Мышка, мышка, поиграй...
Мышкин был когда-то городом купеческим. Предприимчивость, видимо, заложена в мышкинских генах. Потому, когда лет десять назад кто-то предложил создать здесь музей Мыши и населить его подобиями диснеевских Мики Маусов, они с радостью ухватились за эту идею и в рекордные сроки воплотили ее в жизнь. С таким же (или меньшим) успехом здесь можно было создать музей имени князя Мышкина. Впрочем, в Мышкине, как в любом другом населенном пункте, мышей не жалуют, а морят мором, если вдруг они появляются в дому - в трубах или под полом. Поэтому оговорюсь сразу: Музей Мыши - самое неинтересное, что есть в Мышкине. Хотя детям до 16 может показаться занятным.
Маленький и вредный грызун, тем не менее, имеет непосредственное отношение к названию города. Легенда гласит, что князь Мстиславский охотился как-то в местных дремучих лесах, притомился и заснул. Вдруг по его лицу пробежал мышонок. "Ах, ты, серая тварь", - вскричал разгневанный князь и решил мышку придавить. Уже и камень занес для удара и тут увидел, что на том месте, где только что покоилась его, княжеская, голова, шипит змея. Если б не мышонок, ужалила бы она князя неминуемо. А мышонок, получается, князя спас. В 1777 году, когда по административной реформе Екатерины II Мышкин получил статус города и был определен уездным центром, ему был пожалован герб. В верхней части - медведь, а внизу - мышка, спасшая князя Мстиславского.
На шести холмах
Стоит город на шести холмах, в 260 километрах к северу от Москвы и в 100 километрах к западу от Ярославля. Зимой сюда удобнее ехать на машине - через Сергиев Посад, Калязин и Углич. Кстати, с ноября открыт проезд по плотине Угличской ГЭС. Дорога после Сергиева Посада начинается узкая и однорядная, но места по пути попадаются дивные. В Угличе можно сделать остановку и вкусно и недорого перекусить в столовой на центральной площади. Самообслуживание, конечно, но цены - социалистические: блины со сметаной - 15 рублей, кофе - 6 рублей... Можно поесть и задорого - в ресторане "Старый город" с московскими ценами. Но зачем?
В Угличе есть одна серьезная опасность: здесь можно застрять и не доехать до Мышкина. Надо мобилизовать волю, собрать ее в кулак, сесть в машину и ехать дальше. Тем более, что осталось всего ничего - 45 км. Проезжая Угличскую плотину, стоит остановиться, выйти из машины и насладиться пейзажем - церкви, в ряд выстроившиеся на другом берегу Волги. Среднерусский пейзаж неповторим, сколько бы ни говорили злопыхатели, что все храмы и монастыри похожи друг на друга, что все в России одно и то же. Нет, все зависит от времени года и дня, освещения, количества листвы или снега, плотности облаков и просветов на небе. Хочется запечатлеть картину на пленке и в памяти.
Спасибо Екатерине
Впервые Мышкин упоминается в летописях XII веке. "Татары прошли мимо города Мышкин, - сказано в летописи, - и сожгли его". После этого город не поднялся и надолго стал селом Мышкино и принадлежал владениям московского Чудова монастыря. Монастырь не брал с Мышкина никакой натуральной повинности - ни телег, ни съестного припаса, ни сыров, ни ягод, ни грибов, ни семян, а только денежный оброк - мышкинцы уже тогда были предприимчивыми. Волга была главной торговой дорогой, плюс Юхоть, выходившая прямо к Ярославлю. Этот торговый перекресток и охранял Мышкин. В 1771 году Екатерина II проплывая мимо на пароходе "Тверь", бросила вскользь: "Больно место хорошо..." Ее секретарь Крицкий, тщательно фиксировавший все высказывания императрицы, записал и эту фразу. Поэтому Екатерину II часто называют основательницей Мышкина. По губернской реформе Екатерины в России появилось 500 новых городов. В том числе и Мышкин. Хотя предпочтение могли отдать другому селу. Ярославский наместник Мельгунов, выбирая место для уездного города, остановил свое внимание на селе Мышкино. Потому как расположено удобно и немалая торговля в нем уже есть. Мышкинцы бойко торгуют скотом, маслом, ножами, посудой, стерлядью и белорыбицей. Но лучше всего шла торговля хлебом.
Став городом, Мышкин принялся быстро расти. В 1777 году в городе было 183 жителя, а через десять лет уже 800 человек. С той поры в Мышкине уцелела Никольская церковь, основанная в 1764 году.
В городе, который так приглянулся Екатерине II с реки, императрица так ни разу и не побывала. Приезд Ее Императорского Величества, правда, намечался. Специально вымостили булыжную мостовую на Никольской улице. Но царица не приехала. А мостовая до сих пор в целости и сохранности. Потому что камень заворачивали в мох, как в пеленку. По этой мостовой ходила и тяжелая техника, а булыжники о сию пору лежат, как влитые.
