itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жертвенное приношение Господа

Слово в Великий четверг

Великий пост 
0
174
Время на чтение 5 минут

Тайная Вечеря. Изограф Р.Гирвель. С-Петербург


Великий Четверг с пасхальной трапезой и предательством Иуды являет самую великую тайну любви и тайну нашей свободы - вырваться из объятий света и уйти в ночь. Тайну самой великой любви являет Христос, новый Адам, предлагая нам в Евхаристии не плоть, соединенную со смертью, но Свое Тело и Кровь, всегда оживотворяемые Святым Духом. Он открывает нам доступ к древу Креста, к истинному плоду жизни. Христос пришел к людям как Воплощенная Любовь. От вечности Он един с Отцом. И теперь Он един, по Своему человечеству, со всеми нами, с каждым из нас. По человечеству Он весь устремлен к Отцу и по человечеству Он Живой, Тот, на Ком почивает Дыхание Духа.

Вступив в пространство и время, Христос содержит и преображает в Своем человечестве все пространство земли и все время истории: "Ибо в Нем и Им создана всяческая". Своим постоянным единением с Отцом, Своей непрерывной евхаристической самоотдачей, Христос - дар жизни Бога и наше приношение Богу. Ибо Его тело соткано из земли, в Его крови пульсирует жизнь всего мира.

Отныне никто и ничто не может быть отделено от Него. Он разделяет сокровенно с каждым из нас хлеб страдания и вино радости. Отныне в Нем мы члены друг друга в самом реальном смысле, как пшеничные зерна в хлебе. "Как этот хлеб, когда-то рассеянный по холмам теперь стал одно, так да будет и Церковь, собранная от конец земли, в Царстве Христовом". Так молились первые христиане. И за каждой Божественной Литургией Господь напоминает нам, чему мы, прежде всего, приступая к Нему, должны научиться. "Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий".

Мы не только собираемся сегодня вместе со всеми учениками Господними в Сионской Горнице вокруг Него, и Он завещевает нам, как завещал Ему Отец Его, Царство. Нам дано будет завтра за Литургией принять Его Тело, стать причастниками Его Света. Приобщиться Телу и Крови Христовой, полноте Божественной любви. "Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут они так же в нас", - так исполнится молитва Господня о всех нелицемерно приступающих к Его Чаше.

Великий Четверг - тайна самой великой любви, но так же и тайна свободы отвергнуть эту любовь. Все предлагает Христос. Но все может быть бесконечно предано. "И вот, рука предающего Меня со Мною за столом", - говорит Господь. Тайна предательства поставлена в Евангелии в самом сердце любви. Петр и все ученики, которых сатана просил сеять как пшеницу, клянутся в верности Господу до смерти. Господь говорит Петру: "Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня". Иуда оставляет место света. "Он приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь" (Ин. 13, 30). Почему это произошло с Иудой? "Он был вор", - говорит Евангелие от Иоанна. Вор Богом данного времени, ибо под предлогом деятельности во имя любви, он презирает дары щедрой любви, все отдающей красоты, той, которая была у жены, помазавшей драгоценным миром ноги Спасителя и отершей их власы своея главы. Вор Божественной силы, ибо Иуда искал, прибегая к помощи Божией, только своего, земного, и по объяснению некоторых святых отцов, он был связан с теми, кто стремился, прежде всего, к освобождению Израиля от римских оккупантов и утверждению на земле его власти. Он надеялся, что Христос совершит великое чудо, когда окажется перед необходимостью избавиться от иноземных врагов. Вор любви, ибо жадностью и скупостью, желанием немедленного успеха, он попирает в себе любовь, о которой смиренно, как нищий, просит у него Бог, ставший человеком. "Се стою у дверей, и стучу".

Хлеб преломляется, вино изливается, Иуда уходит в ночь. Трапеза Тайной Вечери открывает путь ко Кресту. Это будет последнее сражение Господа со злом и со смертью. В таком сражении победа может быть одержана только мечом совершенной любви, всецелой отдачей Бога Себя. Крест утвердит полноту Христовой любви, Крест возжет Божественным пламенем то, что мы примем в Причастии. При условии, что в каждом из нас Иуда станет Петром и на вопрос: "Любишь ли Меня?" ответит: "Господи, ты знаешь, что я люблю Тебя".

