а) - новой государственной стратегии и ключевых понятий;
б) - создания в государственном управлении культурой подразделения: традиционная народная культура. Народные художественные промыслы.
2. Создание при Правительстве Российской Федерации комиссии по вопросам сохранения, возрождения, развития национальных традиций народного искусства.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Всероссийская конференция - её 240 участников, 45 докладчиков ведущих специалистов, художников из разных регионов России и руководителей предприятий Народных художественных промыслов, обсудив тяжёлое положение, создавшееся в сфере художественной практике, в образовании и в государственном управлении ими - обращаются к Вам - к Главам государства - с заявлением о необходимости радикального изменения государством культурной политики по отношению к традиционным промыслам, - нужны решительные государственные меры по спасению духовных базовых ценностей национальной культуры. Их носителями и воспроизводителями являются традиционные народные промыслы: художники и мастера исторически сложившихся очагов традиционной народной культуры.
В условиях тотальной коммерциализации культуры один за другим гибнут традиционные народные промыслы: рвётся нить культурной преемственности, художники и мастера покидают родные сёла. Разрушены всемирно известные центры: Холмогорская резьба по кости; в угрожающем положении находятся Палех, Федоскино (всемирно известная лаковая миниатюра); Конаково (русский фаянс); Ковернино (хохломская роспись) и многое другое. Культура преемственности катастрофически обрывается! Между тем высокий нравственный потенциал школ традиции дала почувствовать Всероссийская выставка "Современное народное искусство России", проходившая в Вологде, одновременно с конференцией (Организована: Союзом художников РФ, НИИ теории и истории искусств Российской академии художеств, Министерством культуры РФ, Правительством Вологодской области), - первая, спустя 20 лет. Выставка вызвала горячий отклик, широкий общественный интерес, но вряд ли это сможет повториться, если положение народных промыслов не изменится...
Народные художественные промыслы в очагах традиционной культуры - это не только предприятия, часто не выдерживающие конкуренции, - это, прежде всего, художники, мастера - носители традиций, передающие преемственную культуру молодому поколению; это - уникальные технологии и техники, художественно стилистические системы, передающиеся из рук в руки, мотивы и сюжеты народного искусства, это - ЖИВОЙ ДУХ ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ - СРЕДА, теперь чаще воцерковленная. Религиозные темы и сюжеты, изделия церковного круга заметно вернулись за последнее десятилетие в искусство народного промысла.
На свои средства промысел нередко восстанавливает храмы. Например, Павловопосадская платочная мануфактура (директор В.С. Стулов) воссоздала иконостас Никольского древнего храма, восстановив его после разрушения в советские годы. Однако установка на народное искусство советских лет не позволительно действует и - в настоящем. Санкционированная большевистской идеологией подмена традиционного народного искусства - самодеятельным творчеством - без традиций, якобы должного, как считалось тогда, ознаменовать эпоху коммунизма и навсегда покончить с традицией - увы, определяет культурную политику сегодня. На всех уровнях государственной власти управления культурой рабочими ключевыми понятиями остаются "самодеятельное творчество", "народное творчество" в значении самодеятельного и массовой культуры, что губительно для живых народных традиций, поскольку они отрицаются. Их подменяет суррогат народного - бездуховный. На уровнях власти и управления нет понятий и критериев, направленных на сохранение культурно-ценного, как созидающего начала, все скорее способствует разрушению профессионализма. "Традиционное народное искусство", хотя оно живо и в том числе в народных художественных промыслах, как категория культуры выпадает из системы современной культуры, а, следовательно, из государственного управления, поскольку искусственно подменяется самодеятельным творчеством без традиции, лишенным мастерства, рассматриваемого как досуговая деятельность, таким образом, критерии традиции и профессионализма игнорируются.
Все это приводит к беспринципной подмене, искажению живой реальности всякого рода эрзацами приводит к профанации, дискредитации духовно-нравственных ценностей народа, что порождает развал и депрессию. Масштаб приносимых разрушений и подмен приобретает силу, угрожающую нравственному здоровью - прежде всего молодого поколения, - детям - государству в целом - утратой народом своей национальной, гражданской, духовной идентичности.
