Не буду выступать в роли оппонента отставного кремлёвского функционера, не хочу спорить и с моим знакомым. Личный опыт подсказывает: всё может быть - вдруг и правда, придётся перечитывать мемуары жителей блокадного Ленинграда и застёгивать ремень на последнюю дырку, ведь цены на продукты растут с пугающей быстротой, явно опережая съедаемую инфляцией зарплату!? Но где тогда искать ответ на вопрос мятущейся душе: "Что же делать???" Для верующего человека он, безусловно, находится в Евангельском учении. Давайте, помолившись, попробуем разобраться в природе и причинах кризиса.
"Кризис", как объяснял в одном из своих писем святитель Николай Сербский, означает по-гречески Суд, точнее - Суд Божий, поэтому явление, потрясшее всю финансовую мировую систему, имеет духовную природу. Что нам даёт понимание этого? То, что весь мир по-прежнему находится в руце Божьей и живёт по Его законам! Нам не дано проникнуть во все Тайны Бытия, ведь мы призваны не соперничать с Богом в мироустроении, не превращать сказку в быль - не для этого мы приняли святое крещение. От нас требуется довериться Ему, как любящему Отцу, сказавшему нам однажды: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и всё это (остальное) приложиться вам". Более 2000 лет назад произнесены эти слова Христом Спасителем, но актуальными остаются до сих пор! Ведь у Него, как сказано в утренней молитве Василия Великого: "несть пременение или преложение осенение" т.е. никогда нет изменения и тени перемены во времени!
Сотворивший землю Господь населил её людьми, дал им заповеди, по которым надлежало жить в этом, ставшем после грехопадений небезупречном мире. Но ещё раньше Творец дал людям свободу выбора, то без чего невозможна настоящая любовь, которая легла в основу Божественного замысла мироустроения. Из истории человечества, описанной в Библии, хорошо известно, как люди распоряжались своей свободой, на что тратили свои силы, кого предпочитали любить. Но Бог терпеливо разрушал злые, богоборческие по своей сути человеческие замыслы, начиная от строительства Вавилонской башни и заканчивая попытками учёных-атеистов добраться до мифической первочастицы (из которой, по их мнению, произошёл мир), запустив большой адронный коллайдер (БАК). Вместо этого Он, устами своих пророков, призывает людей к покаянию и смирению. Какая неподъёмная, титаническая, воистину нечеловеческая задача!
Легко ли привести к послушанию сына, который бесчестит и хулит имя отца, разоряет его дом и присваивает себе его имение, ведёт себя по-хамски, нагло, вызывающе? Тут уже ремень не поможет, самое время звать милицию, а то и обращаться в суд! То же самое творят люди по отношению к своему Небесному Отцу! Чему же удивляться, что в итоге наступает Кризис - тот самый Суд!?
Сведя суть проблемы нынешнего кризиса к финансовым махинациям заокеанских воротил или некомпетентности, глупости, тупости или коррумпированности наших госчиновников самого высокого уровня, мы сами норовим выставить себя в роли жертв и безвинных страдальцев. Но не гневим ли мы этим Бога ещё больше? Ведь ищем причину в постигших нас бедах и напастях не в себе - того, чего ждёт от нас Бог, а в других, размышляя в лучшем случае примерно так: "Я-то тут причём? Никого не убил, не ограбил, живу как все". А в худшем - ещё и норовим укусить простёртую над погрязшим во зле миром Божественную десницу, проклиная Творца и отвергая тем самым Его Божественный о нас замысел. Неужто забыли спасительные слова апостола Павла: "Если остаётесь без наказания, которое всем общее, то вы не законные дети и не сыны!", ну а "если скорби нам кажутся великими, то значит, что мы не предались воле Божьей" (Св.Силуан Афонский). Как же правильно понять эти слова, найти в них утешение и перестать, при этом, считать себя без вины виноватым?
Об истинных причинах грядущих "тяжких времён" - духовного кризиса, нас честно предупреждал апостол Павел в послании к Тимофею: Он произойдёт оттого, что "люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добро, предатели, наглы, напыщены..." и т.д. Не таковы ли мы с вами, дорогие братья и сёстры? Много ли среди нас, считающих себя христианами, найдётся кротких, щедрых, смиренных, послушливых, благодарных, благочестивых, дружелюбных, миролюбивых, скромных, воздержанных, добрых, хранящих мир и делающих добро, любящих, верных, честных, преданных?..
А теперь зададимся ещё одним вопросом: если посадить в кресло начальника, имеющего маломальскую власть и доступ к кормушке с привилегиями любого из нас, кто может гарантировать, что хоть что-то измениться в лучшую сторону?! Я, например, за себя не ручаюсь, потому что слаб и грешен. Тогда чем же я лучше того же господина Немцова, ещё недавно имевшего достаточно времени и власти, чтобы что-то изменить, но не сделавшего этого? Пожалуй, что ничем. Увы, это - хоть и горькая, но правда.
