Народное искусство России: путь спасения найден

Доклад на научно-практической конференции "Современное народное искусство России. Традиции и современность", завершившейся в Вологде

0
641
Время на чтение 10 минут
В Вологде завершила свою работу Всероссийская художественная выставка "Современное народное искусство России. Традиции и современность". По художественной значимости и представительности, подобной выставки Россия не знала последние 20 лет. Выставка стала настоящим свидетельством несметного богатства современного народного искусства нашего Отечества.
12 - 14 сентября 2008 года в Вологде проходила одноименная научно-практическая конференция, организованная Министерством культуры РФ, Российской академией художеств, "Союзом художников России" Правительства Вологодской области. Здесь, в Вологде, впервые за 20 лет, был собран представительный форум народных мастеров, художников, педагогов, ведущих ученых страны.
Научным руководителем выставки и конференции, их вдохновителем и организатором выступила академик М.А.Некрасова, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, ведущий специалист России по народному искусству.
Ее выступление не только вскрыло методичное уничтожение народного искусства и художественных промыслов России, но и указало пути спасения этого национального достояния - фундаментальной основы всей культуры нашего Отечества.


М.А. Некрасова (слева) с участниками конференции Народное искусство не теряло своё чувство родной природы, выраженное художественным диалогом с ней, выношенным всей историей этноса. Проникнутые сокровенным знанием, вынесенным из глубины времён, школы традиций народного искусства утверждают закон единства человека и природы, необходимость гармонии между ними как залога самой жизни, как высшей ценности, что трагически нарушается цивилизацией, но неизменно воспроизводится народным искусством в силу его открытости времени. В этом кроется духовно-нравственная, эстетическая сила воздействия народного искусства, соединяющая поколения переживанием отношений человека с Богом, с природой, что позволяет народам с их особенностями культурных традиций мирно содействовать и взаимодействовать. Это характерно для России, наполняет содержанием народное искусство, а также самую деятельность, обозначенную словом "промысел". В нём кроется постоянный источник народной поэзии, метафоричности языка, символичности образа народного искусства. На Западе подобная деятельность определяется словом "ремесло" с другим содержанием понятия, исключающим духовный смысл деятельности.

Для русского православного сознания ничто не начиналось без воли Божией на то, с чем связывалась жизнь. Многие промыслы получили свои техники, художественные и даже стилистические приёмы из близкого соприкосновения жизни крестьян с монастырями от сохраняемых ими традиций древнерусской культуры. Поэтому изначально понятие "народный промысел" включало духовный и практический смысл. Другими словами, по промыслу Божию в том или другом месте складывалась деятельность - промысел, дающий средства к жизни; организация и функционирование его как целостного организма определялись принципом соборной слаженности отдельных действий, имеющих свой порядок. Это - особенность России, способствовавшая развитию национального самосознания.

Духовное значение в содержании понятия "народный художественный промысел" актуально для нынешнего понимания этого феномена в современной культуре как культуре духовной. Отсюда вытекает организующее значение понятия "народный промысел". Оно задаёт своё особое устроение художественной деятельности как внутри коллектива мастеров, так и воздействие её вовне - соответствующее творческой структуре промысла и цели художественного его развития - сохранять, воспроизводить народную традицию Школы. Такое содержание понятия, укоренившееся в России, нельзя ничем заменить, чтоб не исказить содержательный, практический смысл обозначаемой им деятельности как явления духовной культуры. Возможно, поэтому всякая попытка подменить понятие "народный художественный промысел" ремеслом или художественной промышленностью не имела успеха.

Художник, живущий в традициях народного промысла, познаёт качество художественного языка, качество искусства школ, традиций, имеющих ценностную установку - идеал. Достижение для такого художника - воспроизведение народного искусства не из школярства, учебного натаскивания, не из представления о себе как о художнике, изображающем нечто новое или, как это теперь принято говорить - самовыражающегося, а из традиций, понимания народного мировоззрения, сущности народного искусства, требующих не только знаний тонкостей, приёмов, но веры, диалога традиций. В свете этого необходимо констатировать несостоятельность ряда понятий, которые сейчас остро входят в противоречие с жизненными и творческими, художественными потребностями.

Палехская коробочка. Венчание. 1996 г. Первое понятие - это декоративно-прикладное искусство. Оно обнаруживает применительно к народному искусству свою сложность, уводит от сущности предмета.

Второе понятие - ремесло. Это понятие, как и понятие "декоративно-прикладное искусство" вошли устойчиво в обиход с революцией, когда народное искусство истреблялось как враждебное "советскому обществу", когда образ исключался из понятия "искусство народа". Именно тогда на основе материалистических установок и враждебного отношения к религии происходит расчленение народного искусства, как традиционной народной культуры, на составные части и приравнивание к ним целого. Так ремесло потом пытались заменить и подменить народным искусством в 20-е годы, в 60-е, изгоняя из него орнамент, образ. В реальности есть обязательная составная искусства, и беда в том, что именно прикладное искусство продолжают представлять как народное в образовании. Это очень пагубно и несёт большие последствия. А вместе с ними в учебных программах и учебниках это проходит красной нитью. А ведь научить образному мышлению, пониманию меры народного искусства, как мировоззрения - это ведь не расшивать пеньюары или украшать вышивкой что-то, и не штамповать жостовскую роспись, даже с хорошего образца. Вопрос народного искусства в образовании - это очень серьёзная, многоаспектная проблема.