+ + +

Прежде чем взойти к Своей Смерти, прежде чем рассеются Его ученики, Христос собирает их, чтобы дать им высшее знамение Своего неложного присутствия. Он отдает Себя до конца. Жизнь Свою отдает, чтобы мы жили Его жизнью. Чтобы мы имели общение с Богом. Будучи Богом, Он "зрак раба" принял, уничижил Себя. И прежде его превознесения над всем, Он являет предельное смирение. Мы знаем, что в Своем Воплощении Бог сошел с небес, умалил Себя, чтобы приобщиться нашему человеческому существованию. И вот теперь, на Тайной Вечере, Он открывает еще большее уничижение. Господь и Учитель преклоняет Свои колена и умывает ноги ученикам. Он преклонился до земли, чтобы завтра быть вознесенным на Крест. И с этого Креста сойти еще ниже - в землю, в гроб. Он сойдет в глубины адовы, в места забвения мертвых, в бездну, не имеющую дна, откуда никто не возвращается. И Он будет вознесен оттуда со славою Своего Воскресения - Владыка всяческих, Господь Вселенной.

Отныне мы, творения Его, должны следовать за Своим Господом. Мы должны учиться преклонять колена перед своими братьями и умывать им ноги. Мы должны проходить тем же путем, каким Он прошел впереди нас. Путем служения до смерти, чтобы быть вознесенным вместе с Ним в Божественной славе. "Ибо Я дал вам пример, - говорит Господь, - чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам".

Тайная Вечеря совершилась в ночь, когда Господь был предаваем на смерть. "В нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше", - как исповедуем мы. Он оставляет Своим ученикам воспоминание о Себе, о Своей Жизни и о Своей Смерти. И это воспоминание бесконечно больше, чем просто память о Нем. Это священнодействие, которое мы должны совершать до скончания века. "Сие творите в Мое воспоминание". Заново творить, даром Духа Святого, то, что Господь совершил на Тайной Вечери.

Знамением Тайной Вечери является Его Тело, ломимое во оставление наших грехов. Господь вначале преломил хлеб и потом сказал: "Сие есть Тело Мое". Неужели Тело Христово - это хлеб? "Нет, - говорит нам Святая Церковь, - это Хлеб преломляемый". Прежде раздаяния этого Хлеба - его преломление. И в этом Хлебе ломимом - знамение возвещаемой смерти. Великое Преломление жизни Христа - преломление в мире, лежащем во зле, раздирание завесы храма от верхнего края до нижнего.

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания - это плоть, то есть все человеческое существование. И слова "сие творите в Мое воспоминание" означают, прежде всего, это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь, говоря о Евхаристии, - преломление.

В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: "Они преломляли хлеб по домам". А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией. "Всякий раз, - говорит апостол Павел, - когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет". Мы не сомневаемся, что Апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, - смерть.

Тайная Вечеря - это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии - свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас.

Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу, - с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Александр Шаргунов
Приближаются великие испытания
Слово в Неделю по Воздвижении
01.10.2022
Крест воздвигается над миром
Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
26.09.2022
Бог или человек?
Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
25.09.2022
Накануне небывалых испытаний нашей Церкви
Слово в день памяти преподобного Силуана Афонского
24.09.2022
Чем отличается регистрация брака от венчания
Слово в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
22.09.2022
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Великий пост
Только Её предстательством можем мы устоять у Креста
Слово после изнесения Святой Плащаницы
22.04.2022
Прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых
Слово перед Плащаницей в Великий Пяток
22.04.2022
«Вечери Твоея тайныя днесь…»
В Великий Четверг Православная Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии
21.04.2022
Омовение ног и Тайная Вечеря
21 апреля - Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
21.04.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Мировые СМИ о выступлении Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.10.2022 02:20
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
01.10.2022 21:52
«Пугачёвский бунт»
Новый комментарий от Семён-Семён
01.10.2022 21:19
«Какая вера – такая и жизнь»
Новый комментарий от Адриан Послушник
01.10.2022 19:56
«Прохозяйничались»
Новый комментарий от Адриан Послушник
01.10.2022 19:47
Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму
Новый комментарий от Игорь Бондарев
01.10.2022 19:11
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от С. Югов
01.10.2022 17:14