Но если начинаешь мысленно "ловить" космос, это может привести к тяжелым последствиям, можно уже и не вернуться. Ведь вернуться - это означает не только пережить испытание огнем во время прохождения атмосферы, восстановление сил организма после потери кальция, мышечной массы и даже изменения состава крови. Опыт показывает, что приспособиться к жизни в космосе на длительные промежутки времени могут лишь люди, да, пожалуй, еще бактерии. Морально-психологическое обеспечение человека, попадающего в экстремальную ситуацию, для жизни и деятельности задача особой важности. И доверять ее людям, поклоняющимся идолам, воздвигнутым трудами Фрейда, Адлера и их единомышленников нельзя. Но тогда кому? По словам человека, не одни сутки трудившегося в условиях вакуума: "В окопах крестятся все".
И Валерий Иванович Токарев, и его коллеги в командировку берут с собой иконки. Фактически ни один космонавт не отправляется в космос, не помолясь. Своим "космическим коллегам" из других стран он говорит: "Хотите, идите со мной в храм". Перед прошлой командировкой святой водой окропили всех участников экспедиции. А когда при возвращении был "огонь в иллюминаторах", и командир экипажа В.И.Токарев перекрестился, то его коллеги из США и Бразилии дружно и истово последовали его примеру. Именно Валерий Иванович доставил на орбиту Валаамский образ Матери Божией. В "русском секторе" Международной космической станции укреплен Православный крест. И каждые полтора часа вокруг Земли совершается крестный ход!
Все это говорит о том, что приоритет, духовное право на лидерство, полученное нашей страной в освоении космоса еще пятьдесят лет тому назад, сохраняется. Что это дает России? 2007 год объявлен годом беспилотной космонавтики. Когда в космос был запущен первый космический спутник, наверное, никто не предполагал, что через пятьдесят лет будет существовать постоянного растущий рынок коммерческих пусков.
Сейчас многие страны вкладывают огромные средства в решение задач в космосе. Что неудивительно, ведь это одна из самых наукоемких сфер деятельности, находящаяся на переднем крае гражданских и военных технологий обеспечения безопасности. Но делать они это пытаются путем экономии издержек, причем за счет России. Каждый по-своему. Например, в американском секторе МКС до сих пор нет собственного туалета. Зато у Китая уже четыре космодрома! В космос всё активнее стремятся Индонезия, Корея, Иран, Япония, другие страны Азии и Латинской Америки.
Отсутствие у России необходимого количества пусков (сегодня их чуть более 20 в год) - прямое указание на провалы в организации и отсутствии долгосрочной государственной стратегии развития космической деятельности. Например, подобной "Стратегической оборонной инициативе" в разработке которой участвовал известный ныне антиглобалист Линдон Ларуш или "Стратегической инициативы конкурентоспособности" реализуемой руководством США в настоящее время. Появится ли в ближайшее время в России "Стратегическая цивилизационная инициатива" (по выражению Ю.В.Громыко), предлагающая российский вариант глобализации для многополярного мира?
Директор Института Латинской Америки РАН В.М.Давыдов советует использовать России экваториальный космодром в Бразилии - в "Алькантара". Тем же китайцам уже помогли с космодромами (и с научными космическими парками и предприятиями по сборке ракет при них). Активно сотрудничаем с Европейским Сообществом, с французами на о. Куру, с корейцами. Сами же предлагаем помочь австралийцам. Осталось за свои же средства вырастить конкурентов из Бразилии и других стран [1].
Тем временем на Берлинском аэрокосмическом салоне "ИЛА-2006" Командующий Космическими войсками генерал-полковник В. Поповкин заявил: "...Мы должны, в соответствии с основными положениями политики Российской Федерации в области космоса, обеспечить независимый доступ страны в космическое пространство, то есть мы должны иметь возможность запускать на орбиту космические аппараты любого класса, включая тяжелые, с территории России. Сегодня же, например, тяжелые аппараты мы можем запускать только с космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана". В качестве замены Байконуру он тут же предложил Плесецк, расположенный в Архангельской области. По экспертным оценкам, пуски с Плесецка на геостационарную орбиту примерно на 30 процентов дороже и сложнее, чем с космодрома Свободный, о "консервации" которого в начале года заявил генерал-полковник В. Поповкин. В реальности развития того же Плесецка не будет из-за дороговизны пусков с него и параллельного функционирования Байконура.
С Байконура в настоящее время в космос и полетел сотый российский космонавт. Всего же, по словам Валерия Ивановича Токарева, на земном шаре их 400 человек. Ситуация с кадрами в отрасли тяжелая. Задумайтесь! Сейчас в России почти нет желающих трудиться в космосе! Нашей стране, стране первого искусственного спутника, первого космонавта, первого в мире выхода в открытый космос, первой в мире орбитальной станции нужен "Новый курс" по возвращению абсолютного мирового лидерства России в космосе.
В рамках знаменитого "Нового курса" президента Ф. Рузвельта (1933-1939 гг.) руководством США был принят федеральный Закон о создании Администрации долины реки Теннесси (ТВА - TVA, Tennessi Vallеy Authority). Проект ТВА был программой строительства многоцелевых гидротехнических сооружений, охватывающих своим влиянием весь водосборный бассейн Теннесси. Это привело к взрывному развитию этого региона. Опыт советских академгородков и наукоградов в 1960-е годы поразили весь мир. Они стали прототипом японских, американских и европейских программ ("Технополис") по созданию кластеров, территорий развития. Сейчас этот опыт воплощается в индийском Бангалоре, китайском Гонконге, сингапурском Джаронге, японском "Городе в пирамиде".
В прошлом благодаря купцам Россия приросла Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Теперь у российских предпринимателей с Урала, Сибири и Дальнего Востока должен появиться шанс обогатить Отечество богатствами "украшенного" пространства - космоса. Что для этого необходимо? В первую очередь, с учетом опыта создания софтверного "рая" в Бангалоре, предложить внятную схему инвестиций в космическую сферу для представителей российского бизнеса. Особенно извлекающих сверхприбыли из использования природных богатств страны. Прекратить тратить деньги на строительство на Байконуре нового космодрома для Казахстана. Вложить от 50 до 100 млрд. рублей в формирование инфраструктуры нанотехнологического космического кластера. Открыть возможность развития науки и промышленности (особенно лидерам оборонно-промышленного комплекса), дать высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу десяткам тысяч человек.
России нужен самый лучший в мире космодром. Пока еще есть и кадры, и средства для борьбы за мировое лидерство в космосе. Поэтому юбилейная "космическая пятилетка" 2007-2011 годов должна быть отмечена реализацией промышленно-градостроительного проекта национального масштаба. И к 12 апреля 2011 года лучшим подарком для страны может стать открытие нового космодрома.
Подготовил А.Каплиев
ПРИМЕЧАНИЕ:
1 - Ю.В.Крупнов. "России нужен новый космодром, лучший в мире. И он должен быть в Свободном" http://www.cmnews.ru/newsprint.asp?nid=2553