Фантазии о старце

О книге Емилиана Лашина "Девять встреч"

0
291
Время на чтение 3 минуты
При знакомстве с этой книгой (Емилиан Лашин. Девять встреч. Воспоминания о старце Николае Гурьянове: СПб, Сатис, 2008) возникает ряд недоумений, которыми хотелось бы поделиться читателями.


Обложка книги Емилиана Лашина "Девять встреч"ПЕРВОЕ. Автор вовсе не имел со старцем Николаем Гурьяновым продолжительного знакомства. Книга написана на основании девяти минутных встреч: то есть, впечатление о старце у автора самое поверхностное, наивно-восторженное, основанное, по всей видимости, не столько на истинном понимании, сколько на собственных фантазиях.

ВТОРОЕ. Такая вещь как трезвение автору совершенно чужда. Он безоглядно доверяет любым слухам, сплетням, голословным утверждениям и т.д. Характерный пример тому - история, описанная в главе "Встреча третья". Автор идёт к старцу по льду Псковского озера в сопровождении двух женщин (как будто бы монахинь, - но бродячих, ни к одному монастырю не принадлежащих). Женщины без видимого повода препираются друг с другом. Автор без видимого повода встаёт на сторону одной из них. Вдвоём они доканывают-таки третью, так что та со слезами бежит от них прочь. Победившая "монахиня" (?) продолжает вдогонку поливать её грязью, голословно утверждая, что в ней бес (хотя по тексту это ни из чего не следует). Автор без малейших сомнений с ней соглашается и призывает согласиться читателя... и т.д. и т.п.

ТРЕТЬЕ. Неприятное впечатление производит рассказ автора о своей матери: нестерпимо слащавый (как и вся книга, надо признать), наполненный многочисленными натяжками и передержками. Чего стоит хотя бы такое утверждение автора: "Мама была по-настоящему верующим человеком, она обладала тем редким духовным даром, который святые отцы называют сердечной, умной молитвой". Да уж, дар действительно редкий и посылается он как плод многолетнего духовного возрастания в лоне Церкви, на почве таинств, непрестанного молитвенного труда и т.д. А мама автора, как мы узнаём через несколько строк, в храм-то Божий впервые попала только в старости!

ЧЕТВЁРТОЕ. Не по-хорошему поражает история, описанная во "Встрече восьмой". Автор постоянно принимает у себя на квартире всяческих странников и странниц. Однажды к нему приходит молодая женщина с двумя детьми. Детей он кладёт на диван, а с женщиной ложится на полу, на одном матрасе, полагая, что у него "плотское миновало" (ему нет ещё и пятидесяти, к слову говоря). Естественно, произошло то, чего не могло не произойти. Автор в тяжёлых раздумьях: как честный человек, он должен жениться, но... Автор не уточняет в чём заключается "но", - очевидно, просто не хочется. Он отправляется за советом к старцу. До старца не доходит, ограничивается беседой с матушками, живущими при старце, голословно утверждая, что все они, конечно же, прозорливые. "Прозорливые матушки" отсоветовали жениться. Восхищённый этим "духовным советом" автор с лёгким сердцем отправляется домой.

ПЯТОЕ. Вот ещё одна история - почти о том же. Автор живёт с некой женщиной. Это его тяготит. Он отправляется к старцу, чтобы спросить совета: продолжать ли ему жить в блуде, или уйти в монастырь (есть ведь ещё третий путь - жениться, но он автором даже не рассматривается). Старец советует идти в монастырь. Этот совет не нравится автору. Промучившись ночь, он снова идёт к старцу и снова задаёт тот же вопрос. На этот раз старец будто бы советует "пожалеть девочку", из чего автор делает вывод, что можно со спокойной совестью жить по-старому. Выходит, старец советует жить в блуде?! Или автор не так понял батюшку, или этот эпизод вовсе выдуман.

ШЕСТОЕ. Вообще, облик старца из текста вырисовывается более чем странный. Вот два эпизода дословно. Автор со старцем стоят на морозе на берегу Псковского озера. Старец говорит: "Ну, ступай домой, Емельянушка, холодно...
Я было подумал, что отец Николай в домик свой меня зовет и сделал шаг навстречу, неуверенно, а батюшка показал мне глазами на полосатого упитанного котика, что тёрся о его ноги и ласково так и хитренько добавил:
- Да нет, это я котку говорю, это коток у меня такой, Емельянушка, - иди, Емельянушка, домой, в хатку, а то замерзнешь..."

Простите, но это звучит, как издевательство над замёрзшим человеком !

Вот такой же эпизод, передаваемый автором с чужих слов:
"Усадил меня, тепло так, глаза у него добрые, я думаю, - сейчас покормит меня батюшка, - а он и говорит так хитренько - "Наверное, кушать хочешь? А у меня тут на одного только борща, мало..." Я устыдилась, что он мои мысли жалкие прочел и говорю "Простите меня, батюшка!" А он в ответ: "Ишь, смиренница какая, ну налью тебе супчика, поешь..."
Сначала поиздевался, потом - так и быть! - покормил!..

СЕДЬМОЕ. Вообще, текст чрезвычайно слащавый, а всем известно, что слащавость обратно пропорциональна искренности. Чем больше в тексте сахара, тем меньше в нём искреннего чувства и подлинной глубины. Отсюда - в тёплые чувства автора к старцу верится с трудом, скорее можно предположить, что автор хочет "попасть в струю", написать "чего-то православного", чтобы слезу прошибало.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Анатольевич Бакулин
Кто-то должен шагнуть из окопа первым
Рецензия на книгу Б.А. Орлова «Добро и зло»
04.09.2023
Русский мир – это мы с вами
Слово русского писателя
22.06.2022
Все статьи Алексей Анатольевич Бакулин
Последние комментарии
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:14
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:09
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
09.12.2024 20:33
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.12.2024 19:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Panov Pavel
09.12.2024 19:13
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Константин В.
09.12.2024 19:07