Толкование на два неудобопонятных места Евангелия от Матфея

0
671
Время на чтение 3 минуты
Евангелист Матфей перед тем, как говорит о Рождестве Христовом, приводит родословие Спасителя, начиная от Авраама (Мф.1,1-16). Заканчивает это родословие он следующими словами: "Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов" (Мф.1,17).

Блаженный Феофилакт, толкуя это место Евангелия от Матфея, говорит: "Евангелист разделил роды на три части, дабы показать иудеям, что они и под управлением судей до Давида, и под управлением царей до переселения, и под управлением первосвященников до Христа, равно нимало не успевали в добродетели, и потому имели нужду в истинном Судье, Царе и Первосвященнике, который есть Христос, и по пророчеству Иакова пришел по прекращении царей". И далее этот толкователь Св.Писания замечает: "Но как от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда оказывается только тринадцать лиц, (что каждый может сам сосчитать в ст.12-16)? Как же это разрешить? Некоторые говорят, что евангелист поставил в счет с лицами переселение".

Впрочем, это место Евангелия от Матфея может быть истолковано и следующим образом. Возможно, этим якобы неправильным подсчетом родов Евангелист таинственно указал на рождение Сына Божия от Отца. Ведь Господь наш Иисус Христос есть не только совершенный Человек, но и истинный Бог. Поэтому Его родословие не может быть сведено только к перечислению родов по плоти. Так и евангелист Лука заканчивает родословие Спасителя следующим примечательным образом: "И был Он, как думали, Сын Иосифов... Адамов, Божий" (Лк.3,23.38). Здесь, как видим, Лука поставил наряду с родами Сына Божия по плоти и Его предвечное рождение от Бога Отца. Если теперь перенести это рождение из родословия Евангелиста Луки в родословие Евангелиста Матфея, оно и станет тем недостающим, таинственным четырнадцатым родом от переселения в Вавилон до Христа.

В 4-й главе Евангелия от Матфея говорится об искушении Христа в пустыни от диавола (Мф.4,1-11). При толковании этого места Св.Писания достойно исследования то, почему Апостол и Евангелист Лука, описывая эти искушения Господа, меняет порядок оных, а именно: меняет местами второе и третье (ср.Лк.4,1-13)? У него сначала диавол возводит Христа на высокую гору и показывает Ему все царства вселенной, а затем ставит Его на крыле храма. Хотя толкователи Св.Писания сходятся в том, что и ап.Лука признавал: то искушение, которое было записано у него вторым, т.е. лживое обещание сатаны дать Христу все царства вселенной, на самом деле в пустыне было последним, ибо и у Луки упоминается, что после него Господь повелел врагу: "Отойди от Меня, сатана" (Лк.4,8). Кое повеление своего Господа диавол не мог не исполнить. Поэтому на этом вся его коварная деятельность в пустыне и закончились.

Итак, очевидно, что Апостол Матфей показал хронологический порядок искушений в пустыне, показал, как это было на самом деле, о чем свидетельствует и Апостол Лука (ср.Лк.4,8). Но последний показал при этом еще и какой-то другой, проистекающий не из хронологии, а из какого-то иного основания, порядок искушений. Какое же это основание?

Чтобы понять это, вспомним, что Господь, победив искушения врага рода человеческого, тем самым, как говорят святые отцы, восставил падшую после греха Адама человеческую природу. Там, где Адам пал, там Христос победил. Но какое же искушение от диавола претерпели Адам и Ева, когда восхотели вкусить запретный плод? Они увидели: "что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание" (Быт.3,6). Как объясняет нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и толкуют это место Св.Писания святые отцы, прародители искусились похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (ср.1 Ин.1,16): дерево хорошо для пищи - это похоть плоти; приятно для глаз - похоть очес; вожделенно, потому что дает знание - гордость, ибо знание обычно надмевает.

Как далее объясняют святые отцы, дьявол в пустыне точно так же искушал Христа, Второго Адама, подобно Адаму первому, этими же самыми похотью плоти, похотью очес и гордостью. Но какое из искушений в пустыне чему соответствует?

Очевидно то, чтобы превратить камни в хлебы - это похоть плоти. А вот то, чтобы броситься вниз с крыла храма так, чтобы ангелы подхватили тебя на виду у всего народа, чтобы, значит, перед ним прославиться, - это явная гордость. А то, чтобы видеть все царства мира и желать их - это похоть очес.

Следовательно, в хронологическом порядке этих искушений Христа нарушен их логический порядок, ибо надобно сначала быть более слабым (похоти плоти и очес), а уже затем гордости, как самому сильному искушению. Именно такой порядок их упоминает св.ап.Иоанн Богослов (1 Ин.1,16), именно в таком порядке искушал бес Адама и Еву (Быт.3,6). А вот когда враг подошел ко Христу, то после первого же отпора от Него, видать, так растерялся, что перепутал все свои искушения: самое сильное поставил вторым, а когда и здесь оказался побежденным, то, вместо того, чтобы благоразумно ретироваться, начал нагло и безрассудно навязывать более слабое, хотя уже после второго искушения было очевидно, что и здесь он проиграет. Что же, как говорится, оказался он молодец против нас овец, а сам овца, и притом паршивая, против Молодца.

Что и заметил по тщательном исследовании всего сначала, по порядку (Лк.1,3) Апостол и Евангелист Лука, изменив в своем Евангелии хронологию искушений Христа в пустыне на их духовно-логический порядок.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52