Ленин: забытая анафема

85-летие со дня смерти Ленина вызвало очередной виток полемики по вопросу о его захоронении. Группа "православных монархистов" приготовила для него могилу на Волковом кладбище, а 21 января тема была обсуждена и в передаче А. Малахова "Пусть говорят". Свое мнение высказали и священнослужители Русской Православной Церкви.

Не в первый раз вопрос вращается вокруг традиции, в соответствии с которой Ленин должен быть похоронен. Однако традиция должна подразумевать и соответствующий, "традиционный" обряд. В связи с этим представляется вполне актуальным вопрос о возможности церковной молитвы за "вождя мирового пролетариата".
Вопрос этот не является праздным.

В марте 2004 г. протоиерей В. Чаплин в интервью радио "Эхо Москвы" заявил, что Церковь по просьбе родственников Ленина, в принципе, может рассмотреть вопрос о церковной молитве за него, поскольку он не был отлучен. [1]

В 2005 г. председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Владислав Цыпин сказал, что анафеме Ленина персонально не предавали. По мнению о. Владислава, "атеизм Ленина был настолько явным, что и сегодня мало кто из священников взялся бы его отпевать" [2]. Из ответа протоиерея В. Цыпина видно, что: 1. Анафемы Ленину нет, 2. Отказ церковной молитвы Ленина связан лишь с психологическим неприятием данного действия у некоторых священников.
Строго говоря, отец В. Цыпин ушел от ответа на вопрос, хотя четкое и внятное решение Церкви нужно.

С одной стороны, доказывать безбожие Ленина - значит ломиться в открытую дверь. Но видно в этом есть необходимость, если вопрос о его отпевании предполагается рассматривать.

Отношение Ленина к Богу представляется очевидным. В возрасте пятнадцати лет он совершил сознательный акт отречения от Бога, выбросив свой крест в мусор. Об этом Ленин впоследствии сам рассказывал Н. Крупской и Г. Кржижановскому [3].

Дальнейший жизненный путь Ильича стал логическим продолжением этого акта. Во всех действиях, во всех статьях Ленина прослеживается нескрываемая, патологическая ненависть не только к православию, но и к любому представлению о Боге. "Всякий боженька, - писал он А. М. Горькому, - есть труположство <...> Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость <...> самая опасная мерзость, самая гнусная "зараза"" [4].

Хотя после прихода к власти большевиков официально была декларирована свобода совести, верующие в Бога оказывались людьми второго сорта. Действительно, на реальное продвижение по службе мог рассчитывать только член партии большевиков. А как раз в отношении их мировоззрения никаких послаблений ни Ленин, ни его преемники не делали. Заявляя, что религия частное дело по отношению к государству, Ленин настаивал, что к партии это не относится. Ленин приказывал гнать из партии коммунистов, которые участвуют "в религиозных обрядах" [5]. Атеизм, по его мнению, являлся основой коммунистической идеологии. "Партия наша, - писал он, - есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего. Такой союз не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований" [6]. Или: "Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма" [7].

Что значит быть при тоталитарном режиме "человеком второго сорта" понятно. Однако притеснения и оскорбления еще бы не были бедой, если бы не сопровождались прямым террором в отношении Церкви. Если первоначально большевики полагали, что религия исчезнет после падения капитализма и священнослужители останутся без работы, то в скором времени начались заявления противоположного характера, что именно духовенство мешает окончательному падению прежнего строя. В "Катехизисе классово-сознательного пролетария", опубликованном в газете "Правда" 4 августа 1918 г. говорилось, что "власть капитала исчезнет только тогда, когда умрет последний капиталист, последний помещик, поп [выделено мною - А.К.], офицер" [8].

Самая оголтелая безбожная пропаганда сочеталась с массовыми расстрелами духовенства, часто даже без повода - в качестве заложников. Телеграмма Ленина в Пензу: "провести беспощадный массовый террор против попов, кулаков и белогвардейцев" [9] подразумевала, что на местах не будут разбираться в степени вины человека, главное - чтобы человек принадлежал к враждебному классу.

"Мы должны..., - писал Ленин 19 марта 1922 г. в связи с началом кампании по изъятию церковных ценностей, - дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" [10].
По сравнению с вышеизложенным, лишение Церкви прав юридического лица, а священников - избирательных прав [11] выглядит невинной забавой.

Вполне естественно, что такое отношение к Церкви стало причиной по крайней мере двух анафем, одна из которых непосредственно связана с именем Ленина.