Третье понятие - самодеятельное творчество. Понятие самодеятельного искусства утверждалось в понятии индивидуального в противопоставлении коллективному. Но индивидуальное - это составная часть народного искусства, как соборного, коллективного творчества, укоренённого в традиции. Здесь невозможно противопоставление.

Четвёртое - народно-массовая культура - понятие культурологическое, заимствованное из западной литературы, оторванной от реалий культуры России, от жизни и перспектив её. Однако, и оно вошло в образование, подменяя народное искусство.

В целом устойчивость всех этих понятий в настоящее время говорит о гражданской и государственной безответственности перед новыми запросами жизни и также свидетельствует об инерции мышления. Сложившаяся ситуация выдвигает необходимость утверждения новой методологии, возвращающей ему религиозно-нравственный аспект содержания народного искусства, который был утерян после революции. Тогда и понятие народности не будет заканчиваться на языческом прошлом, а наоборот, 2 000 лет крестьянской культуры будут пониматься как функционирующая современность и как живая народная традиция.

Это определяет необходимость признания народного искусства духовной культурой и в научной культуре и в художественной практике, и в организационно - управленческой практике, и в образовании. Такое признание возможно, если исходить из понимания народного искусства, как особого типа творчества в традиционной культуре, творчества, сохраняющего в своём развитии целостность традиционных школ. Такое творчество обогащает современную культуру, ни в коем случае не является прошлым, взаимодействует с другим типом творчества -индивидуализированным, профессиональным искусством. Такая методологическая установка не принуждает к искусственным понятиям, подтягивающим народное искусство под современность. Оставаясь самим собой, народное искусство, как живая традиция, не перестаёт быть современным и нужным. Народное искусство, в понятие которого входит музыкально-поэтическое творчество и изобразительно-орнаментально-пластическое творчество - кладезь ценностей, идей, образов, взращивающих духовность, формирующих любовь к Родине, земле, знание её истории. Благодаря живым школам, традиции народного искусства формируют в культуре те ценности, которые соединяют человека с Богом и обществом. Массовая же культура, напротив, разрушает эти жизненно необходимые связи.

Народное искусство притягивает нити дружбы, понимания от одного народа к другому и в этом его большая ценность и актуальность в современной культуре, как мощного фактора в государстве. Ему необходимы государственные отношения. Что должно измениться, чтобы все сферы деятельности, связанные с народным искусством, стали продуктивными?

Прежде всего, должна измениться государственная политика на всех уровнях власти, необходимо государственное признание народного искусства не товарной, а духовно-культурной ценностью народа, народным достоянием. Промыслы, как одна из его форм, должны получить своё место в культуре, значиться в государственных документах в разделах культуры.

Школы традиций с их канонами, уникальными техниками и художественными системами дают историческое лицо искусству народного промысла, путь развития как целостности, а талант художественной индивидуальности, постоянно чувствующей творческую энергию коллектива, воспроизводящего традицию, есть та жизнь промысла, которая находится в постоянном движении и обновлении. На этом должна зиждиться работа новых объединений и центров. Сам факт их возникновения в столь трудное время, говорит о каких-то глубинных процессах в нашей культуре, о народном национальном самосознании, что не может не найти поддержку государства. Эти школы традиций с их системой ценностей, с уникальными техниками, с художественными системами необходимо объявить национальным богатством страны.

Соответственно необходимо освободиться от понятий, опирающихся на методологию, давно изжившую себя, отрицающую народное искусство в его сущности, духовности и народности как в мировоззрении. Классовый принцип в определении народного искусства до сих пор господствует, поэтому и рассматривается оно как прошлое - его отождествляют только с крестьянским творчеством.

Нравственный принцип, а не коммерческий, не товарный, как это сейчас везде и всюду действует, должен быть руководящим в культурной политике на всех уровнях государственной власти. Необходимо изживать последствия двойственной государственной политики в отношении к народной культуре.

Необходимо восстановление государственной целостности, выход страны из культурного и духовно-нравственного кризиса, что невозможно без государственных законодательных мер, направленных на все формы бытования народного искусства.

В России имеются очень развитые, технологически оснащённые предприятия, работающие в сфере народных промыслов (производство Павлово-Посадских шалей, например). Но ведь остальные промыслы не могут подтягиваться под этот уровень, и поэтому разрушаются, продаются. Необходимо поддерживать их законодательно и материально. Также должна быть поддержка семейных народных промыслов, которые попросту предоставлены сами себе и разрушаются. Их подхватывают перекупщики и разные спекулянты. Очень перспективным может быть возникновение центров народного искусства. Так, центр народного искусства в Ханты-Мансийске существует во многом благодаря поддержке власти, которая отпускает определённые бюджетные средства.

