О Николае Федоровиче Катанове

0
2023
Время на чтение 5 минут
Николай Федорович КатановВ 2007 году исполняется 145 лет со дня рождения и 85 лет со дня кончины выдающегося российского учёного-востоковеда и известного общественного деятеля Николая Фёдоровича Катанова, вторая, наиболее плодотворная, половина жизни которого была непосредственным образом связана с Казанью. Желая внести свой посильный вклад в изучение биографии Н.Ф.Катанова и популяризацию его богатого и разностороннего наследия, наш журнал начинает публикацию тематических подборок статей и заметок учёного.

Николай Фёдорович Катанов родился 6 мая 1862 года в степной местности Изюм (Узюм) около села Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскизский район Республики Хакасия) в православной хакасской семье (отец - сагаец, мать - качинка). В своей "Автобиографии" он впоследствии писал: "Меня зовут Николай Фёдорович, а по-татарски Пора, сын Хызыла...". После окончания в 1876 году Аскизского училища Н.Ф.Катанов поступил в классическую гимназию в городе Красноярске, из которой был выпущен в 1884 году с золотой медалью. В 1884-1888 годах он учился на арабо-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского Университета. В 1888-1892 годы в составе научной экспедиции Академии Наук Н.Ф.Катанов посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В конце 1893 года, сдав экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности, он был назначен в Императорский Казанский Университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

Обладая незаурядными способностями, Н.Ф.Катанов за неполные шестьдесят лет жизни в значительной мере обогатил отечественную ориенталистику (и особенно - тюрковедение), войдя в историю в качестве первого хакасского учёного. Богатейшее наследие Н.Ф. Катанова (использовавшего, по подсчётам его библиографов, данные ста четырнадцати языков и состоявшего членом многочисленных научных обществ) ещё в значительной мере ждёт своего исследователя. Заметное место в его научной деятельности занимало изучение казанских татар и башкир. Так, например, на рубеже XIX-XX веков Н.Ф.Катановым была составлена "Азбука для башкирского языка" на основе русской графики. В 1903 году он защитил лекторскую диссертацию "Опыт исследования урянхайского языка", вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую лекторскую степень ему в 1907 году без защиты диссертации присудил Императорский Казанский Университет). В 1911 году он перешёл на работу в Казанскую Духовную Академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Профессор Н.Ф.Катанов являлся также членом образованного в конце 1906 года "Казанского Временного Комитета по делам печати", в котором занимался рассмотрением, переводом и цензурой книг на татарском и других языках.

Помимо научной работы, освещённой в многочисленных биографических исследованиях, Н.Ф.Катанов вёл активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в местном трезвенническом движении, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Будучи глубоко верующим православным человеком и убеждённым монархистом, Н.Ф.Катанов в разное время состоял действительным и почётным членом "Казанского Общества Трезвости", а также членом его Комитета и секретарём, много публиковался в журнале "Деятель" (который, по сути дела, долгое время соредактировал), являясь в них своего рода "правой рукой" бессменного руководителя общества и редактора журнала А.Т.Соловьёва. После создания под председательством последнего Казанского отдела "Русского Собрания" Н.Ф.Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февраля 1909 года он был избран товарищем (заместителем) председателя Совета Казанского отдела "Русского Собрания". Кроме этого, Н.Ф.Катанов являлся старостой Храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при "Казанском Обществе Трезвости".

После революций 1917 г. Н.Ф.Катанову удалось избежать преследований со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где безвременно скончался, по уточнённым казанским историком А.М.Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет. Погребён Н.Ф.Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А.М.Елдашев, "по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище", однако "существует и другая точка зрения", что останки Н.Ф.Катанова "потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно".

После создания в 1994 году Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова. Особо почитаемым имя Н.Ф.Катанова, что вполне понятно, является сейчас в Хакассии. Что же касается нашей республики, то отношение к его имени и научному наследию долгие годы трудно было признать достойным. Между тем, в последнее время и у нас ситуация начала меняться к лучшему. Так, благодаря активной позиции "Международной Независимой Ассоциации Трезвости", возглавляемой казанским историком В.М.Ловчевым, в июле 2005 года постановлением главы администрации города Казани Школьный переулок, в котором долгое время жил учёный, был переименован в Катановский (до революции он уже носил в народе это название).

Заметное внимание (особенно со стороны мусульманской общественности) начинают привлекать к себе также собранные и переведённые Н.Ф.Катановым, в числе прочих, на русский язык в конце XIX-начале XX веков письменные источники и устные предания о жизни, быте и верованиях казанских татар-мусульман. Особое место занимают в них поучения о вреде пьянства и борьбе татарской общественности с такими социально опасными явлениями, как алкоголизм, табакокурение и наркомания, получившими здесь в начале прошлого века заметное распространение. "Видя, что пьянство среди татарского населения с каждым годом делает всё большие и большие успехи, - писал, в частности, Н.Ф. Катанов в 1908 году в заметке "Новые приёмы лечения пьяниц у татар", - издатели за последние годы обратили серьёзное внимание на этот порок и стали печатать против него даже монографии. В 1907 году были выпушены следующие издания против пьянства: 1) наследники Шамсуддина Хусейнова из типо-литографии Университета в 2400 экз[емплярах] выпустили книжку в 15 стран[иц] [...] под заглавием "Айык бул! (Бер адамнын исерткеч эчеу-белян мобтяля булган туганына жазган хатты" - "Будь трезв! (Письмо одного человека, писанное родственнику, подверженному пьянству)"; 2) братья Ахмадуллины из той же типо-литографии выпустили книжку с 2 картинами "Аракы - агыу, я - ход аракы - ажял" - "Вино - яд, или вино смерть", на 24 стран[ицах] [...] на татар[ском] яз[ыке] - 2 издания: 7-ое в 4800 и 2-ое в 6000 экземплярах], и на киргизском] яз[ыке] 1 издание в 3600 экземплярах на 23 стран[ицах] [...]. В 1908 году татары обратились уже к посредству популярных изданий, в которых помешаются разные общеполезные сведения, основанные на научных данных и заимствованных, по-видимому, из русских книг".

Приводимые ниже статьи и заметки Н.Ф.Катанова из журнала "Деятель", излагающие татарско-мусульманские предания о вреде пьянства, табакокурения и наркомании, не только являются свидетельством прошлого, но и по-прежнему имеют важное профилактическое звучание.
Игорь Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук (Казань)

Впервые опубликовано на сайте Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Евгеньевич Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Евгеньевич Алексеев
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00