запрет на въезд на многие годы, а то и уголовную ответственность. И собирать и гордо ставить такие подписи под обращением на своем сайте мог только такой фанатично настроенный человек, как священник Андрей Дудченко, которому кажется, что это выглядит солидно (то, что подписи собирал именно он, свидетельствует электронный адрес под данным политическим воззванием, по которому предлагалось посылать новые подписи info@kiev-orthodox.org - это доменный адрес его сайта "Киевская Русь", да и появилось оно впервые именно на его сайте).
И подписанты,конечно, хороши. "Прот. Георгий Кохно, собор св. Николая, Вашингтон, ОСА". Грузин, живущий в США. Осталось еще спросить мнение антильских негров, переселившихся во Францию, за кого нам голосовать на наших выборах. Или вот это: Николай Медведев, Луганск - Великобритания. Наверное, для молодых людей, бредящих либеральной политической идеологией, все время мечтающих уехать на Запад, это звучит "круто", но для людей не столь политически ангажированных, это звучит нелепо. Хвастаться своей иностранной пропиской в момент политической агитации - значит вредить своему делу. Одна подпись была и из Москвы, но ее почему - то поставили в конец списка. Видимо, это не так "круто" в глазах этих экзальтированных пропагандистов, как поставленные ими в первые строки подписи людей из США и Италии.
Тем не менее, приходится только порадоваться за то, что либеральные околоцерковные маргиналы с таким пафосом вышли на майдан, повели сверхактивную политическую агитацию. Эти политизированные молодые люди быстро стали одиозными фигурами в глазах церковного народа. Кураторы проекта "цивилизованного православия" придумали им неплохие слоганы. Но они стали выглядеть абсурдно. Да, раньше обновленцы могли постоянно бормотать свои мантры о том, что все их оппоненты "слишком политизированы", что у них "нет любви", что только они "верят разумно". И у них постепенно шел бы рост рядов. Но после всего уже даже неграмотным неофитам стало ясно, что в либеральной околоцерковной тусовке Киева собрались люди не просто политизированные, а настоящие политические фанатики, которые ненавидят всех, кто с ними не согласен. Что "верующие разумно" есть люди очень неразумные, которые порой творят просто феноменально глупые вещи. Какая уж тут "любовь", если они безпричинно обвиняют в жульничестве целый Иерусалимский Патриархат, отвергая чудо Благодатного Огня? Какая уж тут "разумность", если они, порой, называют этот вопрос, от которого зависят земные и посмертные судьбы миллионов людей, "неважным"? Какая уж тут "аполитичность", если они с "комсомольским" энтузиазмом бросаются поддерживать политические утопиии старших партийных товарищей с пропрезидентской "Нашей Украины"?
И их склонность оригинальничать, без сомнения, погубит их "реформаторские" затеи. В этом плане интересен пример о.Петра Зуева - тоже известного ветерана майдана. Он успел побывать и в УНА-УНСО. Его живой нрав помешал ему получить образование, зато толкнул в объятия самых крайних националистов. Выходец из русскоязычной среды советских творческих интеллигентов, он стал бравировать идеями украинских фашистов - Бандеры и Донцова. Стал раскольничьим "священником". Но среди националистов он постепенно образовал оппозиционную "прорусскую" (в их специфическом понимании, конечно, группировку). И в конце концов перешел в каноническую Церковью. Там он примкнул к самому ультраконсервативному крылу. Но, вдоволь наигравшись с консерватизмом, о. Петр Зуев снова бросился в левую крайность, и стал оранжевым "революционером-автокефалистом-демократом". Потом опять, наигравшись лево-обновленческими идеями и людьми он стал подыгрывать партии Регионов. Зная его прошлую биографию, думается, он снова сменит ориентацию. Вернется к старым коллегам - ветеранам майдана. Или он от них и не уходил?
Наивно рассуждают те, кто считает, что подобные люди поступают так своеобразно только из выгоды. Выгода, конечно, может где-то присутствовать, но не это главное. Это определенное духовное и психологическое состояние. Вечное желание быть самым оригинальным, единственным и неповторимым, бесподобным. В то время как христианину положено стремится стать подобным Христу, иные пытаются уподобиться Его и нашему врагу, стать бесподобным. Ведь и Денница рухнул с неба потому, что не имел смирения и чувства иерархии.
В свете всего вышеизложенного у либеральных маргиналов нет шансов на успех их "реформаторских" затей. Они не способны ни к какой упорядоченной работе, даже к разрушительной.