Не надейтеся на князи, на сыны человеческие; в них же несть спасения
Пс. 145, 3
Грецию вот уже неделю сотрясают массовые беспорядки. Телевидение показывает нам пылающие улицы, перевернутые автомобили, шеренги полицейских, медленно отступающих под натиском демонстрантов, и подобные кадры, которые поразительно напоминают русскому человеку хроникальные съемки взятия Грозного. Правительство страны меланхолично сообщает об убытках, исчисляемых суммами в сотни миллионов евро. Помимо прямых убытков от погромов, уже сорван рождественский туристский сезон, что ужасно для страны, во многом живущей туризмом. И ведь о конце беспорядков говорить пока явно преждевременно...
Самое главное в происходящих событиях заключается в том, что никто из наблюдателей, как греческих, так и международных, не может связно объяснить суть происходящих событий. То, что происходит в Греции, не похоже на революцию, поскольку нет никакой явной идеологической и политической силы, которая бы претендовала на взятие власти и создание нового общества. Когда уличных погромщиков официальные греческие СМИ называют анархистами, то это означает просто то, что эти люди не подчиняются законам, а вовсе не следование ими учений Бакунина или Кропоткина. Так же не похоже нынешние греческие беспорядки на расовые бунты парижских предместий, поскольку бунтари афинских кварталов сплошь являются «коренной» греческой молодежью.
«Что стряслось с современной Грецией»? - вопрошает корреспондент британской газеты «Дейли Мейл» (The Daily Mail) Оуэн Мэтьюз в статье от 11 декабря. «Ярость протестующих наводит на мысль, что у них есть серьезные причины для негодования», - пишет автор, одновременно подчеркивая, что душевой доход и уровень жизни в Греции находятся на среднестатическом уровне для ЕС, а рейтинг правящего консервативного правительства до волнений был даже чуть выше, чем у Гордона Брауна (32%)...уровень безработицы в Греции за последние два года - самый низкий за 10 лет с лишним и меньше среднего по ЕС. Таким образом, отнюдь не нищета и безработица толкают сотни молодых греков на улицы с «коктейлем Молотов» в руках.
Все объясняется не только и столько социальными причинами, сколько тем простым обстоятельством, что Греция, член НАТО с 1952 года и Евросоюза с 1981 года, тем не менее, не является страной западной цивилизации. Греция принадлежит Западу только юридически, но не духовно. Греция, во-первых, православная страна (кстати, единственная в ЕС). Во-вторых, это балканская страна со всеми культурно-политическими особенностями этого региона. Наконец, в-третьих, Греция - маленькая страна, расположенная в стратегически важном районе мира, что делает ее объектом экспансии великих держав.
Исторически Греция - не только наследница великой античной цивилизации. Гораздо больше для менталитета современных греков оказывает традиция византийского прошлого и веков турецкого ига. Античное прошлое греки открыли для себя исторически недавно. Еще два века тому назад греки называли себя «ромеями» (то есть «римлянами» в значении «византийцы»). Зато понятие «эллин» вызывало у православных отвращение, поскольку ассоциировалось с язычеством. Только в XIX столетии греки в Греции вновь стали называть себя «эллинами». Кстати, греки за пределами Греции, особенно в России, и по сей день называют себя ромеями или «урумами» (что имеет то же самое значение, только на турецком языке).
Античная и византийская эпохи серьезно отразилась на греческом национальном характере. К сожалению, среди греческой политической культуры остались и такие античные и византийские черты, как тяга к раздорам и спорам. В Византии нередко стремящиеся к захвату власти полководцы и вельможи могли спокойно разжигать мятежи и внутренние войны, призывать иноземцев, не желая сплотиться даже перед лицом внешней угрозы. И история независимой Греции XIX-XXI веков свидетельствует об этом. Даже в момент национально-освободительной войны 1821-29 гг. греки сражались не только с турками, но и друг с другом. Вся истории Греции после освобождения от турецкого ига, переполнена мятежами, государственными переворотами, расправами над всякими политическим оппонентами. В 1919-23 гг. Греция чуть было не смогла восстановить Византию, заняв войсками обширные территории в Малой Азии с греческим населением. Казалось, близка к воплощению «Мегали Идея» - «Великая идея» объединения всех греческих земель и создания Греции «двух континентов и пяти морей». Но ожесточенная внутренняя борьба различных политических сил в самой Греции привели к полной катастрофе. Греки Малой Азии, проживавшие там более трех тысяч лет, были вырезаны турками или изгнаны со своей родной земли. В годы немецко-итальянской оккупации 1941-44 гг. две греческие партизанские армии, коммунистическая ЭЛАС и монархическая ЭДЭС, также не могли договориться. И сразу же после изгнания оккупантов (напомним, что Грецию освободили сами греки без участия как советской армии, так и западных союзников), уже в конце 1944 года, в стране разразилась гражданская война, тянувшаяся до 1949 года.