Необходимо защитить законом природно-историческую среду промыслов от хищнического истребления, от строительного многоэтажного вторжения. Закон должен препятствовать бесконтрольной скупке земель в местах традиционных промыслов. Народный промысел надо защитить от профилировки предприятий и перекупки, что сейчас часто случается. Вот мы потеряли всемирно известный центр русского фаянса. Что такое произошло? Сначала обанкротили, потом разрушили, продали, теперь на этом месте устраивается какой-то винно-водочный завод. Что это приносит? Это разрушает среду, прежде всего, вносит в среду молодёжи неуважение, полное недоверие тому, чем занимались их отцы. Люди бегут, семьи теряют средства к существованию. Это трагедия целого очага, который процветал и славился на всех выставках ещё совершенно недавно.

Что же можно предпринять в сложившейся ситуации? Необходимо донести до правительства необходимость принятия срочных мер. Понятно, что нужен закон, защищающий художника, мастера, об этом говорили много раз. Нужно защитить музеи от расхищения, есть прекрасные экспозиции промыслов, собиравшиеся многие годы. Это всё законом должно оберегаться, а не энтузиастами. Надо создавать специальные комиссии для обследования состояния образовательных учреждений в местах традиционных народных промыслов. Учинить проверку обоснованности расширения профиля некоторых учреждений, потому что это, возможно принесёт новые беды. Ведь будут вложены деньги, а что из этого выйдет?

Нужно поддержать материально и организационно испробованную систему ученичества. Есть опасность утраты преемственности. Школы, училища выпускают молодёжь, но они не приходят на промыслы, промыслы остаются без смены. Нужно выделить средства, чтобы у всех наших мастеров выдающихся были ученики, за обучение которых необходимо платить высокую зарплату.

Думается, надо обратить внимание на такие общественные структуры, как ассоциация народных художественных промыслов. Сейчас эта ассоциация начинает диктовать министерству образования, каким должно быть образование не только в народных промыслах, но и высшее, и среднее образование. Они начинают эти стандарты образовательные разрабатывать. Это и есть разрыв, который произошёл между наукой, культурой и образованием. Он катастрофичен, то есть не специалисты вот так начинают всем вершить. А что делается в управлении, в организационных структурах? Как они будут подготавливаться? Судя по всему, сейчас новые образовательные реформы вообще были недостаточно компетентны и квалифицированы в своей области, а сейчас это будут люди, совершенно отстранённые от практики, но они будут своими умами навязывать этой практике определённое направление. Это уже вопрос, требующий решения, потому что управленцы в этой области должны быть образованы, они должны проходить образование специально. Может быть, даже факультеты должны специальные образовываться и для экономистов в сфере народных промыслов. Надо, чтобы это были люди просвещённые в той области, которой они собираются управлять.

Важно, чтобы министерство культуры приобрело бы функции не самодеятельного управления, а именно управления народным искусством, как культурой. В образовательной сфере должны править не ассоциации, которые диктуют сейчас свою "волю" народным промыслам и дают какие-то образовательные стандарты, а наука.

Кроме того, было бы актуальным появление всероссийского практического центра, который координировал бы деятельность областных центров, помогал бы им и разрабатывал вместе с ними государственные программы.

Необходимость понимания проблемы на государственном уровне давно о себе заявляет. Важно, чтобы она отразилась во всех аспектах культурной политики, включая прежде всего образование, в нём духовно-нравственное поле воздействия народного искусства имеет все основания получить своё место. Вечные ценности народного искусства не исчезают во времени, воплощаясь в живой художественный образ, они возвращаются в народную память. Такое качество не может дать ни промышленный стандарт, ни самодеятельное творчество (ими долгое время пытались подменить народные промыслы). Оно присуще только народному традиционному искусству - как органической культуре, как культуре духовной, культуре, способной соединить этносы и объединить все народы в высоком понимании их общности и ответственности за жизнь их общего дома - планеты Земля.
Мария Александровна Некрасова, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Александровна Некрасова
Народное искусство на грани гибели
Проблема ключевых понятий в государственной стратегии развития народных художественных промыслов
30.10.2020
Спасти народные промыслы
Обращение Всероссийской научно-практической конференции "Народное искусство России. Традиции и современность" к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства РФ В.В. Путину
06.04.2009
Место народного искусства как духовного феномена в современной культуре России
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции "Народное искусство России. Традиции и современность", прошедшей в Вологде
30.03.2009
Все статьи Мария Александровна Некрасова
Последние комментарии
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
10.07.2024 22:17
Окончательный разрыв Европы с традиционализмом?
Новый комментарий от В.Р.
10.07.2024 20:59
Маршал Рокоссовский − каменотес победы
Новый комментарий от РомКа
10.07.2024 20:52
Кейс митрополита Илариона
Новый комментарий от prot
10.07.2024 18:40
«Радонеж» хочет стать иноагентом?
Новый комментарий от Андрей Х.
10.07.2024 18:38
Понятие «время» и библейская хронология
Новый комментарий от Игорь Бондарев
10.07.2024 18:35
Нам нужна Православная Русь, а не выставочная Россия
Новый комментарий от Рабочий
10.07.2024 18:07