Необходимо в обстановке сложившейся угрозы невосполнимых потерь - государственное понимание огромной консолидирующей нравственной силы народного искусства, его школ традиций. Трудно предположить, что не на это было направлено Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 г. № 579 "Душа России", объявившее конкурс на Президентский Грант впервые "За сохранение и развитие традиции". Так почему же, что помешало реализовать это Постановление Правительства по его цели? Почему Президентский Грант оказался в области изобразительно-декоративного искусства осуществлен в прямо противоположном направлении. Его получили самодеятельные художники, не знающие традиции, не развивающие, а опошляющие её, что было отмечено экспертами, как и отсутствие необходимого художественного качества. И, тем не менее, вершителем судеб народного искусства по данному вопросу оказался в Министерстве культуры РФ руководитель негосударственной структуры - сомнительной по своим действиям и целям "Ассоциации", к тому же не специалист в области художественной культуры. И это происходит в то время, когда замечательные художники - носители традиции, возрождают и развивают их, оставаясь в нужде и без всякой поддержки...
Такие болезненные для художественной культуры факты происходят в системе ее управления, только потому, что Министерство культуры РФ до сих пор лишено подразделения: "ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ".
Такая культурная политика лишена созидательной направленности, она скорее разрушительна по отношению к народу. Из его сознания разными средствами высекаются духовно-нравственные ценности, чувство Родины, что порождает "Иванов, родства не помнящих".
Традиционные очаги народных художественных промыслов отличаются от непрофессионализма самодеятельности - именно школами традиций, сохраняемых и передаваемых династиями художников, мастеров, формирующих культуру мастерства. Её несут в жизнь люди, привязанные любовью к родной земле, к родовому делу своего края. - Это и рождает чувство малой Родины, воплощаемое в творчестве, оно силой искусства формирует человека-гражданина, чувствующего свою причастность к судьбам Отечества.
Так, неужели на крутом повороте истории нашей страны - Государственная власть может допустить, чтоб народные художественные промыслы и создаваемые ими изделия - деятельность культурно-ценностная в духовном содержании - оставались как и в советское время во всех тогда государственных документах вместе с ширпотребом, с лопатами и граблями - и теперь не рассматривались бы в ранге - КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО.
Но ведь в то советское время деятельность народного мастера воспринималась враждебно как частнособственническая деятельность и религиозного мировоззрения.
Так что же изменилось теперь, если народные художественные промыслы тогда (с 1963 г.) находились в системе местной промышленности, погибая под тяжестью планово-валовой экономики, а теперь пребывают в Министерстве промышленности и торговли - гибнут, не выдерживая конкуренцию и произвол. А Министерство культуры РФ в своём управлении имеет - только лишь самодеятельное творчество и соответственно в ведомстве своём "Центр народного творчества и фольклора". Народные же художественные промыслы, начиная с Палеха, хранители и воспроизводители уникальных эстетических духовных нравственных ценностей оказываются вне культуры и государственной заботы. Может ли такое ненормальное, неестественное положение продолжаться?!
Очевидна необходимость: уникальному искусству народных промыслов, выпускающих художественные произведения небольшими сериями, дать самостоятельную организацию и государственное управление со своей необходимой деловой структурой. Её в настоящее время пытается подменить самозванная "Ассоциация НХП". Но, если государство не снимает с себя ответственность за сохранение духовно-нравственных, культурно-исторических, художественных ценностей своего народа, то почему же допускается, чтоб государственные функции перехватывались профессионально некомпетентной структурой как "Ассоциация", приносящая народным промыслам новые беды и подмены?
В чем же тогда задача государства? Тем более в сложное для культуры, для народа время. Разве не дело - Государства - сохранить национально-исторические, духовные приоритеты культуры России в её базисной части - народном искусстве? Оно входит в сферу среднего и высшего образования, как значимое в духовно-нравственных эстетических ценностях. В пространстве мировой культуры народное искусство может стать важнейшим средством межкультурных коммуникаций, сможет способствовать развитию понимания одного народа другим народом. В свете этого необходима радикально новая культурная политика!
КОНФЕРЕНЦИЯ ОБЩИМ ГОЛОСОВАНИЕМ ПОСТАНОВИЛА:
I. Признать несостоятельность понятий: "самодеятельное творчество", "народное творчество" в содержании самодеятельного, "массовая культура" по отношению к традиционному народному искусству как (понятий, сформированных большевистской методологией, давно устаревшей), понятий не пригодных для культурной политики в государственном управлении.
II. Признать народное искусство в его религиозном, экологическом, этническом содержании - ЭКОЭТНО религиозным мировоззрением, имеющем место в нашей современности и своё выражение в культуре с возрождением религиозного вероисповедания.
III. Утвердить государственным постановлением народное искусство в статусе ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ с их уникальными технологиями и техниками, художественными системами и стилистическими особенностями объявить - национальным богатством России, достоянием народа.