Что касается первой анафемы, принадлежащей Патриарху Тихону, и датированной 19 января (1 февраля) 1918 г., то ее толкуют по-разному и если одни называют ее анафемой большевикам, то другие предлагают более расплывчатое толкование, называя ее анафемой творящим беззакония и гонителям Церкви. И все же даже при поверхностном прочтении документа видно, что адресована анафема не хулиганствующим анархистам, а тем, кому в тот момент принадлежала власть.

Однако существует и личная анафема Ленину, провозглашенная Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви заграницей в 1970 году.

"В воскресенье 16 / 29 марта, - говорится в указе Архиерейского Синода № 107 от 22 января 1970 г., - в Крестопоклонную неделю после Божественной литургии <...> возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году по следующей форме: Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовой Церкве, нечестивым отступником, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отчество наше - анафема" [12].

Согласно учению Церкви, цель анафемы - не отправить душу человека в ад, а официально объявить, что тот или иной человек, согласно его осознанному выбору, членом Церкви не является и отношения к ней не имеет. Безбожие Ленина - его осознанный выбор, отпевание же будет означать, что Церковь может считать спасенным и явного атеиста и богоборца. Наконец любая церковная молитва за Ленина будет означать, что теперь открыт путь для официальной молитвы и за Юлиана Отступника, и за Нестория, и за Константина Копронима, не говоря о Льве Толстом и ренегате Александре Осипове, чей вред Церкви неизмеримо меньше вреда, принесенного Лениным.

Русская Православная Церковь заграницей - часть Русской Православной Церкви и какое-либо изменение прежних постановлений Зарубежного Синода невозможно провести без его согласия. Разрешение какой-либо церковной молитвы за Ленина должно подразумевать предварительное снятие с него анафемы.

То, что он анафематствован лишь частью Русской Церкви не говорит об ущербности постановления 1970 года. Как мы помним, бывший священник Сохин, принявший ислам, был анафематствован только епископом Курским и Рыльским Германом, однако это не означает, что в соседней епархии или в Священном Синоде данную анафему могут проигнорировать, как не бывшую. Ничуть не говорит против анафемы и канонический статус Русской Зарубежной Церкви. Состоявшееся в 2007 году объединение без взаимного покаяния подразумевает и каноничность, и, тем более, благодатность Русской Зарубежной Церкви.

Вообще, разговоры о "традиционном" захоронении Ленина представляются попыткой в какой-то степени примирить большевизм с христианством.

Задача любого человека, для которого большевистский террор не пустой звук, а трагедия его народа, его личная боль - не мирить непримиримое, а добиваться удаления с карты нашего Отечества от его имени и имен хотя бы наиболее одиозных палачей, а также переносом самого мавзолея. Символ гибели миллионов людей ради утопической идеи может быть и нужен как напоминание потомкам об ужасах большевизма. Но на главной площади страны это строение выглядит не как скорбное напоминание о терроре, а как оправдание всех преступлений Ленина, как символ правильности его дела, которое по сути является социальным нацизмом.

В настоящее время есть проект строительства нового мемориального кладбища, на котором нетрудно найти и место для мавзолея. Здесь почитатели Ленина могли бы сколько угодно и как угодно воздавать поклонение его телу. И если они в какой-то момент решат, что тело нужно предать земле - это опять же их дело.

Русский писатель В.А. Солоухин незадолго до своей смерти в одном из интервью сказал, что хотел бы дожить до того времени, когда на месте мавзолея появится часовня в честь Новомучеников Российских. Именно эти слова, без излишнего пафоса и экзальтации должны быть поняты нами, как завещание Владимира Алексеевича. Тогда, в девяностые, это казалось реальностью. Оправдаем ли мы чаяния писателя?
Андрей Кострюков, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Примечания:

1 - http://www.newsru.com/religy/05mar2004/chap_zhir.html
2 - Аргументы и факты. 2005, 26 октября.
3 - Шахнович М. В.И. Ленин и проблемы атеизма. М. Издательство АН СССР. 1961. С. 172.
4 - Ленин В. Письмо А.М. Горькому (№ 195) от 13 или 14 ноября 1913 г. // Полное собрание сочинений. Т.48. М.: Издательство политической литературы. 1964. С.226-227.
5 - Шахнович М. В.И. Ленин и проблемы атеизма. М., 1961. С. 69.
6 - Ленин В. Социализм и религия // Полное собрание сочинений. Т.12. М.: Издательство политической литературы. 1968. С. 145.
7 - Ленин В. Об отношении рабочей партии к религии // Полное собрание сочинений. Т. 17. М. 1968. С. 418.
8 - Цит. по: Пейн Р. Ленин. Жизнь и смерть. М. Молодая гвардия. 2005. С. 503.
9 - Шахнович М. В.И. Ленин и проблемы атеизма. М. Издательство АН СССР. 1961. С. 602.
10 - Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922 - 1925 гг. - М. - Новосибирск. 1997. С. 142 - 143.
11 - Шахнович М. В.И. Ленин и проблемы атеизма. М. Издательство АН СССР. 1961. С. 597.
12 - Православная Русь. 1970. № 1. С. 4.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