Турецкое иго, под которое греки попали еще с XIV века, окончательно к 1461 году, и тянувшееся части греков до 1829 года, а для большинства и до 1913 года, также отравило многие черты греческого характера и образа жизни. В современной Греции правят не партии и не парламент, а влиятельные семейные кланы. Нынешний премьер-министр и лидер партии «Новая демократия» Костас Караманлис, отставки которого требуют участники выступлений, является выходцем из известного клана политиков. Один из Караманлисов в начале XX века был влиятельным политиком в греческой Македонии. Его сын Констатин Караманлис многократно занимал пост премьер-министра и президента, создал партию «Новая демократия». Костас Караманлис является его племянником.
Его главным оппонентом, уже рассчитывающий придти к власти на гребне беспорядков, Георгий Папандреу, один из лидеров Социнтерна, в прошлом министр иностранных дел, лидер социалистической партии ПАСОК, является внуком и сыном известных политиков, многократно занимавших министерские посты и возглавлявшие правительство страны.
Современный министр иностранных дел Греции Дора Бакоянни является правнучкой, внучкой и дочерью министров и депутатов парламента, а также внучатой племянницей премьер-министра.
Но всех переплюнул бывший премьер-министр, недавно умерший, Георгий Раллис, предки которого служили еще турецкому султану, дед был пять раз премьер-министром в XIX веке, отец возглавлял марионеточное правительство во время немецкой оккупации. Понятно, что его с такой наследственностью Раллис-младший вновь ввел Грецию в НАТО (откуда было Греция вышла в 1974 году).
Как видим, политическая жизнь Греции носит «ближневосточный» характер. Смена правительства приведет, в конце концов, к приходу к власти представителей другого клана, и все останется по-прежнему. Попытки изменить существующую систему в Греции всегда заканчивались установлением диктатуры. Одно перечисление греческих диктаторов последнего столетия, всех этих Пангалосов, Метаксасов, Папагосов, «черных полковников», требует хорошей памяти. Греческая полиция унаследовала все особенности турецких янычар, и несчастный подросток, гибель которого и стала поводом для выступления, был далеко не первым, погибшим от рук служителей порядка. Возможно, именно неверие в то, что в Греции можно что-то изменить с помощью избирательного бюллетеня, и придает такие экстремистские черты в поведении протестующих.
Современный Запад объявил себя наследником античной цивилизации, лицемерно высказывая уважение греческому государству. Но в истории именно Запад делал все, что бы Греции или не было вовсе как страны, либо она была полуколонией.
Роль католического Запада в гибели Византии известна. Ее публично признал папа Иоанн-Павел II. Запад всячески препятствовал независимой Греции, навязав ей монархию. Целое столетие после независимости западные страны всячески препятствовали окончательному воссоединению греков. В годы Первой мировой войны Антанта, невзирая на нейтральный статус Греции, высадила в стране свои войска, сместила короля, и втравила страну в войну. Победившая Антанта ничем не помогла грекам в попытке реализовать «мегали идея», бросив несколько миллионов греков Малой Азии на произвол судьбы. В годы Второй мировой Англия втянула греков в гражданскую войну, а после навязала ей диктатуру. Втянув Грецию в НАТО, этот блок немедленно отправил греческих солдат в Корею. Впрочем, в 1965 году тогдашний министр обороны Гаруфальяс проболтался о том, что греческие войска должны будут отправиться во Вьетнам. Только массовые выступления не дали возможность отправить греческое пушечное мясо под пули Вьетконга.
Членство в НАТО дало Греции только диктатуру «маршала» Папагоса, а в дальнейшем, и еще более свирепую диктатуру «черных полковников», что полностью опровергает любимейший тезис натовской пропаганды о том, что НАТО - это «клуб демократий». В 1974 году Греция вела короткую, но жестокую войну со своим партнером по блоку - Турцией, и еще несколько раз была с ней на волосок от новой войны.
Как видим, на греков мало действует болтовня о «правах», которыми якобы обладают граждане стран НАТО и ЕС, равно как и о том, что атлантический блок является гарантом мира.
По всем экономическим показателям Греция остается беднейшей страной в ЕС, хотя общеевропейские показатели оказались подкорректированы в сторону уменьшения после вступления в союз новых членов из восточной Европы. В Греции очень сильны социальные контрасты. Еще недавно греки имели африканский жизненный уровень, и при этом самые богатые люди мира, судовладельцы Онассис и Ниархос, также были их соплеменниками. Сейчас положение греков улучшилось, но тем не менее, среднестатистический доход на душу населения в Греции, равный среднему в ЕС, о чем пишет Оуэн Мэтьюз, складывается из чисто арифметического слияния доходов олигархов и массы простых граждан. Стоит ли удивляться популярности в Греции левых идей?
И, самое главное, Греция отличается от подавляющего большинства стран Евросоюза тем, что является действительно христианской страной. Даже конституция страны открывается евангельской цитатой. Можно вспомнить, как греческая церковь в 2000 году организовала массовое движение против отметки о вероисповедовании в удостоверении личности. Думается, что именно православная составляющая греческой жизни и привела к таким явлениям, как всенародная поддержка сербов во время косовского конфликта, когда демонстранты блокировали се наземные коммуникации, ведущие в сторону Сербии. И остается надеяться, что греки с их тысячелетним опытом и живым православием смогут самостоятельно разрешить стоящие перед страной проблемы.
1. Греция это страна мифов