Кащеева цепь в кладовой солнца

К 135-летию Михаила Михайловича Пришвина

05.02.2008
5 февраля (23 января по ст. ст.) исполняется 135 лет со дня рождения известного русского писателя Михаила Пришвина. Нам, "рожденным в СССР", он с детства знаком рассказами о природе и сказками. В перестроечные времена, когда нам "разрешили" глядеть на мир глазами не лишь атеистическими, были опубликованы пришвинские натурфилософские сочинения, открывшие писателя не только как внимательного созерцателя "родной природы", но и глубокого мыслителя. Потом, вслед за горьковскими "Несвоевременным мыслями" и бунинскими "Окаянными днями" были изданы и пришвинские дневники разных лет, где Михаил Михайлович предстает в иных ипостасях. Его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни, имеют особую ценность. Теперь, по прошествии многих лет, можно уверенно говорить, что мы имеем дело с крупным русским мыслителем и художником.

Михаил ПришвинМихаил Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в купеческой семье. Состояние было промотано отцом и семя осталась без средств к существованию. Образование дети получили благодаря их матери. В 1883 году Михаил Пришвин поступил в Елецкую гимназию, но был отчислен из 4-го класса "за дерзость учителю". Заканчивать обучение пришлось в Тюменском реальном училище. В 1893-1897 Михаил Пришвин учился в Рижском политехническом институте, в 1897 был арестован за участие в марксистских кружках, провел год в Митавской тюрьме, а затем выслан в двухгодичную ссылку в Елец. В 1900-1902 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.

К слову, за границей Пришвин влюбился в девушку-студентку, "взвился" от отказа и переключился на поэзию. Он вернулся на родину. Начинающий ученый, он бросил науку и утонул с головой в искусстве. Невеста осталась в Англии, увяла и засохла конторщицей банка. На границе душевной болезни, страдая от одиночества, непрестанно думая о потерянной невесте, Пришвин сошелся с простой, неграмотной, "первой попавшейся и очень хорошей женщиной" Ефросинией Павловной и прожил с ней долгую жизнь. Но до старости он видел во сне утерянную невесту.

М. Пришвин начал печататься в 1898. В 1906, в журнале "Родник", был опубликован первый его рассказ - "Сашок". В литературных кругах имя Пришвина становится известным в 1907-1908, после публикации путевых очерков ("В краю непуганых птиц", "За волшебным колобком"), появившихся в результате знакомства с этнографами Шахматовым и Ончуковым и путешествия по северу (Олонец, Карелия, Норвегия) и по Заволжью ("У стен града невидимого"). Очарованный странник, Пришвин жадно начал впитывать душой, умом и сердцем всю первородность севера - фольклорную, бытовую, этнографическую. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем.

В 1910 писатель путешествовал по Крыму и Казахстану. В 1912-1914 появилось первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, в 1918-1922 работал сельским учителем на Смоленщине. В 1919 в Ельце казаки Мамонтова чуть не расстреляли Пришвина, приняв его за еврея.

Дом-музей М.Пришвина в ДуниноГорький написал Пришвину из Сорренто 22 сентября 1926: "Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта её, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе - не было....Ни у кого... не находил я все охватывающей, пронзительной и ликующей любви к земле нашей, ко всему её живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину "отца и хозяина всех своих видений". В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь - подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами. И когда я читаю "Фенологические" домыслы и рассуждения Ваши - улыбаюсь, смеясь от радости, до того это все изумительно прелестно у Вас... Все у Вас сливается в единый поток живого, все осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком, с Вами - поэтом и мудрецом".

Очерки Пришвина разнообразны по географии: Север, Дальний Восток, Средняя Азия, Волга, Запорожье и Средняя Россия; за первую книгу его избрали действительным членом Географического общества. Однако Пришвин всегда выше "чистой географии": начиная как будто с простого исследования, он поднимается в философские, поэтические, духовные сферы, к глубокому искусству. Он не географ, а поэт, именно что певец русской природы.

