Духовно-нравственные причины кризиса - отсутствие самоограничения, сластолюбие, гедонистическая философия жизни. Хочется всего больше и лучше, чем у соседа. Необоснованное завышение стандартов жизни (зависимость от рекламных образцов и стадное чувство - быть как все, не хуже других и т.п.). Слабо развитое личностное начало (не быть как все) и отсутствие духовных устремлений. Человек утверждается с помощью символов богатства и власти, а не путем проявления себя в духовном (молитва, дела милосердия) или хотя бы душевном (художественном, интеллектуальном) творчестве.
Для России кризис может оказаться более чувствительным в силу глубокого нездоровья как экономики (основные доходы за счет торговли ресурсами), так и государственной системы, построенной на системе взяточничества (чиновник, сидящий на потоке бюджетных денег, кормится с него, обворовывая налогоплательщика, т.е. обычных граждан и предприятия). [1] Последняя тема представляет определенный интерес для церковного рассмотрения, т.к. связана с нравственными вопросами. Когда болезнь обрушивается на здоровый организм, он борется и побеждает, когда организм болен, он может не перенести новой нагрузки.
Пока кризис больше - ожидание, чем реальность в жизни большинства граждан России.
Вопрос о благотворительности в период кризиса можно рассматривать в трех аспектах:
1. кто окажется наиболее уязвим в период кризиса (целевые группы)
2. конкретные действия церковных общин
3. стратегия выживания благотворительных организаций
1. Простые люди пострадают в форме потери работы и снижения реальной покупательной способности из-за роста цен. И то, и другое приводит к снижению жизненного уровня, но преодолимо. Рынок труда останется, придется менять работу на более востребованную и меньше потреблять. Традиционные целевые группы благотворительной деятельности останутся в основном, в прежнем положении. Наиболее необеспеченные слои населения могут оказаться на грани выживания и потребуют поддержки. Эти проблемы могут решаться уже существующими организациями и стандартными путями. Уже обозначается новая целевая группа - безработные мигранты (гастарбайтеры). Будут востребованы новые проекты по работе с этой категорией (в Петербурге, например, в рамках программы по воспитанию толерантности).
2. Кризис может привести к консолидации прихожан. Кризис дает повод священникам поднимать эти вопросы в проповедях, укреплять церковные общины на основе взаимопомощи. Она может осуществляться в таких формах как общественные кассы, сборы пожертвований для наиболее нуждающихся, организация питания прихожан и их детей, бесплатные кружки и занятия для детей силами самих прихожан и т.п.
Другое направление деятельности общины - благотворительное служение за пределами прихода. В обществе достаточно велик спрос на социальную помощь (уход, помощь в хозяйстве и т.п.), т.к. спектр услуг, предлагаемых собесом слишком узок. Есть также спрос на сиделок по уходу в больницах. Это дает возможность развернуть на приходах группы милосердия (3-5 человек), задача которых восполнить недостаток социальных услуг, предлагаемых государством. Помощь может осуществляться как на платной, так и на благотворительной основе. Часть нуждающихся в помощи может платить чуть больше и покрывать стоимость услуг в благотворительном секторе. Организация таких приходских групп создает для женщин-прихожанок рабочие места, столь необходимые в период кризиса, помогает решить важную социальную проблему, а также выполняет миссионерскую задачу, расширяя базу присутствия церкви в обществе.
3. Благотворительные организации неизбежно будут переживать трудности из-за сокращения финансирования их деятельности со стороны спонсоров. Если кризис углубится, может сократиться и грантовая помощь различных фондов. Организации, имеющие одного «генерального» спонсора, могут полностью прекратить свое существование. С другой стороны, организации, имеющие устойчивое положение (опирающиеся на многие источники поддержки и мотивирующие своих сотрудников не только финансовыми стимулами), получают возможность найти хорошие кадры для работы в условиях сокращения рабочих мест в бизнесе. Трудности финансирования деятельности будут стимулировать благотворительные организации добиваться государственной поддержки в форме грантов, субсидий и т.п. Большое значение будет иметь создание благоприятных условий для благотворительности коммерческих организаций (изменение законодательства по предоставлению налоговых льгот), хотя именно в период кризиса эти предложения встретят большое сопротивление чиновников.
Таким образом, кризис может сыграть положительную роль в сфере церковной благотворительности. На приходах может активизироваться самоорганизация в целях взаимной поддержки прихожан и развиться новые направления служения миру. Благотворительность может стать более профессиональной, осмысленной, перейдет на новый качественный уровень. Отпадет шелуха - пустые проекты (бесконечные фестивали, раздачи конфет, мягких игрушек, телевизоров и т.п.). Действительно нужные проекты выживут даже в крайне тяжелых финансовых условиях. Может также укрепиться сотрудничество церковных инициатив и государства.
Протоиерей Александр Степанов, председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии
СНОСКИ:
1. «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», - Д.Медведев. «Коррупция - это одна из самых серьезных негативных проблем нашей жизни», - В.Путин.