"Верещагин - личность колоссальная,
это действительно богатырь...
Верещагин сверх-художник,
как и сверх-человек".
И. Е. Репин
![Русский живописец-баталист Василий Васильевич Верещагин](/images/2007/8673.jpg)
Василий Васильевич открылся не просто "смысловиком", пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм. В полотнах, связанных с русской стариной, православием, Верещагин ничем не уступает Васнецову. Как глубоко прав В. В. Стасов: "Обращать все внимание только на одни военные картины Верещагина - огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность. Самые разнообразные стороны народной жизни были одинаково доступны и драгоценны Верещагину для его изображений"!
Сколь скоропалительны и поверхностны бывают наши суждения, я знаю по себе. Они тем безапелляционней (и недоразвитей), чем меньшее представление о предмете мы имеем. Выставка Верещагина, которого я когда-то по глупости молодых лет считал "простым" баталистом, меня буквально взорвала еще году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, где Третьяковка выставила все его работы из своих фондов, пожалуй, впервые в истории. Вот где открылось буйство красок, цвета!
![В.Верещагин "Врата Тамерлана"](/images/2007/8674.jpg)
И все же - об "Апофеозе войны"
![В.Верещагин "Апофеоз войны"](/images/2007/8675.jpg)
Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях.
Достойная и в каком-то смысле возможно-предсказуемая смерть гражданина, участника немалого количества военных кампаний, нередко оказывавшегося в горячих точках с русской армией.
Под впечатлением военных сцен на Балканах и в Центральной Азии Верещагин создал на своих полотнах образ солдата героя и мученика. Его воображение было взволновано не столько эпизодами "великих" сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Удивительно, но даже в массовых сценах сражений поэтика Верещагина открывает миру личные, конкретные судьбы русских солдат. Для Верещагина это не безликая масса, не пушечное мясо, а православные касатики, "солдатушки-ребятушки", отдающие жизнь за Веру, Царя и Отечество, приносящие свои конкретные, уникальные жизни в жертву "за други своя", а это, как знаем из Писания, есть высшая жертва.
![В.Верещагин "После удачи"](/images/2007/8676.jpg)
Вот аннотация Третьяковской галереи: в батальных полотнах Верещагина публицистически-остро, с жестким реализмом - и в то же время эпически-масштабно - раскрывается изнанка войны. Знаменитым символом всей серии стала картина "Апофеоз войны" (1870-1871, ГТГ), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".
Пожалуй, знаменитый тиран Тамерлан единственный оставил такой четкий и ясный символ изнанки войны - это ведь его практика всех поверженных обезглавливать и оставлять на месте брани такие "курганы". Верещагин мастерски ухватил всю суть этого символа и в своей неподражаемой манере донес идею до публики.
![В.Верещагин "Смертельно раненый"](/images/2007/8677.jpg)
Однако вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и "высокое". Понятны его чувства, человека изощренного в искусствах и словно не желающего впускать в себя всю правду, весь ужас, кровь, гной, грязь войны, но и, вместе с тем, величие подвига конкретной души. Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными: "Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа.
![В.Верещагин "Торжествуют"](/images/2007/8678.jpg)
Г-на Бенуа и прочих "воздушных" эстетов, любивших рисовать "аполлонов и арлекинов", разумеется, такая правда искусства, такие "тяжелые кошмары горячки" не могли не шокировать. Интересно, что бы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами - "После удачи" или "Торжествуют", но побывав лично на азиатских войнах.
![В.Верещагин "Побежденные. Панихида"](/images/2007/8679.jpg)
Воистину, надо очень любить жизнь, чтобы изображать смерть так, как В. Верещагин.
Справка РЛ:
Василий Васильевич Верещагин родился в г. Череповце Новгородской губернии в семье помещика. Имел троих братьев. Младшие, Сергей и Александр, стали известными профессиональными военными; старший, Николай - общественным деятелем.
Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 г. у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864-1865).
В марте 1865 г. вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.
Осенью 1865 г. Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865/66 г. обучался в Парижской академии. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.
В 1867 г. К. П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу - состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 г. Верещагин отправился в Ташкент, затем участвовал в обороне осажденного Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4-го класса - "В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 июня 1868 года".
В конце 1868 г. совершил вояжи в Петербург и Париж. В 1869 г. при содействии Кауфмана организовал в столице "туркестанскую выставку", где показал свои работы. После окончания выставки Верещагин через Сибирь снова отправился в Туркестан.
В 1871 г. переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 г. устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце Лондона. Весной 1874-го состоялась выставка в Петербурге.
Затем почти два года жил в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 г. возвратился в Париж.
Узнав весной 1877-го о начале русско-турецкой войны, тотчас отправился в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командованием был причислен к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Участвовал в некоторых сражениях. В июне 1877 г. получил тяжёлое ранение.
В 1882-1883 гг. снова путешествовал по Индии. В 1884-м - в Сирии и Палестине, после чего написал картины на евангельские сюжеты.
В 1901 г. посетил Филиппинские острова, в 1902 - США и Кубу, в 1903 - Японию.
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце "Петропавловск" 31 марта 1904 г.
Иллюстрации: картины В. Верещагина - "Апофеоз войны", "Врата Тамерлана", "Побежденные. Панихида", "После удачи", "Торжествуют", "Смертельно раненый".