Пришвину принадлежит такое важное понятие, как творческое поведение. Ища уединения в природе, много путешествуя по стране, он сосредоточенно и целеустремленно думал о глубокой, органичной связи с миром и людьми. Он хотел творчески выстроить свой внутренний мир не только на отвлеченном разуме или слепом чувстве, но на целостном органичном мировосприятии, соединяющем явления в осознанном и просветленном переживании "родственности". Именно мировоззренческие, философско-этические искания главного героя Курымушки-Алпатова - в центре автобиографического романа Пришвина "Кащеева цепь", работа над которым начата в 1922 и продолжалась до конца жизни. Конкретные образы здесь также несут в себе второй мифологический, сказочный план (Адам, Марья Моревна и т. д.). Человек, по мысли автора, должен разорвать кащееву цепь зла и смерти, отчужденности и непонимания, освободиться от пут, сковывающих жизнь и сознание. Скучную повседневность нужно превратить в каждодневный праздник жизненной полноты и гармонии, в постоянное творчество. Романтическому неприятию мира писатель противопоставляет мудрое согласие с ним, напряженный жизнеутверждающий труд мысли и чувства, созидание радости.

Поначалу разделявший романтическую веру большей части русской интеллигенции в революцию как духовно-нравственное очищение, как путь к новой человечности, Пришвин быстро осознал гибельность революционного пути. Выученик высокой культуры XIX в., писатель видел жизнь страны Советов достаточно трезво, доходя до самых горьких выводов (например, о близости большевизма и фашизма), понимая, что над каждым человеком в тоталитарном государстве нависает угроза насилия и произвола. Страх расправы не обошёл и его. Пришвину также, как и большинству других советских писателей, приходилось идти на унизительные компромиссы, о чём он сокрушался в дневнике: "Я похоронил своего личного интеллигента и сделался тем, кто я теперь есть".

Одна из заветных идей Пришвина, красной нитью проходящая через его дневники, - научиться полно жить в настоящем, ценить его, находить для него наиболее совершенные формы, выявлять в окружающем мире его светлые, добрые начала.

Культуру Пришвин считал важнейшим средством поддержания жизни: величайшая роскошь, обеспеченная культурой, - это доверие к человеку: среди вполне культурных людей жить можно и взрослому как ребенку. Пришвин утверждал родственное внимание и сочувствие (ключевые пришвинские слова) не только как этические основы жизни, но и как величайшие блага, дарованные человеку.

В 1937 Пришвину удалось получить квартиру в Москве, где он жил с 1923, и он поселился в доме писателей, напротив Третьяковской галереи. Как писал потом сам, "устраивая уединенное жилище, выбирал квартиру повыше, на шестом этаже, - "препятствие" для Ефросиний Павловны, чтобы она, боясь пользоваться лифтом, пореже приезжала в Москву". Пережив в последние годы жизни большую любовь к молодой женщине (словно вернулась к нему та, "заграничная" невеста из молодости), Валерии Дмитриевне Лиорко, в замужестве Лебедевой, а позднее - Пришвиной, писатель скончался 16 января 1954 в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.




Из книги М.М. Пришвина и В.Д. Пришвиной "Мы с тобой. Дневник любви"


В этом одном (то есть в любви) опыт не дает ничего, и даже наоборот: чем больше опыт, тем больше неведомой остается область любви... Так что есть область жизни, которая не открывается в опыте. Все писатели живут, скрывая друг от друга свою личную жизнь, как будто вместе сообща делают какое-то скверное дело и в частной жизни им противно друг на друга глядеть [...] Что-то вроде школы самого отъявленного индивидуализма. Так в условиях высшей формы коммунизма люди России воспитываются такими индивидуалистами, каких на Руси никогда не было. (1939)

Любить женщину - это открывать в ней девушку. И только тогда женщина пойдет на любовь, когда ты в ней откроешь это: именно девушку, хотя бы у нее было десять мужей и множество детей.