В утешение себе, может быть, всё-таки последовать совету моего знакомого и начать запасаться солью, крупами и спичками - тогда, по крайней мере, я смогу пережить голод. Но в этом ли был Божественный замысел кризиса-Суда? Какая польза от этого нашей бессмертной душе, призванной быть невестой Христовой? Ведь это именно она - повреждённая грехом душа принуждала нас грешить - врать, воровать, лицемерить и осуждать. Она, падкая на лесть, сласть и злато, прежде всего, и виновата в кризисе! Но для её спасения не нужны консервы, соль и спички. Тогда что ей поможет?
* * *
Благой Бог никогда не оставляет нас и всем даёт возможность не только пережить кризис, но и оказывать на него непосредственное влияние. Для этого надо, отложив на время заботы о хлебе насущном и продуктах первой необходимости, запасаться другим, более спасительным для души товаром - смирением, покаянием, терпением. Этот "продуктовый набор" есть в каждой церковной лавке под обложкой с простым названием - молитвослов! Давайте откроем и внимательно вчитаемся в утренние молитвы, которые должны быть обращены не машинально, не в пустоту, а к Самому Богу, Его Матери, Ангелам, Святым, которые слышат и видит нас всегда! Это ли не шанс измениться самим, изменить вокруг себя мир и преклонить на нашу сторону Кризис - Суд Божий!
Обратите внимание, что самая первая утренняя молитва, называемая мытарева, начинается со слов: "Господи, милостив буди МНЕ, грешному!". Читаем дальше трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй НАС!". Опять о помиловании! Осознаём ли, что в действительности просим у Крепкого и Бессмертного в начале молитвы? Не избавления от навалившихся тягот, не облегчения своей жизни, но помилования! А помилования просит преступник, когда ему судья даёт последнее слово! Мы - преступники??? Да! Ведь мы добровольно преступили и, что самое ужасное, продолжаем преступать Его заповеди не делом, так словом, не словом, так помышлением! Вот и дальше, в молитве к Пресвятой Троице мы опять просим: "Пресвятая Троице, помилуй НАС; Господи, очисти грехи НАША; Владыко, прости беззакония НАША". Нет здесь ни слова о других виновниках кризиса-суда Божья! А наши попытки подсказать Ему, что есть более грешные, чем мы люди, не напоминают ли презираемый всеми образ наушника-стукача? Смотрим дальше - Троичные тропари, заканчивающиеся одинаково: "...Боже, Богородицею, помилуй НАС" трижды подряд, а потом ещё 12 раз: "Господи, помилуй!" Так же начинается и 1-я утренняя молитва Макария Великого - величайшего подвижника-пустынника, жившего в 4-м веке: "Боже, очисти МЯ, грешнаго...". Уж казалось бы, какие у него-то грехи? Неужели это случайно! Конечно, нет.
Тема покаяния, прощения наших грехов является центральной в молитвах, а образ кающегося грешника наиболее подходящ для нас, поскольку больше всего соответствует истине. Ведь мы - не только "волнующиеся житейской бурею", но и "связаны пленницами (сетьми) грехопадений", "обетшавшими (обессиленные) нечувственными (нечувствительностью к собственным) согрешениями", имеющие "душу ослепшую", руки и уста, "осквернены скверною" "непотребные (развращённые) рабы", которые вполне достойны "огня вечнующего, червия же злаго и тартара" (адской бездны) - /из 7-й утренней молитвы ко Пресвятой Богородице/. Поэтому и ждёт от нас Бог главного - вопля к Нему о "помиловании, прощении и оставлении" НАШИХ грехов!
Но и это ещё не всё. Следующим этапом нашего движения навстречу Спасителю "душ и телес наших" должны стать исповедь с покаянием и Причастие Святых Христовых Тайн, которое сопровождается твёрдым решением изменить свою жизнь.
Нет, по-моему, иного, более верного способа повлиять на мировой кризис, начало которого в наших душах. Ведь Библия ясно говорит нам, как нелицемерное покаяние изменяет Суд Божий - Кризис на прощение. Поэтому Он отвратил катастрофу древней Ниневии, простил грехи блуднице, помиловал разбойника, принял блудного сына. Примерам несть числа!
Чем же это не антикризисная программа, которую Господь заблаговременно дал нам?! Поспешим воспользоваться ей, не впадая в панику, вспомнив молитву отставного воина Иоанникия из вечернего правила: "Упование моё - Отец, прибежище моё - Сын, покров мой - Дух Святый! Троица святая, слава Тебе!"
Раб Божий воин Роман