Царем называли Господа, когда в окружении ликующей толпы израильтян Он приближался к воротам Иерусалима, сидя на осленке. Но и тогда не захотел стать царем Сын Божий. Он видел легкомыслие и порочность тех, которые восхотели поставить его царем. Устами они хвалили Его, но сердцем были далеки и чужды Ему, не способны ни чтить Его, ни слушаться, как подобает верным подданным, живущим с царем одним духом, готовым на смерть ради него. Да эти люди и не собирались быть Ему послушны. Напротив, они хотели чтобы Он послушно ублажал их - изобилием хлеба, победами без усилий над всеми врагами (с грабежом имущества побежденных и порабощенных народов) и разными чудесами. Вся эта ничтожная суета и мелкомыслие развратившихся потомков Авраама были далеки от величия того дара, который принес воплощенный Сын Божий Иисус Христос человечеству.
Когда же Его схватили и привели к Пилату на допрос, то обвинили Христа в том, что Он выдает Себя за царя. На вопрос Пилата Иисус отвечал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда". (Ин. 18:36) И никто не встал за Него, никто не способен был сражаться за своего Царя. Когда же Пилат вывел Иисуса перед народом, то сказал: "се, Царь ваш"! И те люди, которые еще недавно хотели поставить Иисуса Христа царем Иудейским, возопили: "распни, распни Его"! А когда Пилат вопросил их: "Царя ли вашего распну"? (Ин. 19:14, 15), они лишь еще яростнее закричали: "распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:25)! И так открылась правота Господня - они не были достойны быть Его подданными. Тогда Пилат предал Его воинам и те повели Иисуса на Голгофу. Он Сам нес крест Свой на место казни.
А мы, потомки православных, достойны того царя, которого чаем? Не дешево ли хотим мы купить себе у Бога оправдание и милость? Мы называем себя православными, но в наше сознание начинает проникать некий католический дух - дух торговли, обмена. Мы хотим облегчить себе жизнь, - получить прощение простыми формальными действиями, без особых усилий души, ума и сердца. Особенно ярко свидетельствует о нашем отступлении т.н. "всемирный чин покаяния". В чем его замысел? "Мы скажем, Господи, в таком-то месте такие-то слова, а Ты вернешь нам Православное царство"! Вот как все оказывается просто. Но трудно поверить, что все дело в том, чтобы в определенном месте сказать определенные слова по самиздатовскому буклетику "всенародного покаяния" - и вот, в один миг Россия будет спасена, а нам даруется долгожданный Царь-гений! Очень похоже это все на еврейскую мечту о Машиахе. А антиканоничное и безблагодатное покаяние у памятника очень напоминает вопли евреев у стены плача.
Богу не нужны наши слова, Ему нужно дело - наша искренняя любовь и благодатное послушание. Эти качества должны быть не чувственные (плотские, "кровяные", как пишет святитель Игнатий Брянчанинов), а настоящие, духовные, которые есть ничто иное, как дар благодати Святаго Духа. И дается он не иначе, как большим - повседневным и кропотливым - молитвенно-покаянным трудом. Бог примет в Свои чада только чистых сердцем, только живущих по совести, освященной благодатью Святаго Духа. Эти качества души стяжаются не так быстро и просто! Для этого, собственно, и дана нам наша жизнь. Нужно научиться воистину отдавать Богу все свое сердце. И прежде нужно сокрушить его истинным и глубоким покаянием, ибо сердце не приемлется Богом, если оно лукаво и надменно.
Мы каемся, и если делаем это искренно и благодатно, то это прекрасно, это есть жизнь души, обновление жизни, стяжание совершенства! Но каково наше покаяние действительно? Принято ли оно Богом? Стало ли оно очищением души и обновлением ее сил? Ведь покаяние не должно быть только заученным движением уст. Здесь, перед священником у аналоя, происходит лишь увенчание большого внутреннего покаянного труда. Истинное покаяние должно быть выстрадано, оно должно охватить все существо человеческое, отразиться на жизни его. Истинное покаяние есть непрерывный процесс, совокупность всех наших покаянных предстояний у аналоя, которые по существу являются вехами - ступенями нашего духовного роста.
К сожалению далеко не всегда так происходит. Привычная суета, опутывая нас повседневными мирскими заботами, нужными и ненужными, обычно не дает нам времени рассмотреть самих себя, свои грехи и страсти. А для простоты и честности нам часто не хватает веры. В русских сказках и песнях часто можно встретить такой похвальный образ-эпитет: "Ясный сокол". Что значит сокол "ясный"? "Быстрый" или "зоркий", - это понятно. Но почему "ясный"? Сокол стремительным и точным ударом поражает добычу, его полет необыкновенно красив, это любимая птица русских князей. Русские певцы-сказители соколами именовали юных богатырей, бесстрашно вступавших в битву. Матери так нарекали сыновей, воспитанных в честности и верности слову. Молодая невеста, называя жениха ясным соколом, любовалась чудной его душой, быстрой и точной в своих чувствах. Это замечательное свойство, воспитанное многовековым христианским опытом жизни по правде, без лукавства и двоедушия всегда высоко ценилось в русском народе. Человек с простой душой ясен и правдив, он не замедлит выбрать правду, не обременен лукавыми расчетами и сомнениями, во всех делах так же стремителен и верен, как полет сокола! Его ясный ум, благодаря чистоте взгляда, способен глубоко проникать в суть вещей, легко отделяет истинное от ложного. Как высоко это достоинство - быть "ясным соколом".
