Обретение единства

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
218
Время на чтение 10 минут
17 мая 2007 года войдет в историю как день воссоединения двух частей Русской Православной Церкви

ДВЕ МИССИИ - ОДНА ИСТОРИЯ

На протяжении большей части XX века Русская Православная Церковь находилась в разделенном состоянии, существуя в виде двух отдельных частей: "отечественной" - РПЦ Московского Патриархата и "зарубежной" - РПЦ за рубежом. Разделение Русской Православной Церкви произошло вследствие событий 1917 г. При этом важно отметить, что трагическое, вынужденное и временное раздельное существование обеих частей Русской Православной Церкви было, при этом, весьма и весьма достойным.

Зарубежная Церковь на протяжении восьми с лишним десятилетий добросовестно вела свое главное дело по управлению заграничными епархиями и окормлению православных русских, а в последствии и не только русских людей вне России. В состав Заграничной русской церкви сразу после ее образования вошли не только епископы-эмигранты, но и те части Русской церкви, которые оказались за границами Советской России: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке, а также Православная Духовная Миссия в Палестине. Архиерейский Зарубежный Синод провел широкую организационную и миссионерскую работу и добился полного объединения всех русских заграничных епархий в Китае, Японии, Северной Америке и Западной Европе.

Зарубежная Церковь на протяжении всего своего существования стояла на позиции последовательного церковного консерватизма, что проявилось в радикальной критике любых форм церковного обновленчества и экуменизма и его основных проводников в XX веке - представителей экуменического Константинопольского патриархата. Кроме того, с момента своего основания Зарубежная Церковь стояла на позиции последовательного традиционализма, бережно сохраняя свою русскую историческую и культурную идентичность во всех ее аспектах, причем в ситуации ее пребывания в чуждом, западном, секулярном мире. Русская Православная Церковь в России, несмотря на сложнейшие исторические обстоятельства, смогла занять и последовательно отстаивать антиобновленческую и антиэкуменическую позицию, проявившуюся в радикальном осуждении обновленчества и экуменизма Святейшими Патриархами Тихоном и Сергием и прозвучавшую во всеправославном осуждении обновленчества, экуменизма, новоюлианской календарной реформы и в целом политики Ватикана и константинопольского Патриархата на созванном Святейшим Патриархом Алексием I Всеправославном Московском Совещании 1948 года; причем эти позиции заявлялись и поддерживались в ситуации радикально атеистического режима.

Нужно отметить и тот важнейший факт, что на протяжении XX века в обеих разъединенных частях Русской Православной Церкви были явлены многочисленные случаи святости: например, святой Иоанн (Максимович), архиепископ Сан-Францисский в РПЦЗ или, помимо многочисленного сонма святых мучеников за веру, святая Матрона Московская и святой Лука (Войно-Ясенецкий) в РПЦ, случаи, являющиеся бесспорным свидетельством сохраненной благодатности обеих частей Русской Православной Церкви. Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ была совершенная в 1981 г. канонизация Новомучеников и исповедников Российских и Свв. Царственных Мучеников, канонизация которых в России произошла спустя два десятилетия.

ПУТЬ К СОГЛАСИЮ

В 1991 г. внутриполитическая и, естественно, околоцерковная ситуация в России кардинально изменилась. И Русская Православная Церковь в России, невероятно ослабленная многократными гонениями и репрессиями, а в то же время невероятно окрепшая многочисленным сонмом Новомучеников, действительно невероятно быстро возродилась и приступила к разрешению самых наболевших внутрицерковных проблем, и прежде всего проблемы объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви.

Ключевую роль в решении этой проблемы сыграл Архиерейский Собор РПЦ 2000 г., на котором было принято несколько важнейших соборных постановлений: во-первых, документ "Об отношениях Церкви и государства", в котором была отмечена необходимость церковного отказа в доверии любой богоборческой государственной власти, а во-вторых, документ "Принципы отношения к инославию", который устанавливал границы каноничных отношений православных с инославными, резко осуждая ересь экуменизма. В связи с принятием этих соборных документов, на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в октябре 2000 года были сняты соответствующие претензии к Московскому Патриархату. В связи с этим, по решению представителей обеих разделенных частей Русской Православной Церкви, в целях достижения церковного единства, для разрешения всех накопившихся спорных вопросов и претензий были организованы совместные заседания комиссий Зарубежной и Российской Церкви, где был выработан общий подход к дискуссионным темам, а также найдена каноническая форма полного единства при сохранении внутреннего самоуправления.