Золотой век
Мы поднимаемся по винтовой лестнице на колокольню Успенского храма. Ветер свистит в ушах и пробирает до костей. В пролетах лежат старинные иконы, которые пока некому реставрировать. Да и сам храм восстанавливается медленно. С высоты колокольни маленький Мышкин просматривается, как из космоса. В центре практически нет современных построек. Три улицы идут вдоль реки, и пересекаются короткими перпендикулярными улочками. В XIX веке в Мышкине было пять храмов - Никольский, Успенский, "Утоли моя печали" у тюрьмы, "Всех Скорбящих Радость" на кладбище и Алексеевская. Сейчас всего три - Никольский (зимний), Успенский (летний) и "Всех Скорбящих Радость".
В XIX веке Мышкин был купеческим городом. Из 2,5 тысяч жителей, 500 было купцов. Торговали в основном зерном, яйцами. Скупали яйца по всей Волге, засаливали в бочках, чтобы хранить по полгода - холодильников тогда не было.
Судьба Мышкина могла бы сложиться и совершенно по-другому, если бы провели через город железную дорогу, и он бы стал шумной и грязной станцией. Но жители отказались и сохранили город. "Мы не против железной дороги", - сказали мудрые мышкинцы, - но пусть она пройдет в стороне от города". Так появилась станция "Волга" в 17 километрах от Мышкина.
В городе 9 музеев - валенок, мыши, краеведения, купеческие особняки, картинная галерея, дом ремесел, музей Петра Смирнова ("отец" знаменитой "смирновки" родился в деревне Каюрово под Мышкиным и когда его спрашивали, в чем секрет его водки, отвечал: "А я водичку вожу из родного села Каюрова"), музей под открытым небом - старинные избы, риги, амбары, сараи, даже беседки из бывших имений, собранные со всей округи и живописно расположенные на берегу крохотного прудика, музей деревянного зодчества.
В Мышкине находится старейшая на Ярославской земле публичная библиотека - она была открыта в 1876 году. Роскошное классическое здание на крутом обрыве Волги, купеческий особняк. Отсюда хорошо просматривается другой берег. Сюда летом причаливают теплоходы с туристами. Основатель библиотеки - Федор Опочинин, правнук Михаила Кутузова и предводитель уездного дворянства. Больше 100 лет в здании была больница, поэтому запах лекарств и карболки въелся в стены. Но в "читалке" пахнет книгами. Сидишь, листаешь что-нибудь, Тютчева, например, и изредка бросаешь взгляд на Волгу. Тепло. Не хватает только, чтобы поленья потрескивали в изразцовой печке.
Берег левый, берег правый
Но самая главная достопримечательность Мышкина, доступная, увы, только летом - древний и несокрушимый никаким прогрессом, незыблемый паром. Конечно, мысль построить здесь красавец мост через Волгу не раз приходила в светлые головы. Тем более, что ближайшие мосты - аж в Рыбинске и Ярославле, ну еще плотина в Угличе. Мост, как и железнодорожная станция напрочь убил бы провинциальное очарование Мышкина. А так, когда Волга еще не покрыта льдом, можно абсолютно бесплатно прокатиться на пароме - не белоснежном теплоходе, которые ходят через Босфор или перевозит пассажиров из Африки в Гибралтар, а на надежном плоту, перевозящем людей, коров, тяжелые грузовики, легковые автомобили. Когда-то паромов по Верхней Волге ходило множество. Сейчас таких переправ осталось только две - в Мышкине и Тутаеве. В Тутаеве скоро, говорят, построят мост, и тогда мышкинский паром станет единственным.
Летом по берегам Волги - сплошной пляж. Вечерами народ гуляет по набережной. Отсюда открывается самый красивый вид на реку. Раньше здесь продавали пряники, ситро и ландрин. Спиртные напитки городская дума продавать запрещала.
Валяйте!
Сейчас в России работает 34 фабрики по изготовлению валенок. Одна из них - в Мышкине. Войлочное производство наладилось в городе сравнительно недавно, а до 20-х годов прошлого века мышкинцы ездили за валенками в Калязин и Кашин. Валенки делают из романовской овцы - у нее черные ушки, черные очки на носу (в стаде под Мышкиным - 500 овец). Сначала овечку остригают. Из шерсти одной овцы получается один валенок. Шерсть расчесывают чесалами, потом прогоняют через шерстобитную машину. Тонкое полотно уминают слой за слоем во влажную ткань. Потом полотно кипятят, шерсть чистится, войлок уплотняется. Выеройку, похожую на чулок с ноги великана, надевают на колодку и отбивают колотушкой, чтобы придать форму валенка. Избитый валенок отправляют сушиться при температуре 60 градусов в течение суток. Потом валенки бреют. Не бритвой, а наждаком. К бритому валенку меньше прилипает снег.
Мышкинские умельцы делают валенки расписные, валенки с коньками, валенки гусарские (со шпорами), валенки тюремные (с решётками), валенки диско (на платформе), валенки губернаторские (с гербом) валенки для гладиатора (типа римских сандалий), валенки джинсовые...
Служат хорошие валенки 10-15 лет.