Святая Русь, просветившая истинным светом и соединившая многие народы в одно могучее государство, еще не открыла миру по-настоящему свою поразительную духовную красоту. Россия распространялась не мечем и не насилием. Она соединила народы неотразимой нравственной силой нелицемерного христианства, пленявшей сильнее всех орудий, и часто обращавшей врагов в искренних и верных друзей своих. Но не вернется сама по себе нам наша нравственная сила, пока ищем "процветания и могущества" России, "исправления нравственности" и проч., хотя и это, конечно, необходимо. Не этого нам надо искать, а возвращения смысла русской жизни, который издревле был подвигом служения Истине, подвигом следования за Христом, "куда бы Он ни пошел". Духовное единение наше родилось из истинного единения каждого со Христом. Именно на этом пути Россия достигла небывалого духовного расцвета, большей частью не понятого и не оцененного по достоинству ни своими, ни чужими "интеллектуалами". И наши предки не "вымолили" его, а были удостоены Богом за праведность, за укоренившийся в народе трудом многих поколений навык истинного благочестия.
История России - это история неутихающей борьбы, славных побед и ужасных поражений. Хранительница великой истины Православного Христианства, Россия неизбежно должна была всю свою историю идти Голгофским путем, сгибаясь под тяжестью возложенного на нее креста. В своем совершенно уникальном, космически значимом историческом движении она всегда была распинаема, и всегда воскресала удивительным и непостижимым образом, каждый раз укрепляясь и возрастая - культурно, социально, экономически, географически и политически, каждый раз одаривая мир новыми - (увы!) невостребованными им рецептами победы над очередным мировым злом.
Тяжкая, но славная доля России среди всех народов земли, - быть как бы совестью человечества - потребовала от России не только духовной, но и огромной геополитической мощи. Но мы должны мыслить трезво и глубоко понимать, что необычайное духовно-нравственное и геополитическое величие России явилось не случайным даром судьбы и не "чудом" неудержимого стремления "русского гения". Нет, оно созидалось веками тяжелейшего совокупного жертвенного труда многих поколений русских людей, руководимых православной верою, и ради беспредельно возлюбленного ими Христа послушных Богу и царской власти по чести и совести. Этот труд не был приметен в грандиозных русских исторических катаклизмах, не учитывается и не исследуется как некая влиятельная составляющая русской истории. Но именно он является фундаментальной основой духовного могущества Руси, залогом ее неизменной победы над любыми захватчиками и возрождения из самых трагических провалов русской жизни.
И весь этот исторический процесс развивается не стихийно, - он устраивается непостижимым действием Промысла Божия во имя окончательной победы Добра над злом, Света над тьмой, Истины над ложью. Не дано человеку судить о путях Провидения, познавать сокровенные суды Божии. Но православный взгляд на мировую историю не может не видеть в ней Божьего художества, заботливого попечения о всем человечестве и о каждой отдельной человеческой душе во все времена и при всех нравах. В конечном итоге человеку должно вернуться дарованное Богом при сотворении и утраченное грехопадением богоподобие, а с ним и царское достоинство власти над всякой тварью, со-наследие Сыну Божию в грядущей вселенной (Иак. 2:5, Рим. 8:17, Евр. 2:5). Для этого богоспасаемая душа всегда ищет стяжания благодати Святаго Духа, ибо только благодатью может вернуться к единению с Богом.
Да, русский народ в лице многочисленных отступников, утративших веру и благочестие, тяжко согрешил. Не весь народ, но значительная часть его, которая забыла свой путь и пренебрегла избранием. И за грех свой эта отступническая часть была предана во власть служителям диавола, и охотно послушалась их. На ней кровь Царственных мучеников, на ней кровь и слезы всех страдавших и погибших от рук палачей русского народа, на ней вина осквернения святынь наших и разграбления богатств, которых они не собирали. Возлюбленная же Богом, святая и избранная часть народа русского, сподобилась великого и радостного дара благодати - мученичества за Христа. Этого драгоценного дара вдохновенно искали многие первохристиане и, обретая, радовались. Они поразительным подвигом терпения посрамили своих мучителей и приумножали силу и славу Христовой Церкви. Так и русские праведники, принявшие венец мученичества, удостоились чести явить сокровенную благодатную славу Русской Православной Церкви. Эти праведники в предреволюционное время были часто презираемы, оскорбляемы, терпели насмешки и унижения от "просвещенного" сообщества безбожных сограждан. Но в час огненного испытания оказались чистыми, светлыми, и несокрушимыми алмазами в небесной диадеме русских святых.
Высшим идеалом русского человека всегда была правда. Высшей радостью и смыслом жизни - мир совести, просвещенной и освященной светом Евангелия. Не вся Россия шла этим путем, и отнюдь не одну только святость являла в своей повседневной жизни. Но лишь та Россия, которая во все времена во что бы то ни стало держалась Христа, - Ему предавала себя, за Него шла на любые жертвы, - лишь она и дорога Богу. И ради подвига веры и покаяния истинных праведников, возлюбивших прежде всего Христа, спасает и будет спасать Господь Россию и терпеть весь мир, доколе не иссякнет сила народа святого (Дан. 12:7).