Основные спорные вопросы между РПЦ и РПЦЗ касались таких проблем, как:

1) проблема политической и идеологической несвободы РПЦ, которая была разрешена в соборном документе РПЦ 2000 г. "Об отношениях Церкви и государства", обозначением РПЦ собственного свободного идеологического отношения к советскому режиму, прославлением многочисленного сонма Новомучеников и Исповедников Российских, и прежде всего Святых царственных страстотерпцев;

2) проблема "сергианства" - идеологии компромисса с советской властью, вынужденно провозглашенной митрополитом, а затем Святейшим Патриархом Сергием - проблема, которая была разрешена в "Социальной концепции РПЦ" 2004 г., согласно которой личность Патриарха Сергия была отделена от его вынужденной Декларации, в свою очередь расцененной как "не соответствующая подлинной норме церковно-государственных отношений";

3) проблема экуменизма, касающаяся неканоничной формы общения с инославными, которая получила однозначное осуждение со стороны РПЦ еще на Всеправославном Московском Совещании 1948 года и которая была разрешена в соборном документе РПЦ 2000 г. "Принципы отношения к инославию", четко определяющем каноничные границы возможного общения православных с инославными;

4) проблема имущественных споров, связанная с существованием определенного числа приходов Зарубежной Церкви на территории Московского Патриархата, которая будет решена исходя из канонического запрета на подобную форму церковного "сосуществования", но при этом, персональные дела священнослужителей и епископов, действующих в параллельных структурах, будут решаться в духе церковной икономии - снисхождения и практической пользы при решении недогматических вопросов, допускающих не подрывающие вероучения отклонения;

5) проблема статуса Русской Православной Зарубежной Церкви, которая была разрешена в совместно выработанном "Акте о каноническом единстве", по которому РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви" и будет "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви".

Таким образом, в результате работы совместных заседаний комиссий Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви были окончательно разрешены все канонические препятствия, спорные вопросы и взаимные претензии, мешающие воссоединению двух частей единой Русской Православной Церкви, а также выработаны все необходимые документы, одобренные Священным Синодом Русской Православной Церкви и Зарубежным Синодом.

ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ

Одновременно с важнейшей совместной работой по разрешению всех канонических препятствий, в 2000-х гг. благодаря взаимодействию РПЦ и РПЦЗ был осуществлен целый ряд проектов, активно способствующих осуществлению грядущего воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом.

В апреле 2003 г. Патриарх Московский Алексий II обратился с важнейшим Посланием к "архипастырям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе", в котором призвал их к возвращению в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата и созданию единой Митрополии РПЦ, объединившей бы три ветви русской церковной эмиграции: РПЦЗ, евлогианскую Западноевропейскую архиепископию и различные западноевропейские епархии Московского Патриархата.

В сентябре 2003 г. в Генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке состоялась историческая встреча Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с главой России Президентом В.В. Путиным, выразившим свою непосредственную заинтересованность и поддержку налаживанию взаимодействия и итогового объединения частей Русской Православной Церкви.

В мае следующего 2004 г. состоялся грандиозный визит в Москву председателя Зарубежного Синода митрополита Лавра, который включал в себя собеседование под председательством Святейшего Патриарха Московского Алексия II, посещение делегацией Зарубежной Церкви московских и российских православных святынь - особенно мест, связанных со святыми царственными страстотерпцами, Святейшим Патриархом Московским и Первоиерархом РПЦЗ Лавром была осуществлена совместная закладка храма Новомучеников Российских в Бутово и освящение храма Живоначальной Троицы в честь Тысячелетия Крещения Руси; кроме того, окончательно было восстановлено молитвенное общение между РПЦ и РПЦЗ.

Наконец, в 2006 г. состоялись весьма символические исторические и церковно-политические события. В сентябре 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялось перезахоронение праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, при содействии Президента России В.В. Путина и королевы Дании Маргрете II и при непосредственном участии представителей духовенства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

А в октябре 2006 г. в Москве состоялась церемония перезахоронения праха генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина - двух во многих отношениях знаковых фигур русской эмиграции - в некрополе древнего Донского монастыря. Патриарх Московский Алексий II совершил панихиду по русским эмигрантам и освятил на территории монастыря Мемориал национального примирения и согласия - часовню, призванную, по его словам, "символизировать примирение и соединение всех ветвей россиян, которые живут в Отечестве и в рассеянии".