Внимание есть основной питательный орган души, всякой души одновременно: великой и маленькой.

Подлинная любовь не может быть безответной, и если, все-таки, бывает любовь неудачной, то это бывает от недостатка внимания к тому, кого любишь. Подлинная любовь, прежде всего, бывает внимательной, и от силы вниманья зависит сближение.

Есть писатели, у которых чувство семьи и дома совершенно бесспорно (Аксаков, Мамин-Сибиряк). Другие, как Лев Толстой, испытав строительство семьи, ставят в этой области человеку вопрос. Третьи, как Розанов, чувство семьи трансформируют в чувство поэзии. Четвертые, как Лермонтов, Гоголь, - являются демонами его, разрушителями. И, наконец (я о себе так думаю), остаются в поисках Марьи Моревны, всегда недоступной невесты.

Каждый из нас в лице своем гений, единственный в своем роде: один раз пришел и в том же лице никогда не придет. В лице своем каждый гений, но трудно добиться, чтобы люди лицо это узнали. Да и как его узнать, если не было еще на свете такого лица? И вот почему критики, если появляется на свет оригинальный писатель, прежде всего стараются найти его родство с каким-нибудь другим, похожим на него писателем.

В конце Пречистенки на мраморной доске написано "Уральские самоцветы" (контора) и на доске ниже еще "Шахты". И в этих конторах абстрактных шахт сидят люди, которые никогда не видали шахт и все-таки шахтами распоряжаются, и все зависит от них. Вот где источник разделения людей на классы, и вот как рождается власть.

Всякая любовь есть связь, но не всякая связь есть любовь. Истинная любовь - есть нравственное творчество. Можно закончить так, что любовь есть одна - как нравственное творчество, а любовь, как только связь не надо называть любовью, а просто связью. Вот почему и вошло в нас это о любви, что она проходит: потому что любовь как творчество подменялась постепенно любовью-связью, точно так же, как культура вытеснялась цивилизацией.

Пришвинские афоризмы

Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

И автомобиль, и хорошая квартира в каменном доме хороши сами по себе, и против этого ничего невозможно сказать. Плохо только, когда ездишь на машине, то отвыкаешь понимать пешехода, а когда живешь в каменном доме, не чувствуешь, как живут в деревянном.

Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего.

Мир на земле возможен лишь при каком-то гармоническом соотношении души с разумом. Господство же разума приводит к голой технике и к войне.

Свободная любовь без обетов и клятв возможна лишь между равными, для неравных положен брак, как неподвижная форма.

Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

Творчество - это страсть, умирающая в форме.

В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать - никто не дает. И это очень обидно. И вот почему так редко встречаются добрые: в старости видеть добро мешает обида.

У каждого из нас есть два невольных греха: первый, это когда мы проходим мимо большого человека, считая его за маленького. А второй - когда маленького принимаем за большого.

Гигиена любви состоит в том, чтобы не смотреть на друга никогда со стороны и никогда не судить о нем с кем-то другим.

Можно людей разделить на тех, кто смотрит постоянно на небо, кто иногда поглядывает, и кто никогда на него не обращает никакого внимания.

Женщине дана такая сила и такая власть над людьми, больше которой на земле нет ничего. И как же глупо она силу эту растрачивает!

Бойся думать без участия сердца.

Поэзия и любовь - это явление таланта; ни поэзию, ни любовь нельзя делать собственностью.
На снимке: дом-музей Пришвина в д. Дунино под Звенигородом, на берегу Москва-реки.

Подготовил Петр Маслюженко

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Наблюдатель
05.04.2019
Патриарх Кирилл против «информационных раскольников»
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
Избави нас Бог от моровой «цусимы»!
Новый комментарий от Апографъ
05.04.2019
Католикос-Патриарх Илия II: «Закрыть дверь храма невозможно»
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019