Благотворительность Русской Православной Церкви

Новости Москвы 
0
550
Время на чтение 7 минут
"Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если во дни земной жизни нашей мы отверзали руку свою посильному благодеянию храмам Божьим, то никогда не забудет о сем Святая Церковь".
Отец Варлаам, первый настоятель Белогорской обители


Древнейшими правовыми актами, определяющими благотворительность как составную часть жизни и деятельности церкви, можно считать Уставы первых православных русских монастырей, о которых, к сожалению, История донесла до нашего времени очень мало официальных сведений. Но до нас дошли жития святых и праведников, исторические повести, древнейшие летописные своды.

На основе изучения "Жития Феодосия Печерского", повести "Чего ради прозвался Печорский монастырь", Киевского свода "Повести временных лет" мы можем судить о том, что Устав древних монастырей определял обители как форму социальной организации людей, причем форму многофункциональную. Монастыри решали различные социальные задачи: от приготовления своих членов к загробной жизни, создания образцовых хозяйств до призрения нетрудоспособных, организации больниц, домов инвалидов, выделяя на социальные цели десятину из своих доходов.

В Киевской Руси, где Церковь и экономически, и организационно зависела от князя, ее благотворительность была следствием политики князя. Например, Владимир Святославович в 996 г. издал Устав, который поручал общественное призрение, попечительство - духовенству, и выделял для этого определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII вв. фактически взяли на себя благотворительную функцию.

В основном трактате о месте Церкви в обществе XIII в. - "Правила о церковных людях" немало строк посвящено перечислению благотворительных дел, требующих внимания Церкви. Вот несколько строк из этого трактата: "Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая - покровы и гробы".

В XIV-XVII вв., когда экономическая помощь Церкви была очень высокой, и ее роль в государстве укрепилась, задачи благотворительности Церковь решала самостоятельно. Но нужно заметить, что в XV-XVI вв. великий князь и Церковь часто координировали свои усилия по развитию благотворительности. Государство на эти цели выделяло церквям и монастырям средства. При Иване III были собраны все прежние грамоты и установления, приняты новые законы по выделению средств церквям и монастырям на содержание бедных. При Василии III по инициативе и с помощью князя в некоторых монастырях создавались больницы и богадельни. Иван Грозный в своих вопросах Стоглавому Собору поставил задачу расширения благотворительности.

Важную роль в правовом определении социальной функции Православной Церкви в целом и монастырей, в частности, сыграла монастырская реформа митрополита Алексия во второй половине XIV в., ее задачей являлось принятие нового монастырского Устава, главной целью которого было утверждение "общежительского" типа монастыря и превращение его, во-первых, в своего рода "монашеские университеты", где бы готовились церковные кадры нового типа, во-вторых, в экономически крепкие, не зависимые от князя хозяйства, в-третьих, в социальные обители, где могло бы найти приют и "успокоение" "убоги и обездолены чада земли наша".

На церковных Соборах XVII в. подтверждалась необходимость расширять благотворительность монастырей. Таким образом, мы видим, что благотворительность рассматривалось Русской Православной Церковью как неотъемлемая составная часть ее жизни и деятельности, высший церковный орган - Собор - своими постановлениями закладывал правовую основу этой деятельности.

Анализ практической работы Церкви по выполнению постановлений Соборов и Устава монастырей позволяет говорить о том, что церковная благотворительность носила как системный, так и эпизодический характер. Наивысшего подъема церковная благотворительность достигла в XIV-XVII вв., и это вполне закономерно, так как именно в этот период Церковь стала экономически сильной, способной в больших масштабах развивать благотворительность. Именно в это время развивается широкая сеть инвалидных домов, больниц, богаделен, приютов, созданных на постоянной основе при крупных московских, подмосковных, северных монастырях (Волоколамский монастырь, Троице-Сергиева Лавра, Кирилло-Белозерский монастырь, Чудов монастырь, Соловецкая обитель, Боровский Пафнутьев монастырь, Тихонова пустынь и многие другие). Богадельни создавались и при некоторых епархиальных домах (Новгородском, Казанском, Ростовском). Это была систематическая, целенаправленная благотворительная деятельность.

Монастыри, митрополичьи и епархиальные дома периодически оказывали материальную помощь неимущим. Обычно такая помощь оказывалась в неурожайные годы, а также беженцам из мест, занятых противником во время военных действий. Так, Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Соловецкий монастыри в голодные годы кормили из своих запасов сотни и тысячи крестьян. Когда закончились запасы в Волоцком монастыре, его игумен Иосиф закупил хлеб и другое продовольствие для голодающих в долг. Имели место случаи, когда матери, спасая своих детей от голодной смерти, оставляли их у стен монастырей. И монастыри активно создавали приюты. Многие дети оставались в монастыре, вырастали там и принимали монашество. Троице-Сергиева Лавра дала приют многим сотням ограбленных и изувеченных крестьян, сбегавшихся под защиту от поляков во время смуты 1604-1612 гг. Никон, будучи митрополитом Новгорода, во время голода ежедневно кормил на архиерейском подворье сотни неимущих, устроил богадельню для престарелых и увечных.