IV. Создать:
1. - В составе Министерства культуры РФ специализированное подразделение - "Традиционное народное искусство. Народные художественные промыслы".
2. - Всероссийский научно-практический "Центр народного искусства. Школы традиций" в ведении Министерства культуры, координирующий, оказывающий творческую помощь, осуществляющий экспертизу художественных изделий и экспертизу образовательных стандартов. При Центре, возможно возглавленном Российской академией художеств - выпускать журнал "Народное искусство России. Школы традиций художественные промыслы. Образование.
3. - Специализированные школы в местах традиционных народных промыслов, восстановить прежде существовавшие.
4. - государственную специализированную систему реализации художественных изделий на отечественном и зарубежном рынках.
5. - Государственный музей народного искусства России, восстановив исторически созданный еще до революции, вернув здание, построенное для него меценатом С.Т. Морозовым (Леонтьевский пер., д. 7). Музей обладает уникальным собранием и значительно пополненным в советское время.
V. Перестроить:
1. - Содержательные параметры народного искусства в образовании: специального и общего - среднего и высшего - согласно духовно-нравственным ценностям народного искусства, как части культуры.
2. - В систему образования народное искусство должно входить в содержании мировоззрения, определяемого ЭКОЭТНО-религиозным самосознанием народа. В этом его созидательная культурная задача - вневременная. - Постоянный источник жизни функционирования народного искусства как культуры, что игнорируется современной культурологией, входящей в противоречие с духовно-нравственными целями отечественной педагогики, эстетического нравственного воспитания человека.
3. - Открыть при Московском Государственном университете отделение: "Традиционная народная культура". Ввести курсы народного искусства, его не стало даже при отделении искусствознания.
4. - Создать комиссию анализа, оценки и предложений мер по сближению образовательной практики в средней и высшей школе с реальными ценностями народного искусства, его изучения как искусства. Установить куда реально распределяются, словно исчезают, выпускники, неоправданно огромного количества, расплодившихся учебных учреждений культурологии, при постоянной недостаче специализированных кадров для народных художественных промыслов, соответствующего направления и в системе образования.
5. - Выделять Государственные Гранты на создание фундаментальных трудов по народному искусству и научно-популярных.
VI. Защитить законом:
1. - Исторически сложившиеся центры - очаги традиционной народной культуры, народных художественных промыслов - школы традиций, творческую среду как ЭКО ЭТНОСИСТЕМЫ от массовых ино-этнических вторжений - вселений и переселений от застроек, разрушительных для исторической природной среды.
2. - Предприятия народных художественных промыслов от возможного перепрофилирования, что влечёт гибель школ традиций, ломает культуру преемственности. - Законодательно установить условия владения историческим предприятием, исключающие возможность его перепрофилировки.
3. - Дать правовую защиту: деятельности семейного промысла, развивающего местную народную традицию, - также отдельно работающего народного мастера. Это - существенно в свете возрождения деревень России.
- деятельности художников, объединенных в мастерские, развивающую местные традиции.
- деятельности некоммерческих "Центров народного искусства".
- музеям традиционного народного промысла, представляющих историческую, художественную ценность, от расхищения и распродажи, объявив негосударственной частью музейного фонда РФ.
4. Разработать новое положение об экспертных советах преимущественным правом областных советов.
VII. Поддержать:
1. - Культуру преемственности школ традиций в первую очередь народных промыслов с мировой известностью - бюджетным финансированием ученичества молодых - у ведущих мастеров промысла.
2. - Субсидиями предприятия и школы, наиболее нуждающиеся в поддержке.
В целях необходимой кардинальной перестройки всей широкой сферы деятельности, связанной с народным искусством - духовной культурой, - базисной части национальной культуры соответственно - культурной политики ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОСИТ - создать КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ с рабочей комиссией по народному искусству. В её состав должны войти представители от науки, художественной практики, образования и представители Министерства культуры РФ, Министерства промышленности и торговли РФ. В истории России народные комиссии и комитеты создавались в трудное для страны время - в царское и в советское - в 1920-е годы - при Правительстве.
Конференция Всероссийского значения, проходившая в обстановке горячей заинтересованности судьбами отечественного народного искусства, обеспокоенности его современным положением от лица всех его деятелей выражает надежду быть услышанными высшими руководителями Государства.
По поручению Конференции Председатель Оргкомитета, действительный член Российской академии художеств, профессор М.А. Некрасова