СИЛЫ ПРОТИВЛЕНИЯ

На фоне всего выше представленного невероятно важного и плодотворного взаимообщения и взаимодействия, у проекта воссоединения частей Русской Православной Церкви имеются критики и противники. Можно сказать, что процесс воссоединения РПЦ и РПЦЗ стал настоящей "лакмусовой бумажкой" для различных противников Московского Патриархата. И это не удивительно - абсолютное большинство подобных критиков и противников оказались представителями различных современных раскольнических и обновленческих околоцерковных группировок. Это представители так называемой "русской православной автономной церкви" - РПАЦ, или "суздальского раскола", - организации, возникшей в 1994 г. и возглавляемой Валентином Русанцовым, запрещенной и непризнанной и Российской, и Зарубежной Церковью. Это представители так называемой "российской истинно-православной церкви" - РИПЦ - организации, возникшей в 1996 г. и возглавляемой Тихоном Пасечником, также запрещенной и непризнанной и Российской, и Зарубежной Церковью. Это некоторые отдельные священослужители, поссорившиеся с собственным священноначалием, лишенные сана, запрещенные одной из или обеими частями Русской Православной Церкви. Ну и конечно, это интернет-портал Credo.ru - главный информационный орган РПАЦ, возникший в 2002 г., возглавляемый радикально антицерковным журналистом Александром Солдатовым, проводящий позицию этой раскольнической группировки по всем церковно-политическим вопросам. Группа противников воссоединения частей Русской Православной Церкви есть и в Зарубежной Церкви. Это представители отделившейся от Зарубежной Церкви в 2001 г. части во главе с митрополитом Виталием - так называемой РПЦЗ (В); причем если подавляющее большинство духовенства и мирян за границей остались верны Архиерейскому Синоду во главе с митрополитом Лавром - РПЦЗ (Л), к митрополиту Виталию - РПЦЗ (В) примкнули лишь несколько священников и клириков в Америке, Канаде и Франции. В числе не желающих воссоединения оказались также представители русской эмиграции, которые до сих пор игнорируют и не желают признавать перемены, произошедшие в России с 1991 г., и всячески предостерегают представителей РПЦЗ объединяться с РПЦ.

В преддверии воссоединения двух частей Русской Православной Церкви со стороны противников этого события постоянно осуществляется всевозможная критика и различные провокации. Подписание исторического "Акта о каноническом общении" получало с их стороны невероятно критичную и мрачную трактовку чуть ли не "капитуляции РПЦЗ перед Московским Патриархатом". В среде протестующих зарубежников постоянно озвучиваются угрозы и предостережения в связи с осуществлением грандиозного раскола внутри Зарубежной Церкви, а точнее отделения от нее огромной не согласной с "подчинением Московской Патриархии" части. Попытка осуществления подобного скандала произошла и в Русской Православной Церкви в связи с публикацией и распространением нашумевшего Послания епископа Анадырского и Чукотского Диомида, содержащего в себе 10 пунктов различных абсолютно надуманных обвинений в адрес современной Московской Патриархии. А совсем недавно в различных печатных и интернет-изданиях появилось провокационное сообщение о внезапном сильном ухудшении здоровья и даже смерти Патриарха Московского. Конечно, и Послание епископа Диомида, и нелепые слухи о здоровье Предстоятеля Русской Православной Церкви были однозначно расценены нашим священноначалием как намеренные провокативные действия, направленные на срыв грядущего подписания "Акта о каноническом общении" и грядущего объединения.

ДЕНЬ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ИСТОРИИ

Основная же часть представителей Русской Православной Церкви и в Отечестве, и за рубежом среди и священнослужителей, и мирян, в отличие от выше представленных раскольнических маргинальных группировок, активно поддерживает событие воссоединения. Только в московских церковных торжествах 17 мая 2007 г. принимает участие более половины иерархов и около трети священнослужителей Русской Зарубежной Церкви. В этот же день по благословению Патриарха Московского по территории всей России начинается восемь многодневных крестных ходов параллельно из Санкт-Петербурга, Архангельска, Ростова-на-Дону, Барнаула, Якутска, Владивостока, а также из двух центров вселенского православия - Иерусалима и Афона. Отметим также, что важнейшей составляющей московских церковных торжеств, связанных с событием воссоединения, является посещение и совместное сослужение священников РПЦ и РПЦЗ в самых важных государство- и культурообразующих духовных центрах Москвы и России - в Храме Христа Спасителя, в Успенском Соборе Кремля, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Даниловом и Донском монастырях, наконец, в храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.

Воссоединение разъединенных частей Русской Православной Церкви выходит далеко за рамки внутрицерковных отношений и является важнейшим историческим событием нашего времени. Очевидно, воссоединение частей Русской Православной Церкви станет знаковым событием в восстановлении потерянной в результате гражданской войны церковной, национальной и культурной целостности, в достижении долгожданного единства разделенной русской Церкви и разделенного русского народа. А благодаря воссоединению с Русской Православной Церковью Дальневосточной, Западно-Европейской, Северо-Американской, Восточно-Американской, Австралийской и Новозеландской зарубежных епархий зона канонической юрисдикции Московского Патриархата на все континенты мира, чем невероятно увеличит область русского православного геополитического влияния и станет сильнейшим фактором православного возрождения во всем мире.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Малер-Матьязова
Македония: "балканский близнец" Украины
У двух церковных расколов - один политический сценарий
02.04.2008
Инквизиция раскола
Православные храмы в бывшей югославской республике Македонии превращают в гостиницы, магазины и концертные залы
22.03.2008
Все статьи Елена Малер-Матьязова
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Аксиос. Достоин!
К вопросу о канонизации брата-мученика Иосифа Муньоса
01.11.2024
Архиепископ Канадский Гавриил о канонизации святых в РПЦЗ
«Святые для нас являются примером»
08.10.2024
Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии
Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова
05.08.2024
Святитель Иоанн Шанхайский. Прижизненная
видеозапись. Редчайшие кадры
05.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48