Новгородский священник Сильвестр (20-е гг. XVI в.) создал школу для сирот, обучая их грамоте, ремеслу, торговле, иконописи, учитывая их способности и таланты. Многие из его учеников стали священниками, подьячими и даже дьяками новгородских приказов, ремесленниками. Под руководством его жены, матушки Пелагеи, девушки-сироты овладевали рукоделием, кулинарией. Переехав в Москву, став протопопом Благовещенского Собора и духовником государя Ивана Грозного, о. Сильвестр и в Москве, в собственном доме, на собственные средства создал школу для сирот. В настоящее время работа в школе была бы предметом внимания и всяческой похвалы, а в XVI в. она представляла необычное для России явление, вызывала общее изумление.

С усилием централизации власти, наступлением на исторически-традиционные права Церкви, секуляризацией и, наконец, ликвидацией Патриаршества, превращением Церкви в составную часть государственного аппарата, церковная благотворительность потеряла свою самостоятельность. Была создана государственная система общественного призрения, в котором и определялась роль Церкви и монастыря. После Октябрьской революции 1917 г. Декретом СНК и инструкциями НКЮ от 26 августа 1918 г. Церкви запрещалось заниматься какой-либо благотворительностью.

Но, когда в 1921 г. на обширных просторах страны был страшный голод - бедствовало до 15 000 000 человек, - Патриарх Тихон, несмотря на инструкцию Наркомата юстиции, направил во ВЦИК письмо, в котором написал, что Православная Церковь не может безучастно взирать на бедствия, постигшие русский народ, и сделает все возможное для оказания помощи. С большим трудом Церкви дали разрешение, но на местах чинили всяческие препятствия, присваивали церковные пожертвования и даже арестовывали церковных деятелей, занимавшихся благотворительностью.

В 1990 г. был принят Закон "О свободе вероисповеданий". Церковь была освобождена от государственного контроля и получила новые возможности своего внутреннего развития и внешнего служения. В это время в епархиях (в том числе и в Калужской) начался процесс духовного возрождения: оживилась церковноприходская жизнь, стали открываться храмы и монастыри, строиться новые храмы и молитвенные дома, открылись первые воскресные школы, возобновилось духовное образование, стала проводиться работа с молодежью и осуществляться благотворительная деятельность.

Социальная работа в Калужской епархии осуществляется приходами, Отделом по благотворительности и социальному служению и двумя благотворительными миссиями в г. Калуге и г. Обнинске. Деятельность Калужской благотворительной миссии направлена на оказание помощи тем группам населения, которые лишены или ограничены в возможности передвижения, а Обнинская - осуществляет попечение над больными детьми.

Так, например, со дня своего возобновления - 10 февраля 1992 г. - Казанский девичий монастырь в г. Калуге занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, лишенным возможности посещать храм - больным, инвалидам и престарелым, - чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах и богослужениях. Монастырь опекает детей, больных детским церебральным параличом, находящихся на лечении в санатории "Калуга-бор". С 1992 г. в монастыре действует сестричество, члены которого помогают в реализации различных благотворительных программ.

Сестры Богородице-Рождественской девичьей пустыни в с. Барятино также ухаживают за престарелыми, нуждающимися прихожанками. Неимущим оказывается посильная помощь продуктами, лекарствами и одеждой.

Благотворительный отдел Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни занимается попечением о нуждающихся, обращающихся за помощью.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце также ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993г. при монастыре действует приют-пансион "Отрада" для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью. В нем проживает более 50 воспитанниц. Попечителем строительства детского приюта является благотворительный фонд "Связь поколений".

До революции вопросами благотворительности занимались и храмы. При некоторых из них были организованы братства. Так, например, в число прихожан храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы входили такие известные в Калуге люди, как Городской голова И.И. Борисов, губернский архитектор И.Д. Ясныгин, а также известные в городе семейства Унковских, Оболенских и др. 8 сентября 1903 г. при храме было организовано церковноприходское братство, основной задачей которого было оказание помощи нуждающимся. Братство также занималось просветительской деятельностью. Стараниями его членов была организована церковная библиотека.

Духовенство храма в честь Преображения Господня (Спаса за Верхом) также активно занималось благотворительной и духовно-просветительской деятельностью, 6 декабря 1898 г. по инициативе настоятеля храма священника Алексия Макарова было открыто церковноприходское попечительство. До конца 20-х гг. XX в. при храме активно функционировало братство, занимавшееся вопросами благотворительности и игравшее заметную роль в общественной жизни г. Калуги. 13 ноября 1899 г. в с. Аненки была открыта школа грамоты, приписанная к приходу.

Благодаря новому этапу духовного возрождения России, в настоящее время Русская Православная Церковь всячески поддерживает и развивает свои многовековые традиции по благотворительности и меценатству.
Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гущина
Все статьи Наталья Гущина
Новости Москвы
Новые кедринцы
Лауреаты премии им. Дм. Кедрина «Зодчий» за 2024 год и презентация 23-го выпуска «Полдня»
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
«Благодарю Бога за каждую созданную картину»
Русский художник Филипп Александрович Москвитин отмечает своё 50-летие
20.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Лев
23.12.2024 10:14
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Новый комментарий от Игорь Ал
23.12.2024 09:34
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от Валерий
23.12.2024 08:51
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Ленчик
23.12.2024 08:26
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 07:49
Проявление потребности в отце нации
Новый комментарий от РОНОЛ
23.12.2024 07:00
США создают биологическое оружие нового поколения
Новый комментарий от Ленчик
23.12.2024 05:39