Православные не собирались устраивать митингов, выкрикивать лозунги и носить по Москве транспаранты. Намеривались всего лишь в православный праздник обойти по кругу всё бульварное кольцо с Казанской иконой Божьей Матери, с молитвой о единстве народа и возрождении России. В точности так же, как в 1941 году с этой иконой на самолёте облетали вокруг столицы, после чего начался перелом в битве под Москвой. Трудно сказать, чем руководствовались московские чиновники (возможно, при своей общеизвестной "любви" к Православию, усмотрели в крестном ходе нечто гораздо более опасное, чем марширование выкрикивающих "Зиг хайль!" молодцов), но в итоге, так и не найдя повода сказать православным "нет", "да" им тоже не сказали. Надо понимать, чтобы иметь возможность при случае "принять меры".
А мы всё же собрались и пошли. Мы - это "Бородино-2012", движение "Народный Собор", община Страстного монастыря, "Народной защиты"; несколько представителей ЛФК "Бастион", сайта "Правая.ру" и московской организации СРН, основная же масса - просто православные люди, пришедшие отметить свой праздник. К 14-00 в начале Тверского бульвара собралось более пятисот человек. Невдалеке на оцепленном милицией бульваре рабочие мастерили эстраду под предстоящее официальное праздненство свезённых с окрестных областей членов "Молодой гвардии". Пожилые дамы, только что дравшиеся под лестницей кинотеатра "Пушкинский", где им выдавали по 300 рублей за участие в утреннем митинге Жириновского, подходили и живо интересовались: почём платят "за участие" у православных. Получив ответ, что идут "за бесплатно", недоумённо пожимали плечами и ретировались. Вокруг шныряли заинтересованные товарищи, осведомляясь друг у друга "кто разрешил". Между тем, православные перекрестились и растянувшись на половину Тверского бульвара, пошли... Пошли, абсолютно уверенные, что в Москве - столице Православной Руси никто не имеет права преградить путь идущему гражданину только на том основании, что он несёт в руках икону и на ходу молится, не вправе потребовать с него письменного разрешение на молитву и согласования у Лужкова текста "Богородице, Дево, радуйся..."
Два десятка милиционеров, сцепившись за руки, преградили было путь, но после непродолжительного общения с православными, расступились: по их лицам было видно, что препятствовать крестному ходу у них нет никакого желания, скорее наоборот. Зато улыбались, и, когда проходившие женщины поздравляли их и дарили иконки, брали и благодарили. Вторая, ещё более малочисленная, группа их коллег попыталась затормозить шествие уже в самом конце бульвара. Сотни людей обтекли их, как поток обтекает камень, и двинулись дальше. В конце концов возглавлявший правоохранителей майор принял самое мудрое решение: десяток милиционеров двинулись вместе с шествием, перекрывая движение там, где люди переходили дорогу.
Шли по бульварному кольцу, изредка останавливаясь на молебен или чтобы подождать отставших. Шли мимо храма Христа Спасителя, потом - по набережной мимо Кремля. Шли мимо бесконечной череды автобусов, свозивших на "халявное" праздничное шоу со всех регионов тысячи "Наших". Молодые ребята на другом берегу дисциплинированно махали флагами (их красно-белые "польские" флаги особенно несуразно смотрелись в день освобождения Москвы от поляков) и с недоумением смотрели на идущие с пением по другому берегу реки сотни людей разного пола и возраста с хоругвями и иконами, которых никто никуда не свозил и ничем не развлекал, но тем не менее они шли со светлыми лицами и выглядели совершенно празднично. Несколько встретившихся на пути храмов встречали наш крестный ход колокольным перезвоном, словно вливавшим новые силы даже в самых пожилых и немощных, оставивших за спиной не один километр пути. Навстречу выходили и приветствовали нас священники, а в храме на Берсеневской набережной крестному ходу вручена была старинная Казанская икона Божьей Матери 17 века, которая весь дальнейший путь возглавляла колонну.
Всего же было пройдено более 14 километров: пройдя по бульварам, крестный ход вышел по кругу с другой стороны на Пушкинскую площадь, от которой начинал свой путь. Состав участников постоянно менялся: временами с нами вместе шли до тысячи людей, иногда их оставалось не более 300-400 человек. Одни покидали шествие, другие, напротив, присоединялись и шли вместе - несколько километров, кто сколько мог. Однако не менее 300 человек, включая самых пожилых, прошли весь 14-километровый путь "от и до". Я не заметил на их лицах усталости или сожаления - только радость и чувство хорошо выполненного долга. А между тем, они только что сделали великое дело: была заложена новая традиция с огромным потенциалом на будущее.
Крестный ход в Москве на Казанскую не просто стал истинной демонстрацией народного единства, объединив в своих рядах представителей разных, далеко не всегда дружественных политических движений, молодых и старых, русских и не-русских. Он стал истинной демонстрацией народного духа, не нуждающегося в чьих-либо разрешениях для того чтобы молиться Богу, любить Россию, и совершать своё служение им обоим где и когда православный человек считает нужным. Насколько же это выглядело реальнее и возвышеннее, чем дефилирующие с дурацкими кричалками "маршисты" из ДПНИ и "Славянского Союза", чем скачущие с флагами под попсовую музыку "Наши"! Не говоря уж о собравшейся для "противостояния" им на Болотной площади кучке либералов...
Отчего же именно этого шествия с участием многих сотен людей дружно "не заметили" все без исключения центральные СМИ? Не потому ли, что некто, дирижирующий ими всеми, вдруг с испугом разглядел в никем не организованном, но при этом состоявшемся вопреки всему, ОБЪЕДИНЯЮЩЕМ ВСЕХ действе нечто гораздо более опасное для "западного проекта" в России, чем все эти разнокалиберные, но одинаково невнятные "марши" и "шоу"?! Ну что ж, он всё правильно разглядел! В следующем году, если Бог даст, мы обязательно постараемся продолжить заложенную 4 ноября нынешнего года традицию, причём в значительно более широком составе.
Координатор движения "Народный Собор" Владимир ХОМЯКОВ