77. Ответ на 76., Потомок подданных Императора Николая II:

Пользуясь субэтническими различиями в русском народе (что не означет различий этнических) большевики обманом и насилием разделили русский народ на русских великороссов, "украинцев", "белорусов". ) Китаец Мао раздолбал еврея Маркса! ... https://ibb.co/iXj4sT Это Сталин с подачи Ленина ещё в 17 году создал Уккраинскую Народную Республику и в этом же году выпустил для неё деньги. Ровно такой же антисоветский бандеро-власовский бред у Вас в остальном.

Оно конечно, недоумком красоваться лучше?!))

76. Ответ на 74., Абазинский:

Пользуясь субэтническими различиями в русском народе (что не означет различий этнических) большевики обманом и насилием разделили русский народ на русских великороссов, "украинцев", "белорусов".

) Китаец Мао раздолбал еврея Маркса! ... https://ibb.co/iXj4sT Это Сталин с подачи Ленина ещё в 17 году создал Уккраинскую Народную Республику и в этом же году выпустил для неё деньги. Ровно такой же антисоветский бандеро-власовский бред у Вас в остальном.

75. Re: Ленин: забытая анафема

Петербург - не помойка. На Волковом кладбище порядочные люди похоронены....по большей части.

Lucia / 11.07.2018

74. Ответ на 65., Потомок подданных Императора Николая II:

Вы, похоже, в национальных вопросах осведомлены так же слабо, как и Абазинский. Поскольку тут Вы конкретно говорите об украинском национализме, то он достался в наследство большевикам от РИ. Именно во времена РИ было сделано очень много ошибок и прямых диверсий, которые привели к укреплению украинского национализма. Большевиков тогда и в проекте не было. А если Вас послушать, то большевики оказываются виноваты, что не принимали репрессивных мер против украинского национализма. Это так по-либеральному."" Прекращайте врать и передёргивать, "Потомок". Прилежней изучайте историю партии большевиков. Это Сталин с подачи Ленина в декабре 1921 г. на съезде партии объявил "украинизацию" русских малороссов. Параллельно с "белоруссизацией" русских Белой Руси, точнее "литвинизацией". 2. "Украинизацию" до революции пытались провести западэнцы типа Грушевского. Даже стали издавать журнал на "украинском" языке. После шести номеров люди отказались покупать его. Потому что все привыкли говорить на русском. Революция дала им возможность, но и здесь украинизаторы облажались. Не получилось у них ничего. Тогда за дело "украинизации" взялся германский генерал Гофман. Он даже хвалился в открытую "это я создал Украину"! Но германцы ушли, пришли большевики. К 1921 году сопротивление белых спадало, однако нарастало сопротивление русского народа - крестьяне, казаки, моряки балтийцы, рабочие. Может быть в этом причина разделения русского народа?! 3. Пользуясь субэтническими различиями в русском народе (что не означет различий этнических) большевики обманом и насилием разделили русский народ на русских великороссов, "украинцев", "белорусов". 4. И ещё, прилежней изучайте историю своей малой родины. Ведь Селемджинский район ваша малая родина? Во-первых, Златоустовлаг и Токурлаг Селемджинского района существуют в списке лагерей ГУЛАГа и значатся как золотодобывающие. Вполне возможно, что там не существовало колючей проволоки, вертухаев на вышках и других "прелестей" лагерной жизни. Что не исключает факта заключения для людей и рабского труда. Во-вторых, неплохо бы некоторым "красным" элементарно забить в поиск нужный вопрос по колхозам, как они создавались, сколько людей пострадало. В том числе и по паспортному режиму. Колхозники получали паспорта в особых исключительных случаях. Остальные жили без паспортов. Самовольно уезжать из села не могли, не испросив разрешения у председателя. Который мог быть наказан за вольное попущение на выезд селян в города. В-третьих, в 1970-х годах паспортизация в сёлах шла. При 100 млн. живших на селе последние 50 млн. получили паспорта только в 1974-1981 гг. С этого времени были введены нормы получения паспорта в 16 лет для всех граждан СССР. В-четвёртых, личное благополучие семьи "Потомка" зиждилось на том, что: его отец был вольнонаёмным в отличие от сотен зэков; соответственно заработки его были несравнимы с теми трудоднями, которые получали десятки миллионов крестьян; а также выехать куда-то для него было не проблемой. Он описывает выезды родственников, при этом пишет что не знает как они смогли покинуть село, вот и весь сказ.

73. Ответ на 63., Иоанна:

А оказывается это папа (еще и с большой буквы - благоговение-то какое у Потомка-то!)такой всемогущий и такой великий наш благодетель!

При чем тут благоговение? Потомок как грамотный товарищ соблюдает правила русского языка: написание высших должностей (Президент, Генеральных секретарь, Папа, Верховный главнокомандующий, Генеральный директор и т.п.) применительно к конкретному лицу часто, - а в официальных документах всегда, - пишется с прописной буквы.

Полтораки / 11.07.2018

72. Ответ на 71., Антоний:

К сожалению, Вы излагаете известную либеральную версию, скрывающую все беды, сотворённые февралистами. Да все в курсе. что вы, коммунисты, весь 70-летний советский кошмар на кого только не списываете - то на февралистов, то на фашистов, то на троцкистов.На самом деле Керенский и банда Бронштейна-Свердлова_ульянова делали одно дело и работали на одних и тех же хозяев. Керенский около полугода спокойно жил на подконтрольной Советам территории, а потом беспрепятсвенно выехал за границу.

) "Все в курсе" благодаря "Голосу Америки", радиостанции "Свобода" и другим правдивым, в отличие от советских, западным СМИ. Ещё, конечно, нужно добавить разоблачения коммунистического режима доктором Геббельсом. Видимо, Вы представитель власовской банды, довоёвывающей с "бандой" Ленина, шедшей с орденами Ленина на гимнастёрках против "христолюбивого" Гитлера и его "христолюбивого воинства", милостиво решившего "освободить" русский народ от "власти жидо-коммунистов" а заодно и от жизни. Да Вы на ад работаете.

71. Ответ на 65., Потомок подданных Императора Николая II:

К сожалению, Вы излагаете известную либеральную версию, скрывающую все беды, сотворённые февралистами.

Да все в курсе. что вы, коммунисты, весь 70-летний советский кошмар на кого только не списываете - то на февралистов, то на фашистов, то на троцкистов. На самом деле Керенский и банда Бронштейна-Свердлова_ульянова делали одно дело и работали на одних и тех же хозяев. Керенский около полугода спокойно жил на подконтрольной Советам территории, а потом беспрепятсвенно выехал за границу.

Антоний / 10.07.2018

70. Ответ на 69., eka:

Шевченко ведёт свой отсчёт с октября 1917 года. Памятники Тарасу не Царское правительство ставило. За Бендеру и Шухевича тоже большевики рассказали. При Царе батюшке были Бендера с Шухевичем? об этом феномене уже много чего написано, очень интересная тема и все факты против коммунистической власти....

Понятно. Шевченко, Бандеру и Шухевича ты анафематствовать не собираешься! Зато тебе Ленин мешает...А с чего это вдруг? Да с того, чтобы освободить место Шевченко, Бандере и Шухевичу! Хотя ты и со сквозняком в голове, но не до такой же степени, чтобы не понимать, что с Лениным ныне борются не ради Христа, а ради антихриста. А потому, лицемер, отвечать всё равно придётся и что - то мне подсказывает, что ещё на этом свете!

69. Ответ на 56., Лев Хоружник:

Короче, Ленину анафема.хотелось-бы подлинней, всю коммунистическую компанию нужно анафематствовать....Хочешь подлинней? Начни тогда с Тараса Шевченки, не забудь про Бандеру с Шухевичем и "героев АТО" тоже!

Шевченко ведёт свой отсчёт с октября 1917 года. Памятники Тарасу не Царское правительство ставило. За Бендеру и Шухевича тоже большевики рассказали. При Царе батюшке были Бендера с Шухевичем? об этом феномене уже много чего написано, очень интересная тема и все факты против коммунистической власти....

eka / 23.05.2017

68. Ответ на 66., боец:

Папа римский оказывается нам помог... Это с каких это пор папа римский стал помогать России?! Так ничему и не научились...

М.Яблоков / 23.05.2017
Андрей Кострюков:
Все статьи автора
Последние комментарии
Черный коршун русской смуты
Новый комментарий от Георгий
2020-07-28 21:45
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-28 19:24
Не спешите вешать ярлыки
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-28 17:26
Халтура-скороспелка вместо обещанного патриотического шедевра
Новый комментарий от Владимир Петрович
2020-07-28 16:17
Советы не постороннего
